Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2019 г. N Ф07-10338/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
18 июня 2019 г. |
Дело N А13-16637/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 июня 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
при участии от товарищества собственников жилья "Юг" Параничевой Е.С. по доверенности от 20.11.2017, Толстоброва А.П. по доверенности от 20.11.2017, от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Москвиной А.А. по доверенности от 09.01.2019 N ИХ 11-0001/19, от Малованова О.Н. его представителя Борисова А.М. по доверенности от 10.01.2018 N; 35АА 11544335,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Юг" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 марта 2019 года по делу N А13-16637/2017,
установил:
товарищество собственников жилья "Юг" (ОГРН 1143525017294, ИНН 3525332690; адрес: 160033, Вологодская область, город Вологда, улица Евковская, дом 12, офис 17; далее - ТСЖ "Юг", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция, ГЖИ) о признании незаконным пункта 2 предписания от 10.07.2017 N 368-08.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Малованов Олег Николаевич (адрес: 160033, Вологодская область, город Вологда).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 марта 2019 года по делу N А13-16637/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ "Юг" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Инспекция и Малованов Олег Николаевич отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заслушав объяснения представителей товарищества, инспекции и Малованова О.Н., исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании распоряжения от 11.01.2017 N 21 внеплановой выездной проверки деятельности товарищества с целью проверки фактов, изложенных в обращениях гражданина от 16.12.2017 (вх. N 9045) по вопросу неудовлетворительного состояния и содержания строительных конструкций (промерзание стен) в квартире N 5 многоквартирного дома N 12 по улице Евковской города Вологды (далее - МКД) (том 1, лист 109), инспекцией составлен акт проверки от 17.01.2017 N 21-08.
В ходе проверки инспекцией выявлено и отражено в указанном решении, что со стороны товарищества имеет место нарушение пунктов 5.5.6, 5.5.12, 5.7.1, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), поскольку в канале системы естественной вытяжной вентиляции в туалете, в котором выведен приставной воздуховод из помещения кухни, имеется засор (завал из битого кирпича) на всю высоту вентиляционного отверстия.
Помимо того, допущено нарушение пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.12, 4.2.1.13 Правил N 170, пункта 5.1 таблицы 5 СП 50.13330.2012, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), выразившееся в том, что в квартире N 5 МКД при температуре наружного воздуха минус 4 градуса Цельсия перепад между температурой внутреннего воздуха в кухне и угловой комнате и внутренней поверхности ограждающей конструкции наружной стены (торцевой) превышает допустимые требования (4 градуса Цельсия): в кухне температура плюс 23 градуса Цельсия, температура поверхности наружной стены по всей стороны с внутренней стороны в углах от плюс 14,7 градусов Цельсия до плюс до 16 градуса Цельсия; под кухонным гарнитуром - плюс 16 градусов Цельсия, плюс 17 градусов Цельсия. В углу на поверхности обоев конденсат, влага. В углу над кухонным фартуком на обоях черные пятна грибкового вида. В угловой комнате температура воздуха плюс 22,8 градусов Цельсия, температура наружной стены в углу плюс 15,8 градусов Цельсия, плюс 16 градусов Цельсия, остальная поверхность плюс 17 градусов Цельсия, плюс 18 градусов Цельсия, на обоях в углу черные пятна.
В связи с выявленными нарушениями товариществу выдано предписание от 17.01.2017 N 21-08 об устранении выявленных нарушений.
Срок исполнения этого предписания от 17.01.2017 продлен до 15.05.2017.
В целях проверки исполнения предписания от 17.01.2017 на основании распоряжения от 28.06.2017 N 368 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка деятельности товарищества с целью проверки исполнения предписания от 17.01.2017 N 21-08, по результатам которой составлен акт проверки от 10.07.2017 N 368-08 (том 1, листы 63-64).
Инспекцией при осмотре в системе вентиляции в квартире N 5 МКД, в помещении туалета в обоих вентиляционных каналах (от кухни и от помещения туалета и ванной комнаты) обнаружены завалы из битого красного кирпича. При осмотре оголовка вентиляционных каналов, выведенного за пределы кровли, снаружи в районе каналов квартиры N 5 на поверхности выявлено разрушение кирпичной кладки, выбоины, расслоения и сколы.
Кроме того, при осмотре наружных стен в квартире N 5 МКД в кухне и угловой комнате на поверхности стен в наружных углах имеются черные пятна грибкового вида.
На момент проведения проверки информация, подтверждающая проведение ремонтных работ по устранению переохлаждения наружных стен квартиры N 5 и устранению причин появления конденсата и черных пятен, не представлена.
В связи с этим инспекцией вновь товариществу выдано предписание от 10.07.2017 N 368-08 (далее - предписание от 10.07.2017) об устранении в срок до 01.09.2017 нарушения пунктов 5.5.6, 5.5.12, 5.7.2, 4.6.2.3 Правил N 170, пункта 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), путем выполнения работ по приведению вентиляционных каналов в помещении туалета квартиры N 5 МКД в рабочее состояние (устранить засоры) и осуществления ремонта оголовка вентиляционных каналов, имеющего повреждения (пункт 1 предписания от 10.07.2017)
Кроме того товарищество предписано в срок до 01.09.2017 устранить нарушения пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.12, 4.2.1.13, 4.10.2.1 Правил N 170, пункта 3 Минимального перечня N 290, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а именно выполнить необходимые ремонтные работы по устранению переохлаждения наружных стен в помещениях кухни и угловой комнаты квартиры N 5 МКД, а также по устранению причин увлажнения, конденсата и черных пятен на внутренней поверхности наружных стен (пункт 2 предписания от 10.07.2017).
Срок исполнения предписания от 10.07.2017 инспекцией продлевался до 01.10.2017, помимо того, срок исполнения пункта 2 предписания от 10.07.2017 продлевался до 01.12.2017.
Не согласившись с правомерностью пункта 2 предписания инспекции от 10.07.2017, товарищество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании пунктов 2 и 4 части 1 статьи 138 указанного Кодекса товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору.
По информации Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, размещенной в сети Интернет на официальном сайте по адресу: https://dom.gosuslugi.ru, рассматриваемый трехэтажный МКД управляется товариществом собственников "Юг".
Таким образом, товарищество собственников жилья является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.09.2014 серии АБ N 807600 Малованов О.Н. является собственником квартиры N 5 дома N 12 по улице Евковской города Вологды (объект права: квартира, назначение жилое, кадастровый номер 35:24:0502009-425).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, состав которого определен в статье 36 ЖК РФ, пункте 2 Правил N 491.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (подпункты "а" - "д" пункта 10 Правил N 491).
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в частности: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно пункту 4.2.1.12 указанных Правил участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять.
Пунктом 4.2.1.13 Правил N 170 предусмотрено, что стены, промерзающие или конденсирующие вследствие повышенной их теплопроводности, необходимо утеплять.
Согласно пункту 3 Минимального перечня к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся, в частности, выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.
Указанный перечень национальных стандартов и сводов правил утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (далее - Перечень).
В пункте 35 Перечня имеется ссылка на СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" (разделы 1, 4 (пункты 4.3, 4.4), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5. 7), 6 (пункт 6.8), 7 (пункт 7.3), 8 (подпункты "а" и "б" пункта 8.1), 9 (пункт 9.1), приложение Г).
В пункте 5.2 СП 50.13330.2012 содержится таблица 5, которая устанавливает требования к нормируемому температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции. Такой перепад применительно к наружным стенам жилых зданий и помещений не должен превышать 4 C.
Как верно отметил суд первой инстанции, товарищество обязано соблюдать требования пункта 5.2 СП 50.13330.2012, поскольку их соблюдение обеспечивает выполнение требований Закона N 384-ФЗ, исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на товарищество собственников жилья.
Инспекцией установлено и материалами дела, в том числе актом проверки от 10.07.2017 N 368-08, заявлением Малованова О.Н. от 14.12.2016 (том 1, лист 109), подтверждается, что вышеприведенные требования пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.12, 4.2.1.13 Правил N 170, пункта 3 Минимального перечня, заявителем не выполнены.
Факт несоблюдения товариществом указанных выше нормативных положений подтверждается также и заключением судебной строительно-технической экспертизы от 28.12.2018 N 1235/3-3/16.1, подготовленным ФБУ "Вологодская лаборатория судебной экспертизы", согласно которому на момент проведения исследования перепад температуры внутреннего воздуха и температуры внутренней поверхности наружной стены по оси "1" в кухне лит. "4" и жилой комнате лит. "8" квартиры N 5 по адресу: город Вологда, ул. Евковская, дом N 12, превышает нормируемый температурный перепад по СП 50.13330.2012 "Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003". Следовательно, наружная стена по оси "1" (оси приведены в приложении N 2) в кухне лит. "4" и жилой комнате лит. "8" не соответствует требованиям тепловой защиты здания по СП 50.13330.2012.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции эксперт Холмяков А.Л. ответил на все поставленные перед ним вопросы, в том числе и относительно выводов, изложенным в заключении от 28.12.2018, пояснил также, что данное исследование проводилось тепловизором.
Таким образом, экспертным заключением от 28.12.2018 подтверждено наличие оснований для выдачи предписания от 10.07.2017 в части пункта 2, которым на товарищество возложена обязанность выполнить необходимые ремонтные работы по устранению переохлаждения наружных стен в помещениях кухни и угловой комнаты квартиры N 5, а также устранению причин увлажнения, конденсата и черных пятен на внутренней поверхности наружных стен.
Пунктом 5.1 СП 50.13330.2012 предусмотрено, что теплозащитная оболочка здания должна отвечать следующим требованиям: а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных ограждающих конструкций должно быть не меньше нормируемых значений (поэлементные требования); б) удельная теплозащитная характеристика здания должна быть не больше нормируемого значения (комплексное требование); в) температура на внутренних поверхностях ограждающих конструкций должна быть не ниже минимально допустимых значений (санитарно-гигиеническое требование).
Требования тепловой защиты здания будут выполнены при одновременном выполнении требований а), б) и в).
Следовательно, наружная стена по оси "1" (оси приведены в приложении N 2) в кухне лит. "4" и жилой комнате лит. "8" не соответствует требованиям тепловой защиты здания по СП 50.13330.2012.
Общество последовательно указывает на то, что требования таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 самостоятельного значения не имеют, нормируются (предназначены) исключительно для применения в формуле для определения сопротивления теплопередачи, которая приведена в пункте 5.2 СП 50.13330.2012.
Вместе с тем, с такой позицией нельзя согласиться, поскольку из буквального прочтения названной нормы, а также положений СП 50.13330.2012 не следует.
Ссылка товарищества на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.04.2019 N 16444-ОГ/08 также не может быть принята, поскольку в нем содержится ответ на узко поставленный вопрос без оценки обстоятельств, которым он вызван.
В связи с изложенным доводы товарищества о соответствии наружных стен спорного здания техническим нормам и правилам по тепловой защите обоснованно не приняты судом, как не соответствующие имеющимся в материалах дела доказательствам.
Обоснованно признано ненадлежащим доказательством и представленное обществом комплексное экспертное исследование по строительно-техническому исследованию от 30.09.2017 N 070817-ИСБД(2)-2821, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебных экспертиз", поскольку является неполным, в нем количество исследованных наружных стен и конкретизация их расположения по осям, не приведены. Кроме того, мероприятия, послужившие основанием для подготовки исследования от 30.09.2017, выполнялись до наступления холодного периода времени года, а вопрос о наличии промерзаний в спорной квартире не являлся предметом исследования.
Общество отмечает, что выявленное инспекцией нарушение возникло в связи с проведенной третьим лицом перепланировкой квартиры, а также в связи с размещением мебели в спорном углу.
Данный довод не может быть принят как опровергающийся обозначенными выше доказательствами. Кроме того, в материалы дела третьим лицом представлены доказательства (том 1, листы 126-148), позволяющие установить, что перепланировка и переустройство жилого помещения проведены при наличии предусмотренных ЖК РФ оснований.
При этом доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по исполнению пункта 2 предписания от 17.01.2017, в материалы дела вопреки доводам жалобы не представлено.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным пункта 2 предписания инспекции от 10.07.2017 N 368-08.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 марта 2019 года по делу N А13-16637/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Юг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16637/2017
Истец: ТСЖ "Юг"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области
Третье лицо: АНО "Центр Судебных экспертиз", Малованов Олег Николаевич, ФБУ Вологодская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Вологодской области, ФБУ Вологодская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ (эксперту Хомякову А.Л.)