В Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации поступает информация о фактах нарушения прав дошкольных образовательных учреждений при выборе ими программ и педагогических технологий. В отдельных регионах установилась негативная практика жесткого регламентирования образовательной деятельности дошкольных учреждений, принудительного навязывания педагогическим коллективам определенных программ и технологий. Имеют место случаи, когда экспертная оценка деятельности ДОУ проводится формально, без всестороннего учета качественных показателей его работы, на основе статуса программ, по которым строится образовательный процесс.
В связи с этим Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации разъясняет, что основным правовым механизмом оценки деятельности ДОУ является его аттестация - комплексная экспертиза деятельности ДОУ на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. В настоящее время до введения государственного образовательного стандарта действуют Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 N 448). Государственные органы управления образованием, в том числе Минобразование России, обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от 24.03.95 N 42/19-15, от 29.01.96 N 90/19-15, от 18.07.97 N 112/36-14. Эта информация ориентирует дошкольные учреждения на новые развивающие программы, помогает педагогам выбрать программу (программы) из спектра вариативных, указывает на соответствие этих программ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании", а также ст. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Рекомендация к использованию программы (гриф) не является единственной гарантией получения высокой оценки деятельности ДОУ в ходе проведения его аттестации. Оценка образовательной деятельности комплексно учитывает не только качество программ, на основе которой ДОУ строит свою работу, но и уровень ее реализации. Опыт показывает, что целый ряд программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Минобразование России обращает особое внимание руководителей органов управления образованием на необходимость всемерной поддержки дошкольных образовательных учреждений в их праве самостоятельно выбирать образовательные программы и технологии для использования в практической деятельности.
Первый заместитель |
В.Д. Шадриков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях недопущения фактов нарушения прав дошкольных образовательных учреждений при выборе ими программ и педагогических технологий в виде практики принудительного навязывания педагогическим коллективам определенных программ и технологий, разъясняется, что основным правовым механизмом оценки деятельности ДОУ является его аттестация - комплексная экспертиза деятельности ДОУ на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. До введения государственного образовательного стандарта действуют Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (приказ Министерства образования от 22.08.96 N 448).
Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Обращается особое внимание руководителей органов управления образованием на необходимость всемерной поддержки дошкольных образовательных учреждений в их праве самостоятельно выбирать образовательные программы и технологии для использования в практической деятельности.
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 2 июня 1998 г. N 89/34-16 "О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий"
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2004 г., N 17, в журнале "Вестник образования", сентябрь 1998 г., N 9