город Ростов-на-Дону |
|
25 июня 2019 г. |
дело N А32-26146/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от главы крестьянского фермерского хозяйства Тригуба Ивана Васильевича: лично Тригуб И.В., Тригуб И.И. по доверенности от 09.01.2019; Полищук О.И. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Тригуба Ивана Васильевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 по делу N А32-26146/2018, принятое в составе судьи Савина Р.Ю., по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Тригуба Ивана Васильевича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьих лиц: Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кущевский район, Турко Александра Александровича о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тригуб Иван Васильевич (далее - ИП Тригуб И.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просил:
- признать незаконным отказ от 26.03.2018 N 52-13115/18-32-12 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702017:6;
- обязать департамент в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и направить заявителю проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702017:6 на 49 лет с предложением о заключении соответствующего договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Кущевский район (далее - управление), Турко Александр Александрович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку не прошедший государственную регистрацию договор (соглашение) не порождает до осуществления регистрации всех последствий, на которые он направлен, постольку права и обязанности арендатора по договору аренды от 04.03.2008 N 8817000072 не перешли от ООО "Мария" к Турко А.А. Турко А.А. не обладал надлежащим титулом для передачи прав и обязанностей по спорному договору аренды и соглашениям к нему при заключении договора переуступки права от 09.12.2015 с Тригуб И.В.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Тригуб И.В. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель сослался на то, что департаментом не оспаривалась запись в государственном реестре в отношении права аренды на земельный участок ИП главы КФХ Турко А.А., а также в оспариваемом отказе от 26.03.2018 N 52-13115/18-32-12 департамент не указывал на недействительность дополнительного соглашения к договору от 08.02.2011 и на то, что переход прав от ООО "Мария" к ИП главе КФХ Турко А.А. был оформлен ненадлежащим образом. Заявитель жалобы полагает, что суд вышел за пределы рассмотрения оснований и предмета спора. Суд установил, что оспариваемый отказ не соответствует закону, однако отказал в признании данного отказа незаконным. Земельный участок используется надлежащим образом, арендная плата по договору уплачивалась полностью и своевременно. Общество указало, что имеется судебная практика, подтверждающая возможность перехода права аренды при отсутствии договора об уступке права и наличии заключенного дополнительного соглашения с арендодателем (А32-18703/2017). Предприниматель также сослался на то, что предоставление испрашиваемого земельного участка иному лицу затруднит обработку спорного земельного участка ввиду отсутствия к нему подъездных дорог и повлечет невозможность соблюсти севооборот на обрабатываемых предпринимателем участках, поскольку площади остальных участков будет недостаточно.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда отменить.
В судебном заседании ИП Тригуб Иван Васильевич и его представители поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. главы администрации муниципального образования Кущевский район от 10.08.1992 N 577-р между главой крестьянского хозяйства "Мария" Турко А.А. и администрацией муниципального образования Кущевский район 10.08.1993 заключен договор N 215 аренды земельного участка площадью 15,05 га сроком на 5 лет с правом последующего выкупа.
Распоряжением главы администрации Кущевского района Краснодарского края от 06.07.1994 N 326-р Турко А.А. дополнительно в собственность бесплатно предоставлен земельный участок площадью 5,95 га (пашни) к ранее выделенным участкам (собственность - 41,65 га, аренда - 15,05 га).
В соответствии с пунктом 2 указанного распоряжения утверждена площадь земель крестьянского хозяйства "Мария" в размере 56,7 га, из которых 47,6 га - в собственности, 9,1 га - в аренде.
В соответствии с договором N 116 временного пользования земельным участком от 05.02.1998 срок действия договора аренды от 10.08.1993 продлен на 10 лет.
Договор зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству администрации Кущевского района.
Крестьянское хозяйство "Мария" 06.12.2002 реорганизовано путем изменения организационно-правовой формы в общество с ограниченной ответственностью "Мария" (далее - ООО "Мария").
В соответствии с передаточным актом от 30.10.2002 крестьянское хозяйство "Мария" передало ООО "Мария" права и обязанности по заключенным договорам в отношении всех кредиторов и дебиторов, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также имущество, находящееся в собственности и отражаемое на самостоятельном бухгалтерском балансе преобразованного крестьянского хозяйства "Мария".
По результатам кадастровых работ был сформирован земельный участок площадью 126 095 кв. м (12,6 га) из земель сельскохозяйственного назначения и 15.04.2003 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:17:0702017:0006.
Право собственности в отношении спорного земельного участка 19.07.2004 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем (регистрационная запись 23-01/00-171/2004).
Согласно приложению к договору от 05.02.1998 (т.1 л.д. 140) площадь земельного участка, предоставленная в аренду ООО "Мария", составляет 126 000 кв.м.
На основании постановления главы муниципального образования Кущевский район от 20.02.2008 N 222 "О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства ООО "Мария" на новый срок" между управлением и ООО "Мария" 04.03.2008 заключен договор N 8817000072 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, в соответствии с которым арендодатель (управление) обязуется предоставить на условиях договора земельный участок с кадастровым номером 23:17:0702017:0006 из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 12,6 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Среднечубуркский сельский округ, южнее хутора Таврический, для ведения сельскохозяйственного производства.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 17.04.2008, регистрационная запись 23-23-06/017/2008-139.
Пунктом 7.2 договора срок его действия определен на 10 лет, до 04.03.2018.
Соглашением о переводе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 31.01.2011 (далее - соглашение от 31.01.2011) ООО "Мария" уступило права и обязанности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702017:0006 по договору аренды от 04.03.2008 индивидуальному предпринимателю Турко А.А.
Дополнительным соглашением от 08.02.2011 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящего в государственной собственности от 04.03.2008 N 8817000072, заключенным между управлением и Турко А.А., индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в преамбулу спорного договора аренды внесены изменения, а именно, общество с ограниченной ответственность "Мария" (арендатор) заменено на индивидуального предпринимателя, главу крестьянского (фермерского) хозяйства, Турко А.А.
Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц ООО "Мария" ликвидировано 01.03.2011.
В соответствии с договором переуступки права от 09.12.2015 Турко А.А. передал, а Тригуб И.В. принял обязанности арендатора по договору аренды спорного земельного участка по договору аренды от 04.03.2008 N 8817000072 и дополнительному соглашению к договору аренды от 08.02.2011.
Договор уступки зарегистрирован в установленном законом порядке 26.01.2016.
Тригуб И.В. 22.11.2017 обратился в департамент с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка на новый срок без проведения торгов.
Письмом от 29.12.2017 N 52-48507/17-32-20 департамент, ссылаясь на ничтожность договора аренды от 04.03.2008, уведомил Тригуб И.В. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Тригуб И.В. 22.01.2018 повторно обратился в департамент с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка на новый срок без проведения торгов.
Департамент 19.02.2018 повторно отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка по аналогичным основаниям.
Тригуб И.В. 02.03.2018 вновь обратился в департамент с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка на новый срок без проведения торгов.
Департамент 26.03.2018 направил в адрес Тригуб И.В. письмо N 52-13115/18-32-12, которым сообщил, что договор аренды от 04.03.2008 имеет признаки ничтожной сделки, в связи с чем, у заявителя отсутствует право на заключение договора аренды в отношении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
По условиям пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды 04.03.2008) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" наделяла администрацию полномочиями по распоряжению государственными земельными участками в период заключения с обществом спорного договора аренды. Орган местного самоуправления был наделен полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном статьей 10 Закона N 101-ФЗ. Наделение полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду означает не что иное, как наделение органов местного самоуправления полномочиями арендодателя в соответствующем правоотношении.
Из материалов дела следует, что на основании договоров от 10.08.1993 N 215 и от 05.02.1998 N 116 правопредшественнику предпринимателя был предоставлен земельный участок в аренду изначально площадью 15,05 га, а в дальнейшем уменьшена площадь до 9,1 га в связи с передачей 5,95 га (пашни) в собственность.
По результатам кадастровых работ был сформирован земельный участок площадью 126 095 кв.м, который поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:17:0702017:0006.
Согласно пояснениям управления, изложенным в письме от 14.05.2019 N 04-01-12/1296, на основании постановления главы Кущевского района Краснодарского края от 30.03.2004 N 250 "О формировании участков фонда перераспределения Краснодарского края на территории Кущевского района и утверждения границ" проведены работы по уточнению площади и границ земельных участков фонда перераспределения Краснодарского края, в результате чего было установлено, что общая площадь земельного участка, предоставленная КХ "Мария" в собственность и аренду в 1992 году составила 60,2 га вместо 56,7 га.
К моменту формирования участков фонда перераспределения Краснодарского края право собственности членов КХ "Мария" на земельный участок площадью 47,60 га было оформлено. Разница в площади 3,5 га отнесена к землям фонда перераспределения. Таким образом, земельный участок площадью 9,1 га фактически оказался равным 12,6 га. Распоряжением главы Кущевского района Краснодарского края от 21.10.2004 N 522-р в распоряжение от 06.07.1994 N 326-р были внесены изменения и дополнения: пункт 2 изложен в редакции, уточняющей площадь земельного участка, предоставленного в аренду. Площадь 9,1 га изменена на 12,6 га (т. 4 л.д. 66-69).
Из изложенного следует, что площадь земельного участка, предоставленного в аренду, 9,1 га, в 2004 году (распоряжение от 21.10.2004 N 552-р) была изменена на 3,5 га за счет фактического увеличения (присоединения дополнительных площадей) земельного участка за счет земель фонда перераспределения Краснодарского края. Фактически в 2004 году КХ "Мария" был предоставлен в аренду иной объект, имеющий иные характеристики (площадь и границы) и который, в том числе включал земельный участок, предоставленный ранее на праве аренды площадью 9,1 га.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 10 Федеральным законом от 24.07.2002 N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в редакции, действующей на момент предоставления в аренду дополнительной площади (2004 год) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Из материалов дела следует, что торги по продаже права аренды на земельный участок площадью 12,6 га не проводились и процедуры, предполагающие предоставление земельного участка с соблюдением принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости, администрацией не соблюдены ни при предоставлении земельного участка в 2004 году, ни в при заключении договора 08.02.2011.
При таких обстоятельствах, департамент обоснованно отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка без торгов.
Довод о том, что арендатор использовал земельный участок, платил арендную плату, а собственник земли ее принимал, судебной коллегией отклоняется, поскольку землепользование независимо от наличия договора аренды или иного права является платным, заявитель обязан вносить платежи за фактическое пользование, что не противоречит ст. 622 ГК РФ.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 по делу N А32-26146/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26146/2018
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тригуб Иван Васильевич, Тригуб Иван Васильевич
Ответчик: Департамент имущественный отношений Краснодарского края, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Турко Александр Александрович, Управление имущественных отношений администрации МО кущевский район, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН