город Омск |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А70-279/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Кливера Е.П., Фроловой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5755/2019) финансового управляющего Ний Анатолия Валериевича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2019 по делу N А70-279/2019 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению финансового управляющего Ний Анатолия Валериевича к Комитету записи актов гражданского состояния административного департамента Администрации города Тюмени о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении информации,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
финансовый управляющий Ний Анатолий Валериевич (далее - финансовый управляющий, ф/у Ний А.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета записи актов гражданского состояния административного департамента Администрации города Тюмени (далее - Комитет, заинтересованное лицо), выразившихся в отказе в предоставлении информации.
Решением от 11.04.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-279/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что оспариваемые действия заинтересованного лица, выразившиеся в отказе в предоставлении информации, являются законными и обоснованными, права и законные интересы заявителя не нарушают, поскольку запрашиваемые сведения являются конфиденциальными, предусматривающими ограниченный доступ к их получению.
Не согласившись с принятым судебным актом, ф/у Ний А.В. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 11.04.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-279/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее:
- положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) имеют специальный характер, дающий приоритет в вопросах правового регулирования перед нормами Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон об актах гражданского состояния);
- пунктом 1 статьи 66 Закона о банкротстве предусмотрено право арбитражного управляющего на получение любой информации и документов, касающихся деятельности должника; специальными положениями статьи 213.9 Закона о банкротстве установлен открытый перечень прав финансового управляющего в части истребования любой информации о должнике и его имуществе, необходимой для осуществления возложенных на управляющего обязанностей, в том числе по анализу финансового состояния должника, поиску его имущества и формированию конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов;
- запрашивая информацию о должнике, финансовый управляющий действует на основании судебного акта о введении процедуры банкротства и во исполнение обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Комитет просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, от Комитета поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) гражданина Яснева Олега Николаевича.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 11.12.2018 по делу N А70-15057/2018 требование Управления удовлетворено: в отношении Яснева Олега Николаевича введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Ний А.В.
Финансовый управляющий 13.12.2018 обратился в Комитет с запросом о предоставлении информации о зарегистрированных (расторгнутых) браках с должником Ясневым О.Н., в ответ на который заинтересованным лицом было отказано в предоставлении запрашиваемых сведений (письмо от 19.12.2018 N 49-07-711/8), поскольку возможность предоставления таких сведений арбитражному управляющему не предусмотрена Законом об актах гражданского состояния.
Считая указанный отказ незаконным, ф/у Ний А.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Тюменской области принял решение от 11.04.2019 по настоящему делу, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона об актах гражданского состояния (в редакции, действовавшей до 01.10.2018) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, признаны информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.
Пунктом 3 статьи 12 Закона об актах гражданского состояния (в редакции, действовавшей до 01.10.2018) руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.
С 01.10.2018 статья 12 Закона об актах гражданского состояния утратила силу и порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, стал регулироваться статьей 13.2 названного Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Закона об актах гражданского состояния (в редакции, действующей с 01.10.2018) орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что поскольку при обращении к заинтересованному лицу финансовым управляющим полученный в суде в порядке пункта 9 статьи 213.9 Закона об актах гражданского состояния запрос не представлен, Комитетом обоснованно отказано заявителю в предоставлении сведений о должнике.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что Законом о банкротстве, имеющем специальный характер, дающий приоритет в вопросах правового регулирования перед нормами Закона об актах гражданского состояния, предусмотрено право финансового управляющего на получение необходимых сведений по его непосредственному запросу, не требующему санкционирования со стороны суда.
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Праву финансового управляющего получать информацию о должнике, в том числе о его семейном положении и наличии детей, корреспондирует его обязанность принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества, по проведению анализа финансового состояния гражданина.
Положения статей 34, 45 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливают особенности режима имущества супругов и их ответственности по имущественным обязательствам.
Сведения о семейном положении должника - физического лица (о наличии заключенных, расторгнутых браков, фактов рождения (смерти) детей, об изменении имен, фамилий, отчеств, пола в отношении должника - физического лица), а также об имущественном положении супруга должника имеют существенное значение для формирования конкурсной массы.
Таким образом, сведения о том, состоял ли или состоит должник в зарегистрированном браке, а также об имущественном положении супруга должника отвечают критерию необходимости для осуществления финансовым управляющим полномочий в деле о банкротстве
Отсутствие у финансового управляющего информации о должнике и об его имуществе, включая совместно нажитое в браке, может привести к сокрытию должником каких-либо обстоятельств и отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
Однако, в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьей 12 Закона об актах гражданского состояния сведения из записей актов гражданского состояния составляют личную и семейную тайну гражданина, относятся к категории конфиденциальной информации и могут быть предоставлены с согласия самого гражданина, а в отсутствие такого согласия - только в случаях, установленных федеральным законом.
Пунктами 1, 2 статьи 66 Закона о банкротстве установлено, что управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
Пунктом 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве предусмотрено, что финансовый управляющий вправе, в том числе, получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом. При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки (пункт 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве).
Данное ходатайство предъявляется финансовым управляющим и рассматривается судом по правилам статьи 66 АПК РФ, по результатам его рассмотрения суд может выдать финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки (пункт 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан").
Таким образом, Законом о банкротстве установлен специальный порядок получения финансовым управляющим сведений об имуществе должника, предусматривающий истребование необходимых сведений непосредственно у гражданина, в случае их непредставления либо в целях проверки достоверности представленных сведений - обращение в арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) физического лица, в порядке статьи 66 АПК РФ, что создает баланс между публичными правами финансового управляющего на получение информации и частными правами граждан на их личную и семейную тайну.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно заключил, что оспариваемые действия заинтересованного лица, выразившиеся в отказе в предоставлении информации, являются законными и обоснованными, права и законные интересы заявителя не нарушают, приняв решение об отказе в удовлетворении заявленный требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу финансового управляющего Ний Анатолия Валериевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2019 по делу N А70-279/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-279/2019
Истец: Ний Анатолий Валериевич
Ответчик: Комитет записи актов гражданского состояния Администрации города Тюмени