г. Красноярск |
|
26 июня 2019 г. |
Дело N А33-19759/2017к5 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" июня 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Усиповой Д.А., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Клюева А.И. - представителя по доверенности от 29.12.2018 N МЛХ/1-04071 (до и после перерыва);
от Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" - Козловской М.А. - представителя по доверенности от 18.03.2019 N 6 (до перерыва);
от уполномоченного органа - Смирновой С.Г. - представителя по доверенности от 01.08.2018 N 26 (до и после перерыва);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) на определение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2019 года по делу N А33-19759/2017к5, принятое судьёй Ерохиной О.В.,
установил:
в рамках дела о банкротстве Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" (ОГРН 1102468052532, ИНН 2465245021, далее - должник), возбужденного на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Центр Сибири" (ОГРН 1072468000439, ИНН 2461200206), Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось 09.01.2018 в Арбитражный суд Красноярского края (направлено через систему "Мой Арбитр" 29.12.2017) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о включении в реестр требований кредиторов должника суммы задолженности и пени начисленные на долг по арендной плате по договорам аренды от 30.12.2009 N 342-з, от 30.12.2009 N 365-з, от 30.12.2009 N 366-з, от 30.12.2009 N 383-з, от 20.01.2012 N 597-з, от 30.12.2009 N 379-з, от 30.12.2019 N 381-з, по договорам купли-продажи лесных насаждений, ущербу, причиненному лесному фонду согласно приложениям 1, 2, 3 в сумме 72943394 рублей 60 копеек.
09.01.2018 в Арбитражный суд Красноярского края (направлено через систему "Мой Арбитр" 29.12.2017) поступило заявление Министерства лесного хозяйства Красноярского края, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о включении в реестр требований кредиторов должника суммы задолженности и пени начисленные на долг по арендной плате по договорам аренды от 30.12.2009 N 342-з, от 30.12.2009 N 365-з, от 30.12.2009 N 366-з, от 30.12.2009 N 383-з, от 20.01.2012 N 597-з, от 30.12.2009 N 379-з, от 30.12.2019 N 381-з, по договорам купли-продажи лесных насаждений, ущербу, причиненному лесному фонду согласно приложениям 1, 2, 3 в сумме 72943394 рублей 60 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11.01.2019 во включении требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края в третью очередь реестра требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе 15381785 рублей 01 копейка основного долга, 174167 рублей 74 копейки пени отказано. Требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Государственному предприятию Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе: 15381785 рублей 01 копейка- основной долг, 174167 рублей 74 копейки пени признано обоснованным и подлежащими удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также после удовлетворения требований незаинтересованных лиц, чьи требования учтены за реестром. Прекращено производство по требованию о включении в реестр требований кредиторов Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" 57387441 рубль 85 копеек, в том числе 47914083 рубля 26 копеек основного долга, 9473358 рублей 59 копеек пени.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить определение суда первой инстанции в части отказа во включении требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края в третью очередь реестра требований кредиторов должника - ГПКК "Красноярсклес" в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе 15381785 рублей 01 копейка основного долга, 174167 рублей 74 копейки пени и признании требования министерства к ГПКК "Красноярсклес" в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе: 15381785 рублей 01 копейка- основной долг, 174167 рублей 74 копейки пени обоснованным и подлежащими удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также после удовлетворения требований незаинтересованных лиц, чьи требования учтены за реестром и прекращении производства по требованию о включении в реестр требований кредиторов ГПКК "Красноярсклес" 57387441 рубль 85 копеек, в том числе 47914083 рубля 26 копеек основного долга, 9473358 рублей 59 копеек пени и включить требования Министерства в размере 72943394 рубля 60 копеек, в том числе 57387441 рубль 85 копеек, в том числе 47914083 рубля 26 копеек основного долга, 9473358 рублей 59 копеек пени., а также 15555952 рубля 75 копеек, в том числе 15381785 рублей 01 копейка основного долга, 174167 рублей 74 копейки пени в третью очередь реестра требований кредиторов ГПКК "Красноярское управление лесами".
Заявитель апелляционной жалобы указал, что задолженность у ГПКК "Красноярсклес" перед министерством возникла без влияния учредителя, не является договором займа, основана на неисполнении должником договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также суммы ущерба. Вывод суда о недобросовестности Министерства в отношении ГПКК "Красноярсклес" противоречит определению по делу N А33-15324/2014, которым установлено погашение в ходе финансового оздоровления требований кредиторов в соответствии с утвержденным графиком. Министерство лесного хозяйства Красноярского края является новым лицом и не может нести в настоящем деле о банкротстве последствия за действия своего правопредшественника (Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края).
Должник представил отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, указав на законность определения суда первой инстанции.
Уполномоченный орган представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность определения суда первой инстанции. В отзыве уполномоченный орган указал, что начисление арендной платы за 2013-2017 год произведено Министерством лесного хозяйства Красноярского края самостоятельно. Поскольку расторжение договора зарегистрировано 29.04.2019, а заявление поступило от должника в суд 26.04.2017, то есть по истечению 3-х годичного срока, в связи с чем, должно было послужить основанием для прекращения рассмотрения дела. При этом, фактически арендуемый лесной участок был возвращен Агентству лесной отрасли по Красноярскому краю (с 2016 года - Министерство лесного хозяйства Красноярского края, с 2014 по 2016 Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, до 2014 года - Агентство лесной отрасли Красноярского края) по акту от 30.01.2013 N 1. Документы, подтверждающие возвращение участка должнику, не представлены в материалы настоящего дела. Таким образом, основания для доначисления за период с 2013 года по 2017 год документально не подтверждены, основаны на злоупотреблении сторонами своими правами, в связи с чем, суд обоснованно отказал в удовлетворении требования о включении в реестр требований кредиторов. Уполномоченный орган полагает, что с учетом вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве, требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 72943394 рубля 60 копеек не подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве и подлежит прекращению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 19.03.2019, в соответствии со статьями 158, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные заседания откладывались, объявлялись перерывы.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), дата публикации 21.02.2019.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019, от 10.06.2019 в связи с очередными отпусками судьи Белан Н.Н., судьи Парфентьевой О.Ю. произведена замена на судью Хабибулину Ю.В., на судью Усипову Д.А. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы, согласен с определением суда первой инстанции.
Представитель от уполномоченного органа поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы, согласен с определением суда первой инстанций.
Судом апелляционной инстанции установлено, что:
- от временного управляющего Баженова Д.Е. поступили дополнительные документы, а именно копии: искового заявления; договора аренды лесного участка N 381-з; акта приема передачи к договору аренды лесного участка; дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 381-з; акта приема передачи лесного участка в аренду к дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка N 381 -з; соглашения о расторжении договора аренды лесного участка N 381-з; договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 381-3;
- от уполномоченного органа поступили дополнительные документы, а именно копии: акта от приема - передачи лесного участка от 30.01.2013 N 1; решения Арбитражного суда Красноярского края от 02.08.2017 по делу N А33-8841/2017, от 08.04.2015 по делу N А33-12454/2014; анализа финансового состояния ГПКК "Красноярское управление лесами" по результатам процедуры наблюдения с 29.11.2017;
- от Министерства лесного хозяйства Красноярского края поступили дополнительные документы, а именно копии: дополнительного соглашения от 24.10.2017 N 3 к договору аренды N 381-з; дополнительного соглашения от 27.11.2017 N 4 к договору аренды N 381-з.
Руководствуясь статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд вынес протокольно определение об отказе в приобщении к материалам дела дополнительных документов (дополнительного соглашения N 3 к договору аренды лесных участков от 30.12.2009 N 381-з от 24.10.2017; дополнительного соглашения к договору N1 к договору аренды лесных участков от 30.12.2009 N 381-з от 27.11.2017; искового заявления; договора аренды лесного участка N381-з; акта приема передачи к договору аренды лесного участка; дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N381-з; акта приема передачи лесного участка в аренду к дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка N381-з; соглашения о расторжении договора аренды лесного участка N381-з; договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N381-з; решения Арбитражного суда Красноярского края от 02.08.2017 по делу N А33-8841/2017, от 08.04.2015 по делу N А33-12454/2014) в связи с тем, что данные доказательства уже имеются в материалах дела.
Руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд определил приобщить копию акта N 1 приема - передачи лесного участка от 30.01.2013 к материалам дела, как необходимый для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта.
Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия иных лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы заявителя, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Проверив в порядке статьи 71 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил, что заявителем соблюден срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов. На дату рассмотрения требования срок на предъявление возражений истек.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
По смыслу названных норм, арбитражный суд проверяет обоснованность предъявленных к должнику требований и выясняет наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов, исходя из подтверждающих документов.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
Как следует из материалов дела, между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ГКАУ "Красноярское управление лесами" заключены следующие договоры:
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 342-з. Дополнительным соглашением 15.03.2012 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка N 342-з от 18.11.2008.
Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 347 230 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 365-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка N 365-3 от 30.12.2009.
Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 308 750 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 366-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанность по договору лесного участка N 366-з от 30.12.2009.
Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 248 547 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 г. N 383-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка от 30.12.2009 N 383-з.
Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 379 230 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 379-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка от 30.12.2009 N 379-з.
Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 333570 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 381-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка от 30.12.2009 N 381-з.
Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 2 776 450 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.
Дополнительным соглашением от 30.01.2013 договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 381-з был расторгнут. Решением арбитражного суда от 08.04.2015 по делу NА33-12454/2014 с должника взыскана задолженность в сумме 7376765 рублей 87 копеек. Решением арбитражного суда от 02.08.2017 по делу NА33-8841/2017 соглашение от 30.01.2013 о расторжении договора аренды лесных участков от 30.12.2009 N 381-з, заключенное между ГП КК "Красноярское управление лесами" и Агентством лесной отрасли Красноярского края признано недействительным.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ГПКК "Красноярское управление лесами" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 20.01.2012 N 597-з. Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 328 080 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.
Общая задолженность должника по вышеуказанным договорам аренды составляет 25716626 рублей 70 копеек - основной долг, 3241725 рублей 95 копеек - пени.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязуется предоставить имущество арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Кодекса предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Доказательства внесения арендной платы в заявленном объеме суду не представлены.
Так же заявителем заявлено требование, основанное на договорах купли - продажи в рамках государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины подписанных между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ГПКК "Красноярское управление лесами" в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах в общем размере 40760185 рублей 89 копеек - основного долга, 6405800 рублей 38 копеек - пени, требование о включении в реестр требований ущерба в общем размере 60781 рубль 63 копейки. В подтверждении обоснованности требования по возмещению ущерба заявитель ссылается на вступившие в законную силу решения судов.
Судом первой инстанции установлено и как следует из материалов дела, ранее в деле о банкротстве Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" N А33-15324-15/2014 17.12.2014 в арбитражный суд поступило требование Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 60218182 рубля 28 копейки, в том числе 51281666 рублей 98 копеек - сумма основного долга, 8936515 рублей 30 копеек - сумма пени. Определением арбитражного суда от 13.07.2015 по делу N А33-15324-15/2014 принят отказ кредитора - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от заявленного требования о включении 60 218 182,28 руб. в реестр требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" (ИНН 2465245021, ОГРН1102468052532). Прекращено производству по делу N А33-15324-15/2014.
При этом, заявленные требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках дела N А33-15324-15/2014 основывались на договорах аренды лесного участка от 30.12.2009 N 342-з, 365-з, 366-з, 379-з, 381-з, 383-з, 597-з.
Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Поскольку реализация требования к должнику представляет собой одну из форм осуществления гражданского права, кредитор вправе отказаться от его реализации. Законодательство не допускает повторного обращения кредитора с требованием к должнику, так как его требование уже было рассмотрено в рамках дела о банкротстве и по этому требованию принят соответствующий судебный акт (пункт 8 Постановления Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, обращаясь в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" требования на сумму 60218182 рубля 28 копеек, основанном на неисполнении последним договоров аренды земельных участков от 30.12.2009 N 342-з, 365-з, 366-з, 379-з, 381-з, 383-з, 597-з, реализовало право на судебную защиту.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Отказавшись впоследствии от заявленного требования в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края отказалось от судебной защиты права на получение от должника спорной задолженности.
В связи с реорганизацией Агентства лесной отрасли Красноярского края в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, с 10.01.2014 правопреемником Агентства лесной отрасли Красноярского края является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-п; Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, в редакции действующей до 27.07.2016. Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р создано Министерство лесного хозяйства Красноярского края и ему переданы полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений. Кроме этого, пунктом 2 названного распоряжения (в редакции распоряжения Правительства Красноярского края от 24.08.2С16 г. N 700-р) установлено, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений. Положение о Министерстве лесного хозяйства утверждено Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п. В едином государственном реестре юридических лип Министерство лесного хозяйства зарегистрировано 03.08.2016, о чем выдано свидетельство, о государственной регистрации от 03.08.2016 N 006339448.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, в редакции постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 371-п, названное Министерство не осуществляет ни каких полномочий в области лесных отношений. Органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным в области лесных отношений в настоящее время, является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от требования, заявленный при рассмотрении дела N А33-15324-15/2014, лишает Министерство лесного хозяйства Красноярского края, к которому перешли полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, права на обращение в арбитражный суд с тождественным требованием, поскольку право на заявление такого требования уже было реализовано кредитором.
Из представленного заявителем расчета задолженности следует, что задолженность, ранее предъявленная в деле о банкротстве N А33-15324/2014, с учетом погашения на сумму 3952480 рублей 05 копеек, составляет в общей сумме 57387441 рубль 85 копеек, из которых 7526785 рублей 73 копейки - основной долг по договорам аренды, 40387297 рублей 53 копейки - основной долг по договорам купли-продажи, 3067558 рублей 21 копейка - пеня по договорам аренды (в том числе пеня в сумме 1945818 рублей 59 копеек, заявленная в деле N А33-15324/2014, а также 1121739 рублей 62 копейки - продолженная начисляться и образованная следующим образом: (978581,16-123 400,69)+(317326,20-50 767,05)), 6405800 рублей 38 копеек - пеня по договорам купли-продажи.
В соответствии с частью 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение Арбитражного суда Красноярского края от 13.07.2015 о прекращении производства по заявлению кредитора по делу N А33-15324-15/2014, то производство по требованию Министерства лесного хозяйства Красноярского края о включении в реестр требований кредиторов Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 57387441 рубль 85 копеек, в том числе 47914083 рубля 26 копеек основного долга, 9473358 рублей 59 копеек пени на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является новым лицом и не может нести в настоящем деле о банкротстве последствия за действия своего правопредшественника (Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края), является ошибочным, отклоняется судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
Принимая во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), согласно которых в силу абзаца восьмого статьи 2 Закона о банкротстве к числу конкурсных кредиторов не могут быть отнесены участники, предъявляющие к должнику требования из обязательств, вытекающих из факта участия, учитывая, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края, обладающее 100% долей должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами", и не обладающее о банкротстве правами, предоставленными иным конкурсным кредиторам, суд первой инстанции признал требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Государственному предприятию Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе: в том числе по договорам аренды на общую сумму 14948115 рублей 02 копейки, 372888 рублей 36 копеек задолженность по договорам купли-продажи лесных насаждений от 13.10.2014 N 130, от 10.12.2014 N 151, от 18.121.2014 N 153, от 28.03.2016 N 367, задолженность по ущербу на сумму 60781 рубль 63 копейки, пени по договорам купли-продажи на сумму 174167 рублей 74 копейки обоснованным и подлежащими удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также после удовлетворения требований незаинтересованных лиц, чьи требования учтены за реестром.
При этом, судом первой инстанции не учтено следующее.
Так, понятие и субъектный состав аффилированных лиц закреплены в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно статье 4 которого аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Данный Закон не содержит прямого указания на то, что его нормы, определяющие понятия аффилированности и группы лиц, применяются к публично-правовым образованиям по причине подчинения.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Вместе с тем, нормы права об аффилированности лица не могут быть применены в соответствии с указанным выше правилом по аналогии к субъекту Российской Федерации как к участнику унитарных предприятий в силу пункта 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи со следующим.
Оценив представленные доказательства, учитывая положения статьи 19 Закона о банкротстве, статьи 9 Закона о защите конкуренции, статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 11523 по делу N А40-79121/10-144-441, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недопустимости признания публично-правового образования аффилированным лицом.
По договору от 30.12.2009 N 381-з Министерством лесного хозяйства Красноярского края заявлено ко включению требование в размере 13941127 рублей 94 копейки, в качестве обоснования указано на то, что договор был расторгнут по дополнительному соглашению от 30.01.2013 (т.17 л.д. 137), а решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.08.2017 по делу N А33-8841/2017 удовлетворен иск о признании недействительным соглашения о расторжении договора аренды земельных участков.
Начисление арендной платы за 2013-2017 год произведено Министерством лесного хозяйства Красноярского края самостоятельно.
Как следует из решения от 02.08.2017 судом принято заявление ответчика (Министерством лесного хозяйства Красноярского края) о признании иска, с учетом предмета иска (признание соглашения о расторжении договора аренды недействительным) оснований для применения последствий недействительности не имелось, поскольку последствием такого иска является констатация судом недействительности соглашения.
Таким образом, в связи с признанием иска ответчиком, судом не исследовались фактические обстоятельства дела.
При этом, фактически арендуемый лесной участок был возвращен Агентству лесной отрасли по Красноярскому краю (с 2016 года - Министерство лесного хозяйства Красноярского края, с 2014 по 2016 Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, до 2014 года - Агентство лесной отрасли Красноярского края) по акту от 30.01.2013 N 1.
Данное обстоятельство исследовано судом в рамках рассмотрения дела N А33-12454/2014. Также при рассмотрении дела N А33-12454/2014 судом установлено, что согласие на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесных участков от 30.12.2009 N 381-з получено от Агентства лесной отрасли Красноярского края, соответствующее письмо указано в договоре аренды. Более того, правопреемник Агентства в лице Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края в процессе по делу NА33-12454/20014 не отрицало факт своего согласия на сделку перенайма. При этом, суд пришел к выводу, что предприятие ГПКК "Красноярское управление лесами" (учитывая соответствие договора основным видам деятельности предприятия) не доказало, что оспариваемый договор о передаче прав и обязанностей по договору' аренды лесного участка является для него крупной сделкой, которая повлекла или может повлечь отчуждение имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение. То есть не требовалось согласование расторжения договора N391-з с Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края, на что указало ГПКК "Красноярское управление лесами" в своем заявлении по делу NА33-8841/2017, а Министерство согласилось с данным заявлением. Документы, подтверждающие возвращение участка должнику, не представлены в материалы настоящего дела.
Таким образом, основания для доначисления арендной платы по договору аренды лесных участков от 30.12.2009 N 381-з за период с 2013 года по 2017 год документально не подтверждены.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35), если в рамках дела о банкротстве суд рассмотрел заявление об оспаривании сделки по правилам главы III.1 Закона о банкротстве, заявление о привлечении лица к субсидиарной ответственности в порядке статьи 10 Закона о банкротстве или требование кредитора в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве и принял по результатам его рассмотрения определение по существу, то последующее прекращение производства по делу о банкротстве не препятствует рассмотрению апелляционной или кассационной жалобы на указанное определение, а также заявления о пересмотре в порядке надзора этого определения. Если в таком случае суд вышестоящей инстанции отменит ранее принятое определение, то названные заявления подлежат оставлению этим вышестоящим судом без рассмотрения применительно к пункту 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что определением Арбитражного суда Красноярского края от 17.04.2019 (резолютивная часть от 10.04.2019) производство по делу о банкротстве Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" (ОГРН 1102468052532, ИНН 2465245021) прекращено.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления N 35, а также прекращением производства по делу о банкротстве должника Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами", требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Государственному предприятию Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе: 15381785 рублей 01 копейка - основной долг, 174167 рублей 74 копейки пени подлежит оставлению без рассмотрения.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить определение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Определение суда первой инстанции подлежит изменению с изложением резолютивной части в измененной редакции по пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2019 года по делу N А33-19759/2017к5 изменить в части отказа во включении требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) в третью очередь реестра требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" (ОГРН 1102468052532, ИНН 2465245021) в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе 15381785 рублей 01 копейки основного долга, 174167 рублей 74 копейки пени; а также в части подлежащими удовлетворению требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также после удовлетворения требований незаинтересованных лиц, чьи требования учтены за реестром.
В указанной части требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) о включении в реестр требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" (ОГРН 1102468052532, ИНН 2465245021) в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе 15381785 рублей 01 копейки основного долга, 174167 рублей 74 копейки пени оставить без рассмотрения.
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2019 года по делу N А33-19759/2017к5 в остальной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Д.А. Усипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19759/2017
Должник: государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами"
Кредитор: ООО "ЦЕНТР СИБИРИ"
Третье лицо: Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, НП СРО АУ "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих", ООО "ВИРАЖ", ООО Косухина Е.Е.представитель "Вираж", ООО Мальков О.А. "Центр Сибири", ГУП Баженов Д.Е. "Красноярское управление лесами", Министерство лесного хозяйства КК, ПАО Сбербанк России, Синор А.Р.
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-491/19
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-19759/17
30.07.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-19759/17
09.04.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-19759/17
16.03.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-468/18
18.01.2018 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-251/18
11.01.2018 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-54/18
08.12.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-19759/17