Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2019 г. N Ф05-15367/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 июня 2019 г. |
Дело N А41-4070/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ИП Горшковой Е.А. - представитель не явился, извещен;
от Администрации Рузского городского округа Московской области - Черевашенко А.А., по доверенности от 14.06.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Горшковой Е.А. на решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2019 года по делу N А41-4070/19, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению ИП Горшковой Е.А. к Администрации Рузского городского округа Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Горшкова Е.А. обратилась в арбитражный суд московской области с заявлением к Администрации Рузского городского округа Московской области о признании постановления Главы Рузского городского округа Московской области от 27.11.2018 г. N 4475 недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2019 года по делу N А41-4070/19 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ИП Горшкова Е.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
Представитель Администрации Рузского городского округа Московской области в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ИП Горшковой Е.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя Администрации Рузского городского округа Московской области, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.10.2013 года постановлением Администрации Рузского муниципального района Московской области N 2961 на основании положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, площадью 25 кв.м, из земель государственной неразгранчиенной собственности, находящегося по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, г.п. Тучково, п. Тучково.
На основании указанного постановления в государственный кадастр недвижимости 11.11.2013 года были внесены сведения о земельном участке общей площадью 25 кв.м с присвоением ему кадастрового номера 50:19:0020102:1824.
Постановлением Администрации Рузского муниципального района Московской области от 07.02.2014 года N 487 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020102:1824 предоставлялся в собственность Горшковой Елене Анатольевне за плату.
В связи с тем, что после постановки земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020102:1824 сведения о нем в государственном кадастре недвижимости носили временный характер, а договор купли-продажи не был заключен, по истечении трех лет, сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020102:1824 были аннулированы.
14.02.2017 года в ГКН на основании ранее утвержденной постановлением Администрации Рузского муниципального района Московской области от 09.10.2013 года N 2961 схемы расположения земельного участка, в государственный кадастр недвижимости вновь были внесены сведения о земельном участке общей площадью 25 кв.м с присвоением ему кадастрового номера 50:19:0020102:1990.
В ходе разбирательства в Рузском районном суде Московской области в рамках рассмотрения дела по иску Горшковой Е.А. к Администрации Рузского городского округа Московской области, предпринимателю стало известно о том, что 27.11.2018 года заинтересованным лицом было принято постановления N 4475, которым были отменены ранее принятые постановления от 09.10.2013 года N 2961 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного: Московская область, Рузский муниципальный район, г.п. Тучково, п. Тучково" и постановление от 07.02.2014 года N 487 "О предоставлении Горшковой Е.А. в собственность за плату земельного участка для размещения торгового павильона, местоположение: Московская область, Рузский муниципальный район, г.п. Тучково, п. Тучково".
Посчитав, что данное постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Горшкова Е.А. обратилась в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого постановления Главы Рузского городского округа Московской области от 27.11.2018 г. N 4475.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года, следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством предусмотрена различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию: - без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса РФ); предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса РФ); для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
При этом в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 статьи 34 земельного кодекса РФ предусматривалось, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ, договор купли- продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как следует из материалов дела постановления Администрации Рузского муниципального района от 09.10.2013 года N 2961 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного: Московская область, Рузский муниципальный район, г.п. Тучково, п. Тучково" и от 07.02.2014 года N 487 "О предоставлении Горшковой Е.А. в собственность за плату земельного участка для размещения торгового павильона, местоположение: Московская область, Рузский муниципальный район, г.п. Тучково, п. Тучково" принимались органом местного самоуправления на основании вышеуказанных норм.
Заявитель полагает, что данные ненормативные акты были приняты в соответствии с действовавшим в тот момент законодательством, в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовали основания для их отмены.
Отмененные ненормативные акты принимались органом местного самоуправления на основании норм Земельного кодекса РФ, действовавших до 01.03.2015 года.
Федеральным законом от 23.08.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" менялся порядок предоставления земельных участков в собственность, в частности с 01.03.2015 года утратила силу статья 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.08.2014 года N 171 -ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривалось, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В данном случае между органами местного самоуправления Рузского городского округа и предпринимателем договор купли-продажи земельного участка, в отношении которого принималось решение о его предоставлении в собственность ИП Горшковой Е.А., по правилам статьи 34 Земельного кодекса РФ до 01.01.2018 года так и не было заключен.
Следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.08.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в настоящее время заключение договора купли-продажи земельного участка общей площадью 25 кв.м между Администрацией Рузского городского округа Московской области и ИП Горшковой Е.А. не представляется возможным, в связи с истечением установленной законом даты (01.01.2018 года) до которой подобные договора могли заключаться по правилам статьи 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Орган местного самоуправления, принимая решение об отмене ранее принятых им решений должен доказать, что отменяющий соответствует закону и не нарушает законных прав и интересов третьих лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Правовые акты, отмененные оспариваемым постановлением, после 01.01.2018 года не порождали каких-либо прав для индивидуального предпринимателя, так как не могли служить основанием для заключения с предпринимателем договора купли-продажи земельного участка.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку органы местного самоуправления Рузского городского округа имели право на основании положений части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменить указанные акты.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2019 года по делу N А41-4070/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4070/2019
Истец: ИП Горшкова Елена Анатольевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143103, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. РУЗА, УЛ. СОЛНЦЕВА, Д. 11
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15367/19
26.06.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8786/19
19.03.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-4070/19
24.01.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-4070/19