Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2006 г. N АС-588/06
Во исполнение пункта 2 раздела III протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова Минобрнауки России с учетом положений Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" разработаны Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Министерство направляет Методические рекомендации для использования в работе.
Заместитель министра |
А.Г. Свинаренко |
Методические рекомендации
по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи органам местного самоуправления по организации работы с детьми и молодежью в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий").
1.2. Местные органы самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью руководствуются:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- положениями Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления") и Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях (пересмотренной) (от 21 мая 2003 г.);
- Основными направлениями государственной молодежной политики (одобрены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5090-1);
- Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
- Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики";
- а также уставами (основными законами) и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
1.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Методических рекомендациях приводятся следующие основные понятия:
- государственная молодежная политика - система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны;
- дети - лица до достижения ими возраста 18 лет;
- молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
- молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
- молодежное общественное объединение - это объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;
- детское общественное объединение - это объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.
1.4. Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью осуществляются во всех муниципальных образованиях: поселении, муниципальном районе и городском округе.
1.5. Функции по организации мероприятий по работе с детьми рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управления образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения).
Функции по организации мероприятий по работе с молодежью рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы по делам молодежи), организационную структуру и штатную численность которых рекомендуется определять в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования и степени отдаленности от центра субъекта Российской Федерации (примерная структура прилагается).
1.6. Мероприятия по работе с детьми непосредственно осуществляют образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, социальной защиты населения и др.
Мероприятия по работе с молодежью непосредственно осуществляют учреждения органов по делам молодежи во взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями.
1.7. При организации работы с детьми и молодежью рекомендуется привлекать молодежь к формированию и реализации муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также подпрограмм по работе с детьми и молодежью в соответствующих программах социально-экономического развития муниципальных образований и субъекта Российской Федерации.
2. Цели и задачи организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью
2.1. Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне определяются в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, Федеральной целевой программой "Дети России на 2003-2006 годы", Государственной программой патриотического воспитания граждан в Российской Федерации на 2006-2010 годы, Федеральной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", региональными и муниципальными (местными) программами социально-экономического развития.
2.2. Задачами в организации работы в муниципальных образованиях являются:
- с детьми - создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
- с молодежью - вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
3. Приоритетные направления и примерное содержание организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью
3.1. При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы:
3.1.1. Воспитание гражданственности и патриотизма:
- организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;
- организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том числе по техническим, туристским, военно-прикладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонно-спортивной игры "Победа", соревнований по программе "Школа безопасности", спартакиад допризывной молодежи);
- проведение муниципальных мероприятий с детским и молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом работы;
- организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.
3.1.2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив:
- реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование" по поддержке талантливой и способной молодежи;
- поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей; научно-технического творчества молодежи;
- развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций муниципального образования и субъекта Российской Федерации;
- развитие муниципальной системы мер поощрения способной и талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);
- стимулирование деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;
- организация проведения общемуниципальных детских и молодежных праздников;
- поддержка развития в образовательных учреждениях объединений обучающихся ("малых академий наук", студенческих научных клубов, научных обществ обучающихся и т.д.);
- развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы и т.д.;
- разработка и реализация системы мер по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.
3.1.3. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства:
- создание условий для поддержки и развития сети подростковых, молодежных клубов (центров) по месту жительства;
- содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства;
- повышение квалификации работников подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства;
- проведение смотров-конкурсов подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства.
3.1.4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:
- проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики;
- организация стажировки актива молодежных общественных объединений в органах местного самоуправления;
- предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями;
- проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений;
- развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям, "правительствам", советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи.
3.1.5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:
- создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;
- организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания (круглосуточного пребывания);
- организация временных рабочих мест для трудоустройства молодежи;
- организация занятости молодых людей с ограниченными возможностями.
3.1.6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи:
- развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта (проведение соревнований на призы: "Золотая шайба", "Кожаный мяч", организация соревнований "Веселые старты", фестиваля-соревнования "Президентские состязания", спартакиад обучающихся, работающей, сельской молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным видам спорта);
- сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- реализация программ по организации малозатратных форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования детей по месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам молодежи);
- организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи;
- организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с детьми и молодежью.
3.1.7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи:
- развитие межведомственной системы учреждений социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;
- организация антинаркотической пропаганды среди детей и молодежи;
- разработка, принятие и реализация муниципальных (местных) программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
- пропаганда здорового образа жизни, распространение информации об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;
- организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и молодежи;
- участие в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных специалистов, занимающихся профилактической работой по предупреждению наркомании и токсикомании;
- содействие общественным объединениям, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;
- создание постоянных специализированных рабочих мест для незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;
- создание и развитие служб молодежных социальных работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за поведением детей и молодежи группы риска;
- развитие форм пропаганды толерантного поведения;
- создание мобильных групп по работе с неформальными молодежными объединениями асоциальной направленности.
3.1.8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем:
- мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи;
- создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
- оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования;
- создание межведомственных структур консультирования молодой семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).
3.1.9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:
- сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики;
- предоставление информации молодежи, молодежным и детским общественным объединениям, специалистам, работающим с детьми и молодежью;
- издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и молодежи;
- организация теле-, радиопередач по детской и молодежной тематике;
- проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики;
- поддержка и развитие системы информационных каналов (телефона доверия, сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и молодежью в муниципальном образовании и т.д.).
3.2. При организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового обеспечения этой работы, в том числе:
- обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для работы с детьми и молодежью;
- организовывать стажировку кадров для работы с детьми и молодежью;
- организовывать методическую работу по направлениям, перечисленным в п. 3.1;
- создавать условия для стимулирования кадров, работающих с детьми и молодежью, повышения престижа их труда.
3.3. По решению местных администраций и представительных органов местного самоуправления отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью.
4. Финансовые основы организации и осуществления работы с детьми и молодежью
4.1. Органы местного самоуправления организуют осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию работы с детьми и молодежью.
4.2. Финансирование организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня на территории субъекта Российской Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4.3. Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). При разработке данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предложения молодежных и детских общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и молодежью.
Директор Департамента |
С.Н. Апатенко |
Приложение N 1
Примерная структура
отраслевых (функциональных) органов местной администрации (органов по делам молодежи)
N п/п |
Численность молодежи, проживающей на территории муниципального образования (человек) |
Организационная структура |
Штатная численность, единиц |
|
|
Поселение |
|
1 |
свыше 10 тыс. |
Отдел по работе с молодежью |
3-5 |
2 |
от 5 до 10 тыс. |
Отдел по работе с молодежью |
2-3 |
3 |
от 2 до 5 тыс. |
Специалист по работе с молодежью |
1 |
4 |
до 2 тыс. |
Совмещение работы с молодежью с дополнительными функциями |
0,5 |
|
|
Муниципальный район |
|
5 |
свыше 50 тыс. |
Отдел по работе с молодежью |
3-5 |
6 |
от 10 до 50 тыс. |
Отдел по работе с молодежью |
3 |
7 |
от 3 до 10 тыс. |
Отдел по работе с молодежью |
2 |
8 |
до 3 тыс. |
Специалист по работе с молодежью |
1 |
|
|
Городской округ |
|
9 |
свыше 50 тыс. |
Отдел по работе с молодежью |
3-5 |
10 |
от 10 до 50 тыс. |
Отдел по работе с молодежью |
2-3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными задачами муниципальных образований при организации работы с детьми и молодежью являются создание необходимых правовых, социально-экономических и социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей, реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлечение молодежи в социальную практику, информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и России, развитие созидательной активности молодежи, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью должны осуществляться во всех муниципальных образованиях: поселении, муниципальном районе, городском округе. Функции по организации мероприятий по работе с детьми и молодежью рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управления образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, органы по делам молодежи).
Приводятся приоритетные направления организации работы с детьми и молодежью, принципы финансирования указанной деятельности, примерная организационная структура и штатная численность органов местной администрации по делам молодежи.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2006 г. N АС-588/06
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2006 г., N 13-14, в журнале "Вестник образования России", сентябрь 2006 г., N 18, в журнале "Администратор образования", сентябрь 2006 г., N 24
Текст Методических рекомендаций опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2006 г., N 24