Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2019 г. N Ф09-5972/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А47-9572/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Махровой Н.В., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2019 по делу N А47-9572/2018 (судья Тарасова С.В.).
Администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промышленное и жилищное строительство" о взыскании 3 879 931 руб. 45 коп. убытков, составляющих
сумму возвращенных средств в связи с недостаточностью значений показателей результативности использования субсидии, предоставленной по соглашению N 47-С от 28.02.2017.
Определением от 28.11.2018 удовлетворено ходатайство Управления
жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области (далее - Управление ЖКХ) о вступление его в дело в качестве соистца, поскольку предметом спора являются однородные права и обязанности.
Решением суда первой инстанции от 13.03.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, соистцы обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В качестве обоснования доводов апелляционных жалоб податели указывает на то, что вывод суд первой инстанции об отсутствии доказательств наличия совокупности обстоятельств для взыскания убытков является необоснованным.
Представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт причинения убытков, их размер и вину ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области (заказчик) и ООО "Промышленное и жилищное строительство" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N Ф.2017.109558 от 21.04.2017, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы: "Реконструкция автомобильной дороги по ул.Мостовая и ул.Заозерная в г.Сорочинске Оренбургской области" (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта место выполнения работ: автомобильная дорога по ул.Мостовая и ул.Заозерная в г.Сорочинске Оренбургской области.
Пунктом 2.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 08.09.2017 N 2) определено, что цена контракта по итогам аукциона в электронной форме составляет 43 454 501 руб. 74 коп., в том числе НДС.
В пункте 4.1 контракта срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта по 31.10.2017, согласно графика выполнения работ (приложение N 2 к настоящему контракту).
Дополнительным соглашением N 1 от 29.08.2017 графики производства работ, оплаты выполненных работ (Приложение N 3) были изложены в новой редакции (т.1 л.д. 54, 55).
Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2017 (пункт 15.2 контракта).
По соглашению сторон муниципальный контракт от 21.04.2017 N Ф.2017.109558 расторгнут с 10.11.2017, пунктом 1 данного соглашения установлено, что муниципальный контракт N Ф.2017.109558 от 21.04.2017
исполнен на сумму 43 014 761 руб. (т.1 л.д.58).
Как указали соистцы данный муниципальный контракт был заключен в рамках программы "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы и подпрограммы "Дорожное хозяйство Оренбургской области", на реализацию расходных обязательств органов местного самоуправления по дорожной деятельности предоставлены субсидии из областного бюджета Оренбургской области.
Между администрацией Сорочинского городского округа Оренбургской области (получатель) и министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (главный распорядитель) заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета от 28.02.2017 N 47-с.
Согласно пункту 1.1 соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление главным распорядителем из областного бюджета Оренбургской области в 2017 году (далее - текущий год) субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, (далее - субсидия), в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство Оренбургской области" государственной программы "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы на реализацию расходных обязательств органов местного самоуправления по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществлению иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с перечнем мероприятий (перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности, объектов недвижимого имущества, приобретаемых в муниципальную собственность.
Укрупненных инвестиционных проектов и иных мероприятий в соответствии с областной адресной инвестиционной программой) согласно
приложению N 1 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.
Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с настоящим соглашением, составляет 90,2 % от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 настоящего Соглашения, но не более 39 300 000 руб. (пункт 2.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 4.3.1. соглашения, Администрация обязана обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии (в отношении субсидий, предоставляемых на капитальные вложения, - достижение значений контрольных событий), установленных в приложении N 1 к настоящему соглашению, являющемся
его неотъемлемой частью.
Пунктом 5.1. соглашения установлено, что в случае нецелевого использования субсидии получателем, а также в случае нарушения получателем условий расходования субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии, к нему применяются бюджетные меры принуждения на основании и в порядке, установленные главами 29 и 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Приложением 1 к Соглашению от 28.02.2017 N 47-С "Перечень хозяйство Оренбургской области" государственной программы "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы на реализацию расходных обязательств органов местного самоуправления по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с перечнем мероприятий (перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности, объектов недвижимого имущества, приобретаемых в муниципальную собственность.
Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с настоящим соглашением, составляет 90,2 % от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 настоящего Соглашения, но не более 39 300 000 руб. (пункт 2.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 4.3.1. соглашения, Администрация обязана
обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии (в отношении субсидий, предоставляемых на капитальные вложения, - достижение значений контрольных событий), установленных в приложении N 1 к настоящему соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
Пунктом 5.1. соглашения установлено, что в случае нецелевого использования субсидии получателем, а также в случае нарушения получателем условий расходования субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии, к нему применяются бюджетные меры принуждения на основании и в порядке, установленные главами 29 и 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Приложением 1 к Соглашению от 28.02.2017 N 47-С "Перечень объектов и мероприятий, в целях софинансирования которых
предоставляется субсидия, в соответствии с областной адресной инвестиционной программой", объектом на который предоставляется софинансирование является "Реконструкция автомобильной дороги по ул.Мостовая и ул.Заозерная в г.Сорочинске Оренбургской области", проектной мощностью 1,39 км; контрольным событием, характеризующим капитальное строительство (реконструкцию) в году предоставления субсидии является ввод в эксплуатацию 1,39 км дороги, срок ввода в эксплуатацию - 2017 год (т.1 л.д.22).
В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области, утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.06.2016 N 430-п (далее - Правила предоставления и распределения субсидий), в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил, средства подлежат возврату в областной бюджет в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии. Объем средств, подлежащих возврату, рассчитывается ГРБС по формуле, указанной в пункте 12 Правил.
Подпунктом "б" пункта 7 Правил предоставления и распределения
субсидий установлено, что субсидия предоставляется на основании соглашения, которое должно содержать значения показателей результативности использования субсидии (за исключением значений показателей результативности использования субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности) и обязательства органа местного самоуправления по их достижению.
В обоснование исковых требований Управлением ЖКХ указано, что расходные обязательства по использованию предоставленной субсидии были переданы Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области в соответствии с бюджетом муниципального образования на 2017 год и учредительными документами Управления ЖКХ.
Управление ЖКХ в соответствии с Уставом МО Сорочинский городской округ, Положением об администрации Сорочинского городского округа, структурой администрации Сорочинского городского округа, Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа является отраслевым (функциональным) органом администрации Сорочинского городского округа, входит в ее структуру и наделено правами юридического лица.
Управление ЖКХ является главным распорядителем бюджетных средств и главным администратором доходов бюджета муниципального
образования.
В соответствии с п. 2.1.3. Положения об Управлении ЖКХ, основными задачами Управления ЖКХ является, в том числе, участие в реализации на территории городского округа политики администрации Сорочинского городского округа в сфере закупок продукции для нужд городского округа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.
В соответствии с п.4.1.2. Положения об Управлении ЖКХ, в целях реализации своих задач и функций Управление ЖКХ имеет право юридическими лицами в целях эффективного функционирования и совершенствования структуры жилищно-коммунального комплекса, дорожного хозяйства, расположенного на территории муниципального образования Сорочинский городской округ.
Ввиду чего между Управлением ЖКХ и ответчиком заключен муниципальный контракт N Ф.2017.109558 от 21.04.2017, согласно которому последний обязался выполнить реконструкцию автомобильной дороги по ул.Мостовая и ул.Заозерная в г.Сорочинске Оренбургской области.
Срок выполнения работ согласно условиям договора (в редакции дополнительного соглашения от 29.08.2017 N 1) составил с момента заключения муниципального контракта по 31.10.2017.
Обязательства по указанному контракту исполнены ответчиком с нарушением условий о сроках окончания выполнения работ, а именно 23.07.2018 (получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта строительства), несмотря на то, что акты приемки выполненных работ формы КС-2 были подписаны сторонами 10.11.2017.
Таким образом, значение показателя результативности использования предоставленной субсидии, а именно ввод объекта в эксплуатацию в 2017 году, муниципальным образованием Сорочинский городской округ не было достигнуто по причине ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по муниципальному контракту (просрочка выполнения работ, некачественное выполнение работ).
оглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета от 8.02.2017 N 47-с предусмотрено, что в случае нецелевого использования субсидии получателем, к нему применяются бюджетные меры принуждения.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по муниципальному контракту на реконструкцию автомобильной дороги, истцами понесены убытки, в виде возврата денежных средств из местного бюджета в областной в сумме 3 879 931 руб. 45 коп., что составляет 10 % предусмотренного на год размера субсидии без учета размера остатка субсидии, не использованного по состоянию на 01 января финансового года (10 % от 38 799 314 руб. 52 коп. (39 300 000 руб. объем субсидии за минусом 500 685 руб. 48 коп. неиспользованного остатка субсидии)).
В обоснование взыскания убытков Управлением ЖКХ указано, что Решением Сорочинского юридическими лицами в целях эффективного функционирования и совершенствования структуры жилищно-коммунального комплекса, дорожного хозяйства, расположенного на территории муниципального образования Сорочинский городской округ.
Ввиду чего между Управлением ЖКХ и ответчиком заключен муниципальный контракт N Ф.2017.109558 от 21.04.2017, согласно которому последний обязался выполнить реконструкцию автомобильной дороги по ул.Мостовая и ул.Заозерная в г.Сорочинске Оренбургской области.
Срок выполнения работ согласно условиям договора (в редакции дополнительного соглашения от 29.08.2017 N 1) составил с момента заключения муниципального контракта по 31.10.2017.
Обязательства по указанному контракту исполнены ответчиком с нарушением условий о сроках окончания выполнения работ, а именно 23.07.2018 (получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта строительства), несмотря на то, что акты приемки выполненных работ формы КС-2 были подписаны сторонами 10.11.2017.
Таким образом, значение показателя результативности использования предоставленной субсидии, а именно ввод объекта в эксплуатацию в 2017 году, муниципальным образованием Сорочинский городской округ не было достигнуто по причине ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по муниципальному контракту (просрочка выполнения работ, некачественное выполнение работ).
Соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета от 28.02.2017 N 47-с предусмотрено, что в случае нецелевого использования субсидии получателем, к нему применяются бюджетные меры принуждения.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по муниципальному контракту на реконструкцию автомобильной дороги, истцами понесены убытки, в виде возврата денежных средств из местного бюджета в областной в сумме 3 879 931 руб. 45 коп., что составляет 10 % предусмотренного на год размера субсидии без учета размера остатка субсидии, не использованного по состоянию на 01 января финансового года (10 % от 38 799 314 руб. 52 коп. (39 300 000 руб. объем субсидии за минусом 500 685 руб. 48 коп. неиспользованного остатка субсидии)).
Поскольку по платежному поручению N 537 от 08.05.2018 (т.1 л.д.29) возврат средств в сумме 3 879 931 руб. 45 коп. произведен Управлением ЖКХ, которое в соответствии с учредительными документами является главным распорядителем бюджетных средств, и выполняет возложенные на него функции органа местного самоуправления, возмещение убытков в сумме 3 879 931 руб. 45 коп. должно быть произведено ответчиком Управлению ЖКХ.
В обоснование взыскания убытков Управлением ЖКХ указано, что Решением Сорочинского городского Совета депутатов от 18.12.2017 N 365 "О бюджете Сорочинского городского округа Оренбургской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" утверждено распределение бюджетных ассигнований бюджета Сорочинского городского округа по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В связи с возвратом субсидии 3 879 931 руб. 45 коп. (в рамках Соглашения N 47-с), а также возвратом субсидии по аналогичному снованию (в рамках Соглашения N 1 от 27.02.2017) в сумме 19 843 руб. 52 коп., размер "Дорожного фонда" по Подпрограмме "Капитальный и текущий ремонт улично-дорожной сети Сорочинского городского округа на 2014-2020 годы" в 2018 году уменьшился и составил 19 537 тыс. руб., о чем были внесены изменения в бюджет Решением Сорочинского городского Совета депутатов от 06.07.2018 N 404.
Таким образом, возврат субсидии произведен из "Дорожного фонда"
из средств местного бюджета, поскольку оплата выполненных ответчиком
работ была произведена полностью за счет средств представленной областной субсидии в 2017 году.
В связи с возвратом субсидии были уменьшены доведенные лимиты
расходных бюджетных обязательств до 19 537 тыс. руб., в связи с чем были отменены закупки по проведению работ по ремонту оснований дорог, по ремонту асфальтобетонного покрытия дороги по ул.Вознесенского.
Таким образом, по мнению Управления ЖКХ, в связи с возникшими убытками по возврату субсидии муниципальное образование не смогло выполнить в полном объеме свои обязательства по ремонту и капитальному ремонту дорог общего пользования населенных пунктов, которые были запланированы в бюджете.
В адрес ответчика направлена претензия от 02.07.2018 N 01-01-15/2934 (л.д.30-31, т.1) о возмещении причиненных убытков, которая оставлена им без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникновением у истца убытков.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и заслушав представителей сторон в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
По смыслу статьи 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 393 Гражданского кодекса, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания понесенных убытков, истец в соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса должен представить доказательства подтверждающие: факт причинения убытков, нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или не надлежащим исполнением обязательств, размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.
Недоказанность одного из элементов состава убытков, является основанием к отказу в иске.
Как следует из материалов дела, исковые требования обусловлены взысканием убытков, составляющих сумму возвращенных средств в связи с недостаточностью значений показателей результативности использования субсидии, предоставленной по соглашению N 47-С от 28.02.2017.
Между тем, согласно материалам дела между Управлением ЖКХ и ответчиком сложились гражданско-правовые отношения в рамках заключенного муниципального контракта от 21.04.2017 N Ф.2017.109558.
По условиям контракта ответчик принял на себя обязательство выполнить работы по реконструкции автомобильной дороги по ул.Мостовая и ул.Заозерная в г.Сорочинске Оренбургской области протяженностью 1,39 км, пропускной способностью 800 авт./сутки.
Указанные контрактом работы выполнены поэтапно, о чем свидетельствуют подписанные акты приемки выполненных работ КС-2 от 27.07.2017, от 28.09.2017, от 10.11.2017 и справки об их стоимости формы КС-3 (т.1 л.д.59 - 139).
Соглашением от 10.11.2017 муниципальный контракт N Ф.2017.109558 от 21.04.2017 расторгнут по взаимному согласию сторон, при этом стороны пришли к соглашению считать исполненным данный контракт в сумме 43 014 761 руб. 11 коп., в остальной части суммы контракт расторгается (т.1 л.д.58).
Соглашение о расторжении муниципального контракта от 10.11.2017 вступило в силу с момента его подписания.
Согласно части 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств (части 2 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения.
Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
На основании части 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета муниципальных образований Оренбургской области" от 20.06.2016 N 430-п определен порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления) полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 2 постановления).
Указанные Правила, заключенное соглашение о предоставлении субсидии содержат условия целевого назначения субсидии.
Постановлением Правительства Оренбургской области "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета муниципальных образований Оренбургской области"
от 20.06.2016 N 430-п определен порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления) полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 2 постановления).
Указанные Правила, заключенное соглашение о предоставлении субсидии содержат условия целевого назначения субсидии.
Платежным поручением N 537 от 08.05.2018 Управлением ЖКХ на лицевой счет Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области перечислены денежные средства в сумме 3 879 931 руб. 45 коп. с указанием в назначении платежа "Возврат средств в связи с недостаточностью значений показателей результативности использования субсидии по соглашению с Федеральным дорожным агентством" (л.д. 29, т.1).
Как установлено судом первой инстанции, соистцы заявили требование о возмещении убытков, составляющих сумму возвращенной субсидии. Размер данных убытков (3 879 931 руб. 45 коп.) определен исходя из суммы субсидии, которую получил местный бюджет, и в последующем вынужден был вернуть 10 % от предусмотренного на год размера субсидии без учета размера остатка субсидии, не использованного по состоянию на 01 января финансового года (10 % от 38 799 314 руб. 52 коп. (39 300 000 руб. объем субсидии за минусом 500 685 руб. 48 коп. неиспользованного остатка субсидии)), так как субсидия имела целевое назначение, а ответчик, по мнению соистцов, не выполнил обязательства по муниципальному контракту по реконструкции автомобильной дороги в установленный срок.
Согласно пункту 5 статьи 242 БК РФ, в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Как правильно указано судом первой инстанции, денежные средства, перечисленные в бюджет городского округа в рамках соглашения от 28.02.2017 N 47-с являются безвозмездными поступлениями в виде соответствующей субсидии для выполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Ответчик является обязанной стороной по надлежащему выполнению работ по муниципальному контракту N Ф.2017.109558 от 21.04.2017, которым установлена ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по данному контракту, в том числе и за просрочку выполнения работ, при этом контрактом не предусмотрена ответственность подрядчика по возмещению убытков ввиду нецелевого использования субсидии.
В этой связи оснований для правовой квалификации возвращенной суммы субсидии в качестве убытков, возникших во вине ответчика не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2019 по делу N А47-9572/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
Н.В.Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9572/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОРОЧИНСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Промышленное и жилищное строительство"
Третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбкргской области