г. Хабаровск |
|
01 июля 2019 г. |
А37-59/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Инфекционная больница": представитель не явился;
от контрольно-счетной палаты Магаданской области: Сасова О.Е. представитель по доверенности от 14.06.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу контрольно-счетной палаты Магаданской области
на решение от 26.04.2019
по делу N А37-59/2019
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Инфекционная больница"
к контрольно-счетной палате Магаданской области
о признании частично незаконным пункта 4 представления.
УСТАНОВИЛ:
Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Инфекционная больница" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области о признании незаконным пункта 4 представления контрольно-счетной палаты Магаданской области (далее - КСП Магаданской области) от 17.10.2018 N ВС-1/666, в части возмещения в областной бюджет неправомерно использованных средств в сумме 2 726 400 руб. (а также сумму уплаченных страховых взносов).
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 26.04.2019 по делу N А37-59/2019 заявленное учреждением требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, КСП Магаданской области обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.04.2019 по делу N А37-59/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы КСП Магаданской области ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель КСП Магаданской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Учреждение в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, отзыв не представило. Заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием квалифицированного юриста и нагрузкой сотрудников. Апелляционный суд признает указанные причины неуважительными для отложения заседания, поскольку после опубликования на сайте суда определения 30.05.2019 о дате рассмотрения апелляционной жалобы и надлежащего извещения учреждения, оно имело достаточно времени для реализации своих прав, предоставленных КоАП РФ. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Статьями 129 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что заработная плата работника - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также доплаты и надбавки компенсационного характера, и стимулирующие выплаты (премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Документом, определяющим направления использования учреждениями субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
В соответствии с планом работы на 2018 год КСП Магаданской области проведена проверка правомерности и результативности расходования средств, направленных на обеспечение деятельности учреждения за 2017 год и 1 полугодие 2018 года.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который организует и осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, государственных учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (пункты 4 части 1, пункт 1 части 4 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
По результатам проверки учреждения составлен акт КСП Магаданской области от 01.10.2018 и вынесено представление от 17.10.2018 N ВС-1/666. Представление в оспариваемой части содержит требование возместить в областной бюджет неправомерно использованные средства в сумме 2726,4 тыс. руб. (а также сумму уплаченных страховых взносов) за счет субсидии на выполнение государственного задания выплат стимулирующего характера, не предусмотренных системой оплаты труда государственных учреждений Магаданской области, и не являющихся расходами на оплату труда, связанными с оказанием государственных услуг (выполнением государственного задания).
Положение о системах оплаты труда работников областных государственных (бюджетных, автономных и казенных) учреждений (далее - Положение о системах оплаты труда) утверждено постановлением правительства Магаданской области от 11.06.2014 N 483-пп.
Пунктом 10 постановления N 483-пп установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Магаданской области, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций областных государственных казенных учреждений в части оплаты труда работников, а также на предоставление областным государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания или оказание государственных услуг (выполнения работ) физическим и (или) юридическим лицам.
Пунктом 8 Положения установлено, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях, утверждаемым постановлением правительства Магаданской области. Иные доплаты и надбавки стимулирующего характера могут быть установлены с учетом отраслевых особенностей в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Магаданской области.
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда трудовыми договорами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, с учетом разрабатываемых в областном государственном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений, с учетом разрабатываемых органами исполнительной власти Магаданской области, в ведении которого находится учреждение, показателей и критериев оценки деятельности учреждения.
Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным постановлением правительства Магаданской области от 11.06.2014 N 483-пп, установлены: премия по итогам работы (за месяц, квартал, год), премия за выполнение особо важных и срочных работ. С учетом отраслевых особенностей в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Магаданской области могут быть установлены иные доплаты и надбавки стимулирующего характера.
В соответствии с постановлением правительства Магаданской области от 11.06.2014 N 483-пп "О системах оплаты труда работников областных государственных учреждений" постановлением правительства Магаданской области от 27.06.2014 N 535-пп утверждено Примерное положение об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее - Примерное положение).
В соответствии с пунктом 8.1. Примерного положения в целях поощрения работников за выполненную работу, а также в целях стимулирования отдельных категорий медицинских работников, в учреждении рекомендуется устанавливать выплаты стимулирующего характера: премия по итогам работы (за месяц, квартал, год); премия за выполнение особо важных и срочных работ.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
Установление размеров и условий осуществления выплат стимулирующего характера для работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ, а также с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.
Отклоняется довод жалобы о том, что по постановлению N 535-пп стимулирующие выплаты могут выплачиваться не только в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, но также должны учитываться учреждением средства от приносящей доход деятельности. Учреждение здравоохранения "Инфекционная больница" является областным государственным бюджетным. Согласно п.1.3 Примерного положения, утвержденного постановлением N 535-пп, для него оно носит рекомендательный характер.
Нормативный акт, имеющий специальный характер, допускает возможность конкретному бюджетному учреждению установить локальным нормативным актом иные виды стимулирующих выплат, при соблюдении закрепленного пунктом 8.1 условия - в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения.
Постановление правительства Магаданской области от 11.06.2014 N 483-пп и постановление Правительства Магаданской области от 27.06.2014 N 535-пп являются нормативными правовыми актами одного уровня, имеют одинаковую юридическую силу.
Рекомендации Примерного положения устанавливать виды стимулирующих выплат, аналогичные перечню, утвержденному постановлением правительства Магаданской области от 11.06.2014 N 483-пп, не свидетельствует о том, что учреждение локальным нормативным актом не может предусмотреть иные стимулирующие выплаты (статья 129 ТК РФ).
Судом первой инстанции по материалам дела правильно установлено, что в данном случае, произведенные заявителем выплаты стимулирующего характера сотрудникам (ко дню медицинского работника, к юбилею больницы, к юбилейным датам - 30-летие, 65-летие) предусмотрены действовавшими в 2017 году локальными нормативными актами - Положением о премировании в МОГБУЗ "Инфекционная больница", разделом IV Положения об оплате труда работников МОГБУЗ "Инфекционная больница".
В учреждении созданы Экономический совет больницы и Медицинский совет больницы, которые (согласно соответствующим Положениям, утвержденным 09.01.2017) рассматривают, в том числе, итоги работы больницы за отчетный период, премирование по результатам и итогам целевых показателей эффективной деятельности сотрудников учреждения.
Приказы о премировании содержат указание на стимулирование работников к качественному труду, за успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, отсутствие замечаний со стороны руководителя, что соответствует критериям, указанным в пункте 4.1 Положения об оплате труда.
Исходя из статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как следует из акта проверки от 01.10.2018, согласно отчетам о выполнении государственного задания, выполнение объемных показателей за 2017 год выполнено с превышением плановых показателей, что свидетельствует о достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, т.е. о результативности использования средств, направленных на обеспечение деятельности учреждения. При этом, не выявлено превышения расходов сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе, в части размеров стимулирующих выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.
Довод жалобы о задолженности учреждения по налогам и коммунальным платежам отклоняется, поскольку это не вменено в качестве нарушения, не было предметом оспаривания по данному спору.
Оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные по делу доказательства, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствовали основания для включения в пункт 4 представления от 17.10.2018 N ВС-1/666 предложения учреждению возместить в областной бюджет неправомерно использованные денежные средства в сумме 2 726 400 руб. (а также сумму уплаченных страховых взносов). Представление в оспариваемой части не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы учреждения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 26.04.2019 по делу N А37-59/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-59/2019
Истец: ОГБУ Магаданское здравоохранения "Инфекционная больница"
Ответчик: Контрольно-счетная палата М.О., Контрольно-счетная палата Магаданской области