Распоряжение ОАО "РЖД" от 17 апреля 2006 г. N 733р
"Об утверждении регламентов взаимодействия между железной дорогой и дирекцией по ремонту грузовых вагонов и ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД"
20 декабря 2007 г.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 23 мая 2011 г. N 1104р настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 июля 2011 г.
В целях обеспечения устойчивой работы железных дорог и дирекций по ремонту грузовых вагонов в связи с разделением вагонного хозяйства на ремонт и эксплуатацию, а также обеспечения качественного ремонта грузовых вагонов:
1. Утвердить Регламент взаимодействия между железной дорогой и дирекцией по ремонту грузовых вагонов.
2. Утвердить Регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД".
3. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Бочкареву Н.А., начальнику Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - филиала ОАО "РЖД" Сапетову М.В., начальникам железных дорог обеспечить контроль выполнения Регламентов.
Первый |
В.Н. Морозов |
Регламент
взаимодействия между железной дорогой и дирекцией по ремонту грузовых вагонов
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 17 апреля 2006 г. N 733р)
Утратил силу с 20 декабря 2007 г.
См. текст Регламента
См. Регламент взаимодействия между железной дорогой и дирекцией по ремонту грузовых вагонов в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 20 декабря 2007 г. N 2408р
Регламент
ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 17 апреля 2006 г. N 733р)
1. Общие положения
1. Регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД" (далее - Регламент) определяет порядок предъявления подразделениями ОАО "РЖД" рекламаций и претензий на:
а) вагоны, их узлы и детали, не выдержавшие срока гарантийной ответственности после изготовления, ремонта, модернизации;
б) некачественные материалы и запасные части (далее - продукция), поставляемые для нужд вагонного хозяйства ОАО "РЖД".
2. Регламент распространяется на ведение рекламационной работы по отказам всех типов грузовых вагонов, независимо от формы собственности.
3. В регламенте используются следующие сокращения, наименования, определения и понятия:
- дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям (ГОСТ 15467);
- дефектное изделие - изделие, имеющее хотя бы один дефект (ГОСТ 15467);
- отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта (ГОСТ 27.002);
- критерий отказа - признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния вагона, установленного в нормативно-технической или конструкторской документации (ГОСТ 27.002);
- причины отказа - явления, процессы, события и состояния, вызвавшие возникновение отказа вагона (ГОСТ 27.002);
- плановый ремонт - ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативной документации;
- капитальный ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправного и полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые;
- деповской ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей и контролем технического состояния основных частей, выполняемым в объеме, установленном в нормативной документации;
- ВЧДр - вагонное ремонтное депо;
- ВКМ - вагонно-колесные мастерские;
- ВЧДэ - эксплуатационное вагонное депо;
- ВРЗ - вагоноремонтный завод;
- ВСЗ - вагоностроительный завод;
- ЦВ - Департамент вагонного хозяйства ОАО "РЖД";
- ЦДРВ - Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов - филиал ОАО "РЖД";
- "Росжелдорснаб" - филиал ОАО "РЖД" по централизованному снабжению;
- рекламационные документы - рекламация, материалы расследования, калькуляция, претензия;
- рекламация - акт установленной формы (акт-рекламация формы ВУ-41М), предъявляемый предприятию- поставщику грузовых вагонов и их узлов, материалов и запасных частей предприятию, производившему плановые виды ремонта грузовых вагонов и их узлов, на обнаруженные в период действия гарантийного срока ответственности отказы грузового вагона, вызванные низким качеством его изготовления или ремонта, а также несоответствие качества и (или) комплектности поставленной продукции (выполненных работ) установленным требованиям;
- гарантийный срок ответственности - период времени, в течение которого предприятием-поставщиком гарантируется исправная работа грузового вагона при соблюдении правил его эксплуатации и технического содержания, а также исправность узлов грузовых вагонов и запасных частей при условии надлежащей их эксплуатации и хранении в соответствии с техническими условиями, техническими описаниями, оговоренными в соответствующей технической документации (паспорта, инструкции и т.п.);
- гарантийные грузовые вагоны - вагоны, по которым не истек срок гарантийной ответственности;
- поставщик - сторона поставки, определяемая договором поставки;
- претензия - акт произвольной формы, в котором на основе рекламации формы ВУ-41М отражаются в денежном исчислении убытки, вызванные отказом вагона, его узлов и деталей, или убытки, связанные с поставкой некачественных запасных частей и материалов. Примерная форма претензии приведена в приложении 5.
2. Порядок составления рекламационных документов
При обнаружении дефектов в узлах и деталях вагонов, материалах и запасных частях вагонное депо, выявившее дефект, в суточный срок телеграммой вызывает для составления рекламационных документов представителя поставщика.
Не позднее чем в трехдневный сроке момента получения вызова поставщик командирует своего представителя, известив вызвавшее его вагонное депо о выезде телеграммой.
Дата прибытия представителя поставщика определяется из расчета времени, необходимого для проезда в пассажирском поезде к указанному пункту с добавлением двух рабочих дней, считая со дня подачи телеграммы о вызове представителя.
В отдельных случаях для ввода вагона в эксплуатацию допускается замена дефектного узла и его сохранение до прибытия представителя поставщика.
При замене дефектного узла составляется в двух экземплярах первичный акт о снятии его с вагона, в котором указываются: инвентарный номер, дата и место изготовления вагона; наименование замененного узла, его номер, дата и место изготовления; вид, краткая характеристика и обстоятельства выявления дефекта. При необходимости производится инструментальный обмер вагона, его узлов и деталей или проверка работоспособности узлов специальными приспособлениями с занесением результатов в первичный акт.
Первый экземпляр акта остается в вагонном депо, выявившем дефект, второй - передается поставщику.
На снятый дефектный узел крепится бирка с информацией о номере и дате составления акта о снятии его с вагона. Снятый дефектный узел хранится в собранном виде и предъявляется представителю поставщика. При этом должны быть обеспечены условия хранения, исключающие ухудшение качества снятого узла.
Представитель поставщика должен иметь командировочное удостоверение и доверенность с указанием полномочий на право подписания акта и установления причин обнаруженных дефектов.
2.1. Составление рекламационных документов на новые грузовые вагоны.
2.1.1. При обнаружении дефектов в узлах и деталях новых вагонов парка РЖД и собственности для комиссионного осмотра и составления рекламационных документов вызываются представители вагоностроительного завода - поставщика и собственника.
2.1.2. В телеграмме согласно п. 2.1.1 указываются инвентарный номер вагона, дата и место его изготовления, краткая характеристика дефекта, обстоятельства его выявления, дата и пункт прибытия представителя поставщика. Для отказавших узлов, имеющих самостоятельную маркировку (колесная пара, роликовая букса, надрессорная балка, боковая рама тележки, автосцепное устройство и т.д.), указываются их заводской номер, номер плавки, марка стали, дата и место изготовления, освидетельствования, ревизии.
2.1.3. Осмотр дефекта вагона (узла, детали), материалов, запасных частей и оформление рекламации производится комиссией в составе:
- начальника вагонного депо или его заместителя;
- приемщика вагонов;
- работника вагонного депо, назначенного приказом для ведения рекламационной работы;
- представителя ВСЗ - поставщика.
Оформление рекламационного акта производится по установленной форме ВУ-41М.
2.1.4. Количество экземпляров рекламаций (составляемых на новые вагоны) и адресаты, которым они направляются, указаны в приложении 3 к данному Регламенту.
2.2. Составление рекламационных документов на грузовые вагоны, поступившие в эксплуатацию после планового ремонта.
2.2.1. Если дефект обнаружен в узлах и деталях вагона, поступившего после проведения планового ремонта предприятием, не входящим в ОАО "РЖД", для комиссионного осмотра и составления рекламационных документов вызываются представители предприятия, осуществившего данный ремонт (поставщика).
2.2.2. В случаях отказа вагонов из-за низкого качества планового ремонта, произведенного в вагонном депо (ВРЗ) ОАО "РЖД", расследование причины образования дефектов и оформление рекламационных документов проводится без вызова представителей причастных депо (ВРЗ). В этом случае разбор причины отцепки вагона ведется специалистами ВЧДэ и ближайшего ВЧДр с участием специалистов по сохранности вагонного парка.
2.2.3. В телеграмме согласно п. 2.2.1 указываются инвентарный номер вагона, дата и место его изготовления, дата и место его последнего планового ремонта, краткая характеристика дефекта (узла, детали), обстоятельства его выявления, пункт дислокации (ВЧД, станция). Для отказавших узлов, имеющих самостоятельную маркировку (колесная пара, роликовая букса, надрессорная балка, боковая рама тележки, автосцепное устройство и т.д.), указываются их заводской номер, номер плавки, марка стали, дата и место изготовления, освидетельствования, ревизии.
2.2.4. Осмотр дефекта вагона (узла, детали), материалов, запасных частей и оформление рекламационного акта производится комиссией в составе:
- начальника вагонного депо или его заместителя;
- приемщика вагонов;
- работника вагонного депо, назначенного приказом для ведения рекламационной работы;
- специалист по сохранности вагонного парка:
- представителя вагоноремонтного предприятия - поставщика.
Оформление рекламационного акта производится по установленной форме ВУ-41М.
2.2.5. Количество экземпляров рекламаций, составляемых на некачественно отремонтированные вагоны, и адресаты, которым они направляются, указаны в приложении 3 к данному Регламенту.
Учет случаев нарушения безопасности движения (по классификатору приложения 2 к приказу МПС России от 08.01.94 N 1Ц) вследствие отказов грузовых вагонов производится территориально по причинам:
- технологическим (ВЧДр, ДРВ);
- эксплуатационным (ВЧДэ, служба В).
2.3. Составление рекламационных документов на новые запасные части грузовых вагонов и материалы.
2.3.1. При обнаружении дефектов в материалах, новых узлах и деталях, поставляемых вагоноремонтными предприятиями в качестве запасных частей, вагонное депо, выявившее дефектные запасные части и материалы, в суточный срок телеграммой вызывает для комиссионного осмотра и составления рекламационных документов представителя предприятия-поставщика.
2.3.2. В телеграмме согласно п. 2.3.1 указывается инвентарный номер вагона или контейнера, в котором прибыли дефектные детали, дата отгрузки, номер сертификата качества (соответствия), краткая характеристика дефекта, обстоятельства его выявления, пункт прибытия представителя поставщика. Для дефектных узлов, имеющих самостоятельную маркировку (колесная пара, роликовая букса, надрессорная балка, боковая рама тележки, автосцепное устройство и т.д.), указываются их заводской номер, номер плавки, марка стали, дата и место изготовления, освидетельствования.
2.3.3. На дефектные материалы и новые узлы (детали) составляется в двух экземплярах первичный браковочный акт, в котором указываются: наименование изготовителя, дата и место изготовления; вид, краткая характеристика и обстоятельства выявления дефекта.
Первый экземпляр акта остается у вагонного депо, выявившего дефект, второй - передается поставщику.
2.3.4. На дефектные узлы (детали) крепится бирка с информацией о номере и дате составления браковочного акта. До приезда представителя поставщика должны быть обеспечены условия хранения, исключающие ухудшение качества забракованных запасных частей (материалов).
2.3.5. Осмотр дефектных материалов, запасных частей и оформление рекламационного акта производятся комиссией в составе:
- начальника вагонного депо или его заместителя;
- приемщика вагонов;
- работника вагонного депо, назначенного приказом для ведения рекламационной работы;
- представителя предприятия-поставщика.
Оформление рекламации производится по установленной форме ВУ-41М.
2.3.6. Количество экземпляров рекламации, составляемой на поставленные некачественные материалы и запасные части, и адресаты, которым они направляются, указаны в приложении 3 к данному Регламенту.
2.4. Составление рекламационных документов на восстановленные и отремонтированные запасные части грузовых вагонов.
2.4.1. При обнаружении дефектов в восстановленных и отремонтированных узлах и деталях, поставляемых вагоноремонтными предприятиями в качестве запасных частей, вагонное депо, выявившее данные дефекты, вызывает для комиссионного осмотра и составления рекламационных документов представителя предприятия-поставщика.
2.4.2. В телеграмме согласно п. 2.4.1 указываются инвентарный номер вагона или контейнера, в котором прибыли дефектные детали, дата отгрузки, номера сопроводительных документов, краткая характеристика дефекта, обстоятельства его выявления, дата и пункт прибытия представителя поставщика. Для дефектных узлов, имеющих самостоятельную маркировку (колесная пара, роликовая букса, надрессорная балка, боковая рама тележки, автосцепка и т.д.), указываются их заводской номер, номер плавки, марка стали, дата и место изготовления, освидетельствования и ревизии.
2.4.3. На дефектные узлы (детали) составляется в двух экземплярах первичный браковочный акт, в котором указываются: наименование предприятия, производившего ремонт (восстановление) узла (детали), дата и место ремонта, восстановления; вид, краткая характеристика и обстоятельства выявления дефекта.
Первый экземпляр акта остается у вагонного депо, выявившего дефект, второй - передается поставщику.
2.4.4. На дефектные узлы (детали) крепится бирка с информацией о номере и дате составления браковочного акта. До приезда представителя поставщика должны быть обеспечены условия хранения, исключающие ухудшение качества забракованных запасных частей (материалов).
2.4.5. Осмотр дефектных материалов, запасных частей и оформление рекламационного акта производятся комиссией в составе:
- начальника вагонного депо или его заместителя;
- приемщика вагонов;
- работника вагонного депо, назначенного приказом для ведения рекламационной работы;
- представителя предприятия-поставщика.
Оформление рекламации производится по установленной форме ВУ-41М.
2.4.6. Количество экземпляров рекламации, составляемое на поставленные некачественные материалы и запасные части, и адресаты, которым они направляются, указаны в приложении 3 к данному Регламенту.
3. Составление претензии
3.1. При отсутствии разногласий между вагонным депо и представителем поставщика по вопросам, связанным с установлением виновности в появлении обнаруженных дефектов (отказа), в определении где, кем и за чей счет дефекты подлежат устранению, одновременно с рекламацией оформляется претензия на компенсацию поставщиком расходов по устранению обнаруженных дефектов.
3.2. В претензии должны быть указаны:
- наименование вагонного депо, предъявившего претензию;
- наименование поставщика;
- дата предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии;
- ссылка на соответствующие нормативные документы, рекламацию и другие;
- сумма претензии и ее расчет;
- платежные реквизиты заявителя;
- перечень прилагаемых к претензии документов.
3.3. В сумму претензии включаются:
- расходы, связанные с ремонтом вагона (узла), согласно калькуляции;
- штраф в размере 20% от расходов, связанных с ремонтом вагона (узла);
- убыток от вынужденного перегруза груза из-за появления дефекта вагона (узла);
- расходы по пересылке дефектного узла (если данная пересылка предусмотрена договором или произведена по требованию поставщика).
3.4. Претензия составляется на вагон - в количестве не менее трех экземпляров, на материал и запасную часть - в количестве не менее четырех экземпляров и подписывается начальником вагонного депо и главным бухгалтером.
3.5. Первый экземпляр претензии остается в вагонном депо, второй - передается представителю поставщика, третий - направляется в ЦВ или ЦЦРВ и четвертый (на материал или запасную часть) - в "Росжелдорснаб".
3.6. Поставщик, получив безоговорочно принятые его представителем акт-рекламацию и претензию, обязан в трехмесячный срок (срок оговаривается в договоре на поставку) компенсировать вагонному депо расходы согласно выставленной претензии.
4. Разрешение разногласий, возникших при составлении акта-рекламации
4.1. В случае возникновения разногласий между вагонным депо и представителем поставщика по вопросам, связанным с установлением виновности в появлении обнаруженных дефектов, или определением стороны, устраняющей эти дефекты, представитель поставщика обязан подписать рекламацию и указать на оборотной стороне каждого экземпляра рекламации причину несогласия с изложенными комиссией выводами в виде особого мнения подписавшего. В этом случае вагонное депо по особому мнению представителя поставщика дает пояснение и прилагает их к каждому экземпляру рекламации.
4.2. К рекламации с особым мнением, высылаемой в ЦВ или ЦДРВ и "Росжелдорснаб", в обязательном порядке должны прикладываться эскизы, фотографии и другие документы, наиболее полно раскрывающие характер и причины появления дефекта.
4.3. На основании акта рекламации с особым мнением представителя поставщика и прилагаемых других необходимых документов ЦВ или ЦДРВ или "Росжелдорснаб" в 10-дневный срок проводит экспертную оценку обоснованности составления рекламации и особого мнения представителя поставщика.
4.4. Решение по результатам экспертной оценки за подписью заместителя руководителя ЦВ или ЦДРВ или "Росжелдорснаб" направляется поставщику и в вагонное депо, составившее рекламацию.
4.5. В случае признания ЦВ или ЦДРВ или "Росжелдорснаб" обоснованности предъявления рекламации вагонное депо, составившее его, направляет поставщику претензию.
4.6. При несогласии поставщика с результатом экспертной оценки дальнейшее рассмотрение разногласий проводится в порядке, установленном договором, или в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Составление акта-рекламации при неприбытии представителя поставщика
5.1. В случае неприбытия представителя поставщика по вызову пользователя и отсутствия от него каких-либо сообщений в одностороннем порядке составляются следующие документы:
- рекламация;
- претензия;
- калькуляция;
- при необходимости справка из станционного технологического центра;
- другие документы, наиболее полно раскрывающие причины возникновения дефекта.
В рекламации в строке "Вызов представителя" делается соответствующая запись со ссылкой на номер и дату телеграммы, по которой вызывался представитель поставщика.
5.2. Рекламационные документы составляются на вагон - не менее чем в трех экземплярах, на материал или запасную часть - не менее чем в четырех экземплярах.
Первый экземпляр остается у пользователя, второй и третий - направляются в ЦВ или ЦДРВ, четвертый (на материал или запасную часть) - в "Росжелдорснаб".
5.3. ЦВ, ЦДРВ или "Росжелдорснаб", получив рекламационные документы, один комплект направляет поставщику с сопроводительным письмом.
5.4. Поставщик, получив в одностороннем порядке оформленную рекламацию и прилагаемые к ней документы и материалы, в соответствии с договором обязан в 10-дневный срок рассмотреть их по существу вопроса и дать официальный письменный ответ ЦВ, ЦДРВ или "Росжелдорснаб" и вагонному депо, составившему рекламацию.
При отказе в удовлетворении претензии поставщик должен дать подробное обоснование отказа.
5.5. При несогласии поставщика с предъявленной ему претензией он действует согласно п. 4.6 настоящего Регламента.
5.6. При необоснованном отказе в удовлетворении претензий ЦВ, ЦДРВ или "Росжелдорснаб" в одностороннем порядке вправе расторгнуть имеющийся с поставщиком договор, в котором эта возможность должна быть оговорена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях обеспечения устойчивой работы железных дорог и дирекций по ремонту грузовых вагонов в связи с разделением вагонного хозяйства на ремонт и эксплуатацию, а также обеспечения качественного ремонта грузовых вагонов утверждены Регламент взаимодействия между железной дорогой и дирекцией по ремонту грузовых вагонов и Регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД".
Регламент взаимодействия между железной дорогой и дирекцией по ремонту грузовых вагонов устанавливает порядок их взаимодействия при осуществлении производственной деятельности по ремонту вагонов, обеспечении безопасности движения, реализации мероприятий по охране труда, материально-техническом и кадровом обеспечении вагоноремонтных работ.
Регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД" определяет порядок предъявления подразделениями ОАО "РЖД" рекламаций и претензий на вагоны, их узлы и детали, не выдержавшие срока гарантийной ответственности после изготовления, ремонта, модернизации, а также на некачественные материалы и запасные части, поставляемые для нужд вагонного хозяйства ОАО "РЖД". Регламентом установлен порядок составления рекламационных документов и претензий, разрешения разногласий, возникших при составлении акта-рекламации, урегулирована процедура составления акта-рекламации при неприбытии представителя поставщика.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 17 апреля 2006 г. N 733р "Об утверждении регламентов взаимодействия между железной дорогой и дирекцией по ремонту грузовых вагонов и ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Экономика железных дорог", 2006 г., N 9, N 10
Распоряжением ОАО "РЖД" от 23 мая 2011 г. N 1104р настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 июля 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение ОАО "РЖД" от 20 декабря 2007 г. N 2408р
Изменения вступают в силу с 20 декабря 2007 г.