город Омск |
|
03 июля 2019 г. |
Дело N А70-967/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6369/2019) Товарищества собственников недвижимости "Минский" на определение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2019 о прекращении производства по делу N А70-967/2019 (судья Сидорова О.В.), вынесенное по заявлению товарищества собственников недвижимости "Минский" к Государственной жилищной инспекции Тюменской области об оспаривании действий по проведению проверок и составлению актов проверки от 26.06.2018 NТО-12-82 и от 25.12.2018 N ТО-12-162; об оспаривании предписаний от 26.06.2018 NТО-12-46 и от 25.12.2018 NТО-12-74,
при участии в судебном заседании представителей:
от товарищества собственников недвижимости "Минский" - Старков Олег Геннадьевич (по доверенности от 18.02.2019 сроком действия 2 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации);
от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
установил:
Товарищество собственников недвижимости "Минский" (далее - ТСН "Минский", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - ГЖИ Тюменской области, инспекция, заинтересованное лицо) об оспаривании действий ГЖИ Тюменской области по проведению проверок и составлению актов проверки от 26.06.2018 N ТО-12-82 и от 25.12.2018 N ТО-12-162; об оспаривании предписаний от 26.06.2018 NТО-12-46 и от 25.12.2018 NТО-12-74.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2019 производство по делу N А70-967/2019 прекращено на основании части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
При прекращении производства по делу суд первой инстанции исходил из того, что имеющийся между сторонами спор касается обоснованности требования Инспекции о необходимости реорганизации некоммерческой организации, которой является товарищество, а в силу разъяснения, изложенного в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" споры, связанные с реорганизацией некоммерческих организаций, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отметил, что действия инспекции по проведению проверок и составлению актов проверки от 26.06.2018 N ТО-12-82 и от 29.12.2018 N ТО-14-90 не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности; оспаривание названных действий не имеет экономического характера и по существу направлено на доказывание незаконности предписаний инспекции о реорганизации Товарищества, в связи с чем требования ТСН "Минский" об оспаривании действий ГЖИ Тюменской области по проведению проверок и составлению актов проверки также не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Не согласившись с определением о прекращении производства по делу, ТСН "Минский" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции от 08.04.2019 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ТСН "Минский" имеет основной вид экономический деятельности - "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или договорной основе" (код.68.32.1 ОКВЭД ОК 029-2019), предоставляет услуги гражданам и организациям, заключает хозяйственно - экономические договоры, привлекает персонал, оплачивает налоги, что указывает на экономический характер деятельности организации. Поскольку товарищество является формой юридического лица, основанного на самоуправлении для достижения своих экономических целей и обратилось в суд за явлением об оспаривании действий и решений государственного органа для защиты своих экономических интересов, следовательно, такое заявление подлежит рассмотрению арбитражным судом. Податель жалобы считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на разъяснения, изложенные в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", поскольку решение о реорганизации товарищества не является предметом заявленных товариществом требований.
ГЖИ Тюменской области, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ТСН "Минский" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
На основании приказа начальника инспекции от 29.05.2018 N 01/16-0531/18 в отношении товарищества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 26.06.2018 N ТО-12-82.
В ходе проверки ГЖИ Тюменской области было установлено, что ТСН "Минский" осуществляет управление многоквартирными домами по ул. Харьковская, д. 59 корп. 4, д. 59 корп. 2, д. 59 корп.3, д. 59А, д. 57 корп. 3, д. 57 корп. 2, не имеющими общих границ земельных участков, в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
На основании пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
В соответствии с пунктом 5.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или частью 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 01.07.2016, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.
ГЖИ Тюменской области, полагая, что ТСН "Минский" не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, и допустило нарушение требования пункта 5.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", выдала товариществу выдано предписание от 26.06.2018 NТО-12-46 об устранении нарушений лицензионных требований.
Указанным предписанием на товарищество возложена обязанность в срок не позднее 01.12.2018 обеспечить реорганизацию ТСН "Минский".
С целью проверки исполнения предписания от 26.06.2018 N ТО-12-46 инспекцией в период с 18.12.2018 по 25.12.2018 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено неисполнение указанного предписания.
По результатам проверки был составлен акт от 25.12.2018 N ТО-12-162, товариществу также было выдано предписание от 25.12.2018 N ТО-12-74 об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
В соответствии с предписанием от 25.12.2018 N ТО-12-74 товариществу надлежало в срок не позднее 01.02.2019 обеспечить реорганизацию Товарищества.
Не согласившись с действиями инспекции по проведению проверок и составлению актов проверок, а также с предписаниями от 26.06.2018 N ТО-12-46 и от 25.12.2018 N ТО-12-74, товарищество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
Определением от 08.04.2019 Арбитражный суд Тюменской области прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Указанное определение обжалуется товариществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Из положений статьи 28 АПК РФ следует, что арбитражным судам подведомственны споры, возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу статьи 291 ГК РФ, пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Пунктом 1 части 2 статьи 152 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товарищество собственников жилья наделено правом осуществлять обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абзац второй пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ТСН "Минский" основным видом деятельности товарищества является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или договорной основе (код.68.32.1 ОКВЭД ОК 029-2019),
Определяя подведомственность данного спора, суд первой инстанции не учел, что в соответствии со статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов относятся экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе связанные с осуществлением юридическими лицами не только предпринимательской, но и иной экономической деятельности.
Исходя из данной нормы права, для рассмотрения спора в арбитражном суде необходимо наличие субъектного состава и характера возникших правоотношений (предмет спора).
В данном случае с заявлением об оспаривании действий и предписаний ГЖИ Тюменской области обратилось ТСН "Минский", которое создано и участвует в гражданском обороте в качестве юридического лица. Иск заявлен к органу государственной власти - ГЖИ Тюменской области. Предметом спора являются предписания и действия ГЖИ Тюменской области, усмотревшего в деятельности ТСН "Минский" нарушение требований статьи 5.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" при управлении несколькими многоквартирными домами по ул. Харьковская в г. Тюмени (д. 59 корп. 4, д. 59 корп. 2, д. 59 корп.3, д. 59А, д. 57 корп. 3, д. 57 корп. 2). Отношения между ТСН "Минский" и собственниками жилья по поводу управления общим имуществом, государственный контроль (надзор) за которым осуществляет ГЖИ Тюменской области, имеют экономическое содержание.
Таким образом, по характеру и субъектному составу спора с учетом положений статей 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеются основания для отнесения данного дела к подведомственности арбитражного суда, учтивая, что деятельность товарищества носит коммерческий характер, а материалы проверки и выводы предписаний влияют экономическую деятельность заявителя.
Изложенная позиция суд апелляционной инстанции соответствует сформированной судебной практикой, в частности постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по делу N А70-10267/2017.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2019 о прекращении производства по делу N А70-967/2019 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению в арбитражный суд первой инстанции для рассмотрения по существу, по результатам рассмотрения которого необходимо также распределить судебные расходы, связанные с подачей настоящей апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2019 о прекращении производства по делу N А70-967/2019 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-967/2019
Истец: Товарищество собственников недвижимости "МИНСКИЙ", ТСЖ "МИНСКИЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-738/20
30.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15771/19
15.10.2019 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-967/19
03.07.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6369/19
08.04.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-967/19
26.03.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-967/19
31.01.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-967/19