город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2019 г. |
дело N А53-3384/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ламбрианиди А.А.,
при участии:
от заявителя: Сирота М.Н. по доверенности от 18.06.2019;
от заинтересованного лица: Шитиков.А.М. по доверенности от 15.01.2019;
от третьего лица: Касаев Р.Р. по доверенности от 10.04.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Страховая компания "РОСГОССТРАХ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2019 по делу N А53-3384/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Страховая компания "РОСГОССТРАХ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области
при участии третьего лица: Радионова Сергея Юрьевича
о признании незаконным решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица,
принятое судьей Е.А. Батуриной,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Страховая компания "РОСГОССТРАХ" (далее- заявитель, общество, страховая компания) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, налоговая служба) о признании незаконным решения о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Ростовсервисавто" в связи с его ликвидацией; признании незаконными действий по внесению записи N 6186196275215 от 26.12.2018 об исключении ООО "Ростовсервисавто" из Единого государственного реестра юридических лиц; обязании в течение 5 (пяти) рабочих дней после вступления в законную силу судебного акта по настоящему спору внести в ЕГРЮЛ сведения об ООО "Ростовсервисавто", как о действующем юридическом лице.
Третьим лицом, участвующим в деле, является Радионов Сергей Юрьевич - учредитель ООО "Ростовсервисавто" - ликвидированного юридического лица.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края в удовлетворении иска отказано.
Публичное акционерное общество "Страховая компания "РОСГОССТРАХ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, удовлетворить исковые требования.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением ликвидатором порядка составления ликвидационного баланса, поскольку в балансе отсутствует заложенность общества ООО "Ростовсервисавто" перед заявителем, что является недостоверным. Также заявитель указывает, что узнал о ликвидации должника в процессе подготовки иска о взыскании задолженности с ООО "Ростовсервисавто". О наличии задолженности перед страховой компанией общество знало, поскольку отвечало на неоднократные претензии заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просило оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, единственным участником ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" С.Ю. Радионовым принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора 19.09.2018 ( т.2, л.д. 19), о чем 19.09.2018 сообщено в регистрирующий орган -. т.2, л.д. 11-18.
26.09.2018 Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области внесена запись в ЕГРЮЛ о принятом решении о ликвидации ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" и назначении ликвидатора.
10.10.2018 в "Вестнике государственной регистрации" часть 1 N 40(705) было опубликовано сообщение о принятии решения единственного участника о ликвидации ООО "Ростовсервисавто" (ИНН: 6161055192 ОГРН: 1096193001442).
Публичное акционерное общество "Страховая компания "РОСГОССТРАХ" ссылается на то, что 15.11.2017 на участке 1114 км. + 800 м. а/дМ-4 "Дон", произошло ДТП с участием автомобиля ГАЗ-А64Р42, гос. N В860ХЕ161, под управлением Галактионова И.В. и автомобиля Камаз-6460 гос. Кг У919ТВ123, стоявшего на обочине. Указанное ДТП произошло в результате нарушения требований п. 10.1 ПДД РФ водителем Галактионовым И.В., управляющим ГАЗ-А64Р42, гос. В860ХЕ161. В результате данного ДТП пассажирам был причинен ущерб жизни и здоровью различной степени тяжести. Ответственность ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров была застрахована в ПАО СК "Росгосстрах" (договор RGOX21723318297000). ПАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "Росгосстрах" в соответствии с условиями договора страхования было выплачено потерпевшим и их наследникам страховое возмещение в размере 12 345 000 руб. ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" не возместило ПАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "Росгосстрах" сумму ущерба, в связи с чем, регистрирующим органом не могла быть произведена ликвидация общества без учёта непогашенной задолженности перед заявителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Сгласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно подпункту 1.2. пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом, регистрирующий орган в силу положений пункта 4.1 статьи 9 вышеуказанного Закона не проверяет на соответствие федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок ликвидации юридического лица регламентирован статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 20, 21, 21.1, 21.2, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 20 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Информация о предстоящей ликвидации юридического лица из ЕГРЮЛ, публикуемая в журнале "Вестник государственной регистрации", является общедоступной, что позволяет контрагентам предъявить свои претензии до составления ликвидационного баланса и окончания процедуры ликвидации организации.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса не ранее 2-х месяцев с момента публикации сведений о ликвидации.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи, 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанные документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запрос) регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Решение единственного участника ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" о ликвидации и назначении ликвидатора принято 19.09.2018, о чем 19.09.2018 сообщено в регистрирующий орган.
Из материалов дела видно, что 26.09.2018 Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области внесена запись в ЕГРЮЛ о принятом решении о ликвидации ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" и назначении ликвидатора.
Публикация сведений о принятом решении о ликвидации ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" состоялась 10.10.2018 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 40(705).
13.12.2018 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15001.
20.12.2018 Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО".
19.12.2018 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области представлены заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в отношении ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" по форме NР16001, решение единственного участника общества от 18.12.2018, ликвидационный бухгалтерский баланс, платежное поручение N45 от 14.12.2018 об уплате государственной пошлины, справка из ГУ УПФ РФ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 18.12.2018.
26.12.2018 Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области принято решение о государственной регистрации ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" в связи с его ликвидацией.
В соответствии со статьей 64.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.
Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 ПС РФ.
В ликвидационном балансе ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО", представленном в регистрирующий орган 18.12.2018 отсутствуют сведения об обязательствах перед кредиторами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Обязанность по предоставлению в регистрирующий орган достоверных сведений возложена на заявителей, у регистрирующего органа отсутствует обязанность по проверке сведений об обязательствах юридического лица перед кредиторами.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 11925/12).
Инспекцией надлежащим образом исполнена обязанность по информированию участников гражданского оборота о юридическом лице - ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО", в отношении которого представлены документы для государственной регистрации прекращения деятельности в связи с его ликвидацией, в том числе, о представлении документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятом решении, о ликвидации, назначении ликвидатора, составлении промежуточного ликвидационного баланса, для государственной регистрации прекращения деятельности указанного юридического лица в связи с его ликвидацией, а также о результатах их рассмотрения путем размещения сведений в информационном ресурсе в сети Интернет и на сайте: www.N alog.ru.
На момент проведения регистрационных действий в отношении ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" у Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области отсутствовали основания, утвержденные Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в том числе, отсутствовали поступившие в регистрирующий орган возражения заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменении устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Комплект документов, представленный в регистрирующий орган, на основании которого принято оспариваемое решение, соответствует всем требованиям, установленным статьей 21 Федерального закона от N 129-ФЗ. Достоверность представленных сведений, а также соответствие документов действующему законодательству подтверждены заявителем.
На регистрирующий орган действующим законодательством не возложена обязанность по контролю за деятельностью ликвидатора или ликвидационной комиссии в ходе процедуры ликвидации. Соблюдение процедуры ликвидации юридического лица осуществляется ликвидатором.
При представлении установленного Федеральным законом пакета документов и при отсутствии судебного запрета на осуществление регистрационных действий, отсутствии законных оснований для отказа государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством, у регистрирующего органа отсутствовали основан для отказа в ликвидации общества.
При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, оснований, предусмотренных статьей 23 Федерального закона N 129 ФЗ, для отказа в государственной регистрации ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" в связи с его ликвидацией не имелось.
При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от N 129-ФЗ, ЕРЦ 12.11.2018 принято решение о государственной регистрации ООО "РОСТОВСЕРВИСАВТО" в связи его ликвидацией.
действиями по регистрации прекращения деятельности юридического лица Межрайонная ИФНС России N ° 26 по Ростовской области нарушила его права и законные интересы, нормы действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, оспариваемое решение о государственной регистрации и записи, внесенные в ЕГРЮЛ, приняты в соответствии с действующим законодательством, являются законными и обоснованными.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
При представлении установленного Федеральным законом пакета документов и при отсутствии судебного запрета на осуществление регистрационных действий, отсутствии законных оснований для отказа, регистрирующий орган осуществляет процедуру государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее е соответствующий государственный реестр. Следовательно, государственная регистрация носит заявительный характер.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей): регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом N 129-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, на Федеральную налоговую службу не возложена обязанность по проверке содержания предоставленных документов на их соответствие действующему законодательству Российской Федерации. Регистрирующий орган не имеет полномочий для проведения правовой экспертизы и оценки действий нотариусов и третью лиц.
При таких обстоятельствах, основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2019 по делу N А53-3384/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3384/2019
Истец: ПАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСГОССТРАХ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Радионов Сергей Юрьевич, ООО "Ростовсервисавто"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10278/20
09.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6820/20
03.03.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-3384/19
19.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9247/19
02.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9018/19
29.04.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-3384/19