г. Самара |
|
4 июля 2019 г. |
Дело N А49-105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Бросовой Н.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
при участии:
от истца - представитель Киушкина Ю.М., доверенность N 1/898 от 25.12.2018; представитель Куршев А.А., доверенность N 1/908 от 28.12.2018;
от ответчика - представитель Геворкян С.С., доверенность от 11.02.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2019 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росстройком" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 апреля 2019 года по делу N А49-105/2019 (судья Лапшина Т.А.),
по иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (ОГРН 1025801104450; ИНН 5834011778) к обществу с ограниченной ответственностью "Росстройком" (ОГРН 1071326005717; ИНН 1326203142) об устранении недостатков выполненных работ и о взыскании 6 272 751 руб. 52 коп. пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Росстройком" (далее - ответчик, Общество) об обязании выполнить гарантийные обязательства по государственному контракту N 0355100004616000167_46801 от 26.12.2016 и безвозмездно устранить следующие строительные недостатки: произвести на фасаде административного здания зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить декоративную штукатурку по сетке, покраску фасада в соответствии проектом. Выполнить устройство декоративной штукатурки на лицевой части фасада в осях 6-13 и 13- Ж1 в едином стилевом решении, с захватом высоты 0,95 м и длины 64 м по указанным осям, с покраской краской одного тона и марки, указанной в проекте (Tikkurila); - произвести на фасадах теплой стоянки зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить штукатурку по сетке, шпаклевание поверхности, покраску фасадов; - произвести на фасадах дизель-генераторной зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить штукатурку по сетке, шпаклевание поверхности, покраску фасадов; - произвести на фасадах КПП 1 и цоколя зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить штукатурку по сетке, шпаклевание поверхности, покраску фасадов; - произвести на фасадах КПП 2 и цоколя зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить штукатурку по сетке, шпаклевание поверхности, покраску фасадов; - устранить неисправность системы бесперебойного питания на базе АРС Symmetra RM; - устранить неисправность кондиционера Chigo CS-21H3A-VC147; - устранить провисание потолка в санузле дежурной части в осях Ж-Д /6-7 в соответствии со СНиП 3.04.01.87 "Монтаж подвесных потолков" и Схемой операционного контроля качества - "Монтаж подвесных потолков в интерьерах зданий"; - восстановить работоспособность системы кондиционирования П-2 Airmate-6000 Блок Б по оси 12-Ж1 на 1-ом этаже. Провести пуско-наладочные работы, устранить протечки теплоносителя, заполнить паспорт вентсистемы с указанием параметров температуры, скорости и акт гидростатического испытания, а также проверить равномерность прогрева теплообменных аппаратов; - устранить неисправность усилителя мощности "Тромбон-360"; - устранить протечку кровли в помещении пищеблока административного здания блока "В" в местах примыканиям кровли к вентиляционным шахтам и воздуховодам вытяжных вентиляторов в осях 11-13/Ж1 -Б 1 и в осях 9-11/Е1 -В путем устройства примыканий в соответствии со СНиП II-26-76 " Кровли"; - заменить кран шаровый Danfoss (065B4281G); - устранить просадку дорожного полотна асфальтобетонного покрытия в соответствии с технологической картой, разработанной МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы"; - устранить отслоение природного камня от поверхности стены ограждения ОГ 1 с восточной стороны административного здания, а также на западной стороне ОГ 1; - отрегулировать вентиляционную систему П/В1 до проектных показателей температур и воздушного баланса по расходу воздуха, произвести регулировку приточных и вытяжных систем на проектные расходы воздуха, оформить на каждую систему 3 вентиляции и кондиционирования воздуха паспорт в двух экземплярах по форме приложения Е к СП 7.13130.2013; - произвести работы по пуско-наладке системы вентиляции, холодоснабжения в соответствии с СП 73.133330.2016 "Внутренние санитарно-технические системы зданий" (п. 7.6, 8.1, 8.3, 8.4, 8.5) и локально-сметным расчетом на пуско-наладочные работы, представить программу пуско-наладочных работ, осуществить обкатку вентсистем с составлением акта, произвести испытание на герметичность участков воздуховодов аэродинамическим методом (ГОСТ 12.3.018-79) с составлением акта, осуществить регулировку вентиляционных систем на проектные расходы воздуха с заполнением паспорта вентсистем, произвести наладку вентсистем, кондиционирования, отопления и систем пожаротушения; - заменить стеклопакет окна ПВХ, кабинет 608; - устранить в помещении архивохранилища, расположенного в подвале блока А следы намокания стен, вспучивание линолеума путем его демонтажа, осуществить расчистку отделочного покрытия, выполнить работы в соответствии с проектным решением раздел АС, лист 3, лист 42 п. 2, 3, 4, узла "деталь устройства гидроизоляции помещениях 1...5,17" и отделочные работы в соответствии с проектным решением Шифр 14625, взыскании 6 272 751 руб. 52 коп. пени за нарушение срока устранения недостатков, начисленные по состоянию на 11.01.2019 (с учетом принятого судом уточнения предмета иска).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.04.2019 по делу N А49-105/2019 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Общество выполнить гарантийные обязательства перед Управлением и безвозмездно устранить следующие строительные недостатки:
- произвести на фасаде административного здания зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить декоративную штукатурку по сетке, покраску фасада в соответствии проектом. Выполнить устройство декоративной штукатурки на лицевой части фасада в осях 6-13 и 13- Ж1 в едином стилевом решении, с захватом высоты 0,95 м и длины 64 м по указанным осям, с покраской краской одного тона и марки, указанной в проекте (Tikkurila) в срок до 15 мая 2019 года;
- произвести на фасадах теплой стоянки зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить штукатурку по сетке, шпаклевание поверхности, покраску фасадов в срок до 15 мая 2019 года;
- произвести на фасадах дизель-генераторной зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить штукатурку по сетке, шпаклевание поверхности, покраску фасадов в срок до 15 мая 2019 года;
- произвести на фасадах КПП 1 и цоколя зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить штукатурку по сетке, шпаклевание поверхности, покраску фасадов в срок до 15 мая 2019 года;
- произвести на фасадах КПП 2 и цоколя зачистку штукатурного слоя, вскрытие трещин, обработку поверхности бетоноконтактом, выполнить штукатурку по сетке, шпаклевание поверхности, покраску фасадов в срок до 15 мая 2019 года;
- устранить неисправность системы бесперебойного питания на базе АРС Symmetra RM в срок до 01 июня 2019 года;
- устранить неисправность кондиционера Chigo CS-21H3A-VC147 в срок до 01 июня 2019 года;
- устранить провисание потолка в санузле дежурной части в осях Ж-Д /6-7 в соответствии со СНиП 3.04.01.87 "Монтаж подвесных потолков" и Схемой операционного контроля качества - "Монтаж подвесных потолков в интерьерах зданий" в срок до 01 мая 2019 года;
- восстановить работоспособность системы кондиционирования П-2 Airmate-6000 Блок Б по оси 12-Ж1 на 1-ом этаже. Провести пуско-наладочные работы, устранить протечки теплоносителя, заполнить паспорт вентсистемы с указанием параметров температуры, скорости и акт гидростатического испытания, а также проверить равномерность прогрева теплообменных аппаратов в срок до 22 апреля 2019 года;
- устранить неисправность усилителя мощности "Тромбон-360" в срок до 01 июня 2019 года;
- устранить протечку кровли в помещении пищеблока административного здания блока "В" в местах примыканиям кровли к вентиляционным шахтам и воздуховодам вытяжных вентиляторов в осях 11-13/Ж1-Б1 и в осях 9-11/Е1-В путем устройства примыканий в соответствии со СНиП II-26-76 " Кровли" в срок до 01 июня 2019 года; 11 - заменить кран шаровый Danfoss (065B4281G) в срок до 01 мая 2019 года;
- устранить просадку дорожного полотна асфальтобетонного покрытия в соответствии с технологической картой, разработанной МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" в срок до 01 мая 2019 года;
- устранить отслоение природного камня от поверхности стены ограждения ОГ 1 с восточной стороны административного здания, а также на западной стороне ОГ 1 в срок до 01 мая 2019 года;
- отрегулировать вентиляционную систему П/В1 до проектных показателей температур и воздушного баланса по расходу воздуха, произвести регулировку приточных и вытяжных систем на проектные расходы воздуха, оформить на каждую систему вентиляции и кондиционирования воздуха паспорт в двух экземплярах по форме приложения Е к СП 7.13130.2013 в срок до 22 апреля 2019 года;
- произвести работы по пуско-наладке системы вентиляции, холодоснабжения в соответствии с СП 73.133330.2016 "Внутренние санитарно-технические системы зданий" (п. 7.6, 8.1, 8.3, 8.4, 8.5) и локально-сметным расчетом на пуско-наладочные работы, представить программу пуско-наладочных работ, осуществить обкатку вентсистем с составлением акта, произвести испытание на герметичность участков воздуховодов аэродинамическим методом (ГОСТ 12.3.018-79) с составлением акта, осуществить регулировку вентиляционных систем на проектные расходы воздуха с заполнением паспорта вентсистем, произвести наладку вентсистем, кондиционирования, отопления и систем пожаротушения в срок до 01 мая 2019 года;
- заменить стеклопакет окна ПВХ, кабинет 608 в срок до 01 июня 2019 года;
- устранить в помещении архивохранилища, расположенного в подвале блока А следы намокания стен, вспучивание линолеума путем его демонтажа, осуществить расчистку отделочного покрытия, выполнить работы в соответствии с проектным решением раздел АС, лист 3, лист 42 п. 2, 3, 4, узла "деталь устройства гидроизоляции помещениях 1...5,17" и отделочные работы в соответствии с проектным решением Шифр 14625 в срок до 01 июня 2019 года.
С Общества в пользу Управления взысканы пени в сумме 400 000 руб. В остальной части иска отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 17 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
Доводы заявителя жалобы мотивированы неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу, по изложенным в ней доводам, а представители истца просили оставить решение суда без изменения.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемые решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Между Управлением (государственный заказчик) и Обществом (головной исполнитель) был заключен государственный контракт N 0355100004616000167_46801 от 26.12.2016 (далее - контракт), по условиям которого головной исполнитель обязался своими силами и (или) силами привлеченных организаций выполнить работы по строительству объекта "Завершение капитального строительства административного здания УВД Пензенской области по ул. Пушкина в г. Пенза" за счет средств федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту); проектно-сметной документацией, разработанной ООО "Промгражданпроект", имеющей положительное заключение ФКУ "Центр государственной экспертизы в отношении объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России" N 77-1-1-4-0128-16 от 21.11.2016, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, полученными положительными заключениями государственной экспертизы; со сводным сметным расчетом (Приложение N 2 к контракту), Актом о передаче земельного участка под строительство (Приложение N 3 к контракту), в установленный контрактом срок, и сдать результат выполненных работ, а государственный заказчик - принять и оплатить выполненные работы (пункт 1.1. контракта).
В пункте 1.2. контракта установлено, что строительно-монтажные работы, выполняемые по настоящему контракту, должны соответствовать требованиям государственных стандартов РФ, СНиП, СП и технологических регламентов, а материалы и оборудование, используемые при выполнении работ, должны иметь соответствующие сертификаты и иные документы согласно законодательству РФ о техническом регулировании, а также Приложению N 1 к контракту.
Цена контракта составляет 221 027 442 руб. 75 коп. (пункт 2.1. в редакции дополнительного соглашения от 27.12.2016 N 1 к контракту).
В пункте 3.1. контракта указан срок завершения работ - 31.05.2017.
Заключенный сторонами контракт по своей правовой природе является договором строительного подряда, регулируемым нормами параграфов 1 и 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Кодекс).
В силу статьи 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В пункте 4.1.10. контракта установлено, что головной исполнитель обязан обеспечить своевременное устранение за собственный счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке товара, работ по контракту, а также в течение гарантийного срока эксплуатации объектов.
Согласно пункту 6.1. контракта ответчик гарантирует достижение объектом указанных в Техническом задании и проектно-сметной документацией показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с настоящим контрактом. Головной исполнитель должен предоставить гарантию нормальной эксплуатации объекта и входящих в него инженерных систем, оборудования и работ, выполняемых в рамках контракта самим головным исполнителем и/или привлеченными им субподрядными организациями на срок 60 месяцев со дня подписания акта ввода объекта в эксплуатацию; предоставить гарантию нормальной эксплуатации техники (невстраиваемое оборудование) материалов на срок 24 месяца со дня подписания акта ввода объекта в эксплуатацию, своевременно устранять за свой счет недостатки и дефекты, выявленные в период гарантийного срока. Гарантия качества предоставляется с момента подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11, КС-14), а также получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не может эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает головной исполнитель. Гарантия качества распространяется на все конструктивные элементы, материалы, оборудование и работы, выполненные головным исполнителем по настоящему контракту. Если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, то головной исполнитель обязан их устранить за свой счет и в согласованные сроки. Для участия в составлении акта, фиксирующего дефекты, согласования порядка и сроков их устранения, головной исполнитель обязан направить своего представителя не позднее трех дней со дня получения письменного извещения государственного заказчика. Головной исполнитель обязан обеспечить устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных в течение гарантийного срока.
В соответствии с пунктом 6.2. контракта гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, используемое в соответствии с назначением и техническими требованиями, установленные изготовителем, наступает с даты подписания сторонами Акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11, КС-14), а также получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Головной исполнитель в период действия гарантийных обязательств должен обеспечить устранение недостатков или замену оборудования в соответствии с условиями контракта.
Головной исполнитель несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, либо в результате неправильной эксплуатации. Течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает головной исполнитель. По завершению работ в течение гарантийного срока головной исполнитель обязан проводить консультации представителей государственного заказчика (эксплуатирующей организации) по вопросам эксплуатации системы (пункта 6.3 контракта).
Согласно пункту 6.4 контракта головной исполнитель должен обеспечить в период гарантийного срока на оборудование и монтируемые системы восстановление работоспособности, отдельной её подсистемы или устройства (части, блока, узла), при выходе их из строя по причинам, не связанным с неправильной эксплуатацией в гарантийный период, включая проведение любого ремонта, без дополнительных расходов со стороны государственного заказчика. В случае выявления неисправности монтируемых систем в период гарантийного срока эксплуатации головной исполнитель после получения уведомления от государственного заказчика должен устранить неисправности за свой счёт, без дополнительных расходов со стороны государственного заказчика, в срок не более 72 (семидесяти двух) часов (не считая выходных дней и времени прибытия представителей Головного исполнителя на объект) с даты получения от государственного заказчика уведомления о вызове головного исполнителя для устранения неисправности. После получения от государственного заказчика уведомления о вызове головного исполнителя для устранения неисправности представители головного исполнителя должны прибыть на объект в течение 24 (двадцати четырёх) часов. В случае необходимости замены функциональных узлов и комплектующих, подтвержденной подписанным двухсторонним рекламационным актом, срок устранения неисправности должен составлять не более 120 часов с даты получения от государственного заказчика уведомления. При этом гарантийный срок продлевается на период устранения неисправности. Гарантийные обязательства головной исполнитель должен выполнять в месте установки систем. В случае необходимости доставки оборудования в сервисный центр, эту доставку обеспечивает головной исполнитель, оплачивая при этом все расходы, включая транспортные. Все запасные части, которые головной исполнитель будет менять в течение гарантийного срока и исходные комплектующие должны иметь функциональные характеристики не хуже, чем установленное оборудование. Сведения о замене неисправного оборудования должны заноситься в формуляр соответствующими специалистами головного исполнителя (пункт 6.5. контракта).
В соответствии с пунктом 6.8 контракта указанные гарантии не распространяются на случаи преднамеренного повреждения объекта со стороны государственного заказчика и третьих лиц, а также на случаи нарушения правил эксплуатации объекта государственным заказчиком. При отказе головного исполнителя от подписания акта обнаруженных дефектов государственный заказчик составляет односторонний акт и вправе назначить проведение экспертизы (пункт 6.9 контракта).
Как следует из материалов дела, работы по контракту были выполнены ответчиком, 10.10.2017 сторонами подписаны Акт N 11/2371 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией формы N КС-14 и Акт N 11/2369 приемки законченного строительством объекта формы N КС-11 (т.2, л.д. 6-14).
В обоснование исковых требований Управление указало, что в процессе эксплуатации здания были выявлены недостатки, которые Обществом не устранены.
Руководствуясь положениями контракта, в адрес Общества направлялись письменные извещения исх.N 11/764 от 16.04.2018, исх.N 11/1053 от 29.05.2018, исх.N11/1130 от 09.06.2018, исх.N 11/1314 03.07.2018, исх.N 11/1437 от 16.07.2018, исх.N11/1473 от 23.07.2018, исх.N 11/1619 от 16.08.2018, исх.N 11/1781 от 10.09.2018, исх.N 11/1826 от 17.09.2018, исх.N 11/1958 от 01.10.2018, исх.N 11/1997 от 03.10.2018 о необходимости явки представителя головного исполнителя в течение трех дней с момента их получения для составления акта, фиксации дефектов и неисправностей, согласования порядка и срока их устранения.
Перечень строительных недостатков, выявленных в процессе эксплуатации объекта, зафиксирован в односторонних акте выявленных дефектов и неисправностей от 8 30.04.2018, фототаблице осмотра дефектов и неисправностей от 16.07.2018, акте о неисправности от 02.08.2018 (с фототаблицей), акте о выявленных дефектах и неисправностях от 09.08.2018, акте выявленных дефектов от 14.08.2018, составленных по истечении разумного срока для обеспечения явки подрядчика после получения соответствующего извещения и аналогичным образом направленных в адрес ответчика, и составленном с участием представителя головного исполнителя акте устранения дефектов и неисправностей от 07.06.2018. 09.08.2018 исх. N 11/1361, исх. N 11/1362, 20.08.2018 исх. N 11/1632 ответчику направлялись претензии с требованием устранить выявленные строительные недостатки.
В ответах исх. N 131, 132 от 20.04.2018, исх. N 189 от 27.06.2018, исх. N 225 от 31.07.2018, исх. N 226 от 31.07.2018, исх. N 272 от 09.10.2018, исх. N 286 от 19.10.2018 на извещения и претензии истца ответчик отказывал в выполнении обязательств по гарантийному ремонту.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения государственного заказчика с настоящим иском в арбитражный суд.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что Общество, как головной исполнитель по контракту, от исполнения своих гарантийных обязательств не отказывается, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для предъявления ответчику имущественных требований в виде пени за просрочку исполнения обязательства (в том числе гарантийных).
Согласно части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Исследовав совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
По общему правилу, установленному статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу пункта 1 статьи 721 Кодекса качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Согласно пункту 2 статьи 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).
Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 723 Кодекса в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, заказчик вправе потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 статьи 723 ГК РФ подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (статья 475 Кодекса).
Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока (статья 724 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 755 ГК РФ подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Таким образом, в пределах гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика за недостатки (дефекты) выполненных работ.
Как установлено судом, недостатки, по которым предъявлены требования в данном иске, обнаружены заказчиком и о них заявлено подрядчику в течение гарантийного срока.
В ходе судебного разбирательства по делу стороны провели ряд комиссионных обследований объекта, подрядчик признал зафиксированные по их результатам в уточнении к исковому заявлению от 21.03.2019 недостатки подлежащими устранению.
Сроки устранения недостатков стороны также согласовали совместно в ходе судебного разбирательства.
Доказательств наличия указанных в пункте 2 статьи 755 ГК РФ обстоятельств, при которых подрядчик может быть освобожден от ответственности по устранению выявленных в период гарантийного срока недостатков, в материалы дела не представлено.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик не воспользовался правом, предусмотренным статьей 82 АПК РФ, не ходатайствовал о проведении экспертизы для выяснения вопроса о причинах выявленных недостатков, вследствие чего, в силу части 2 статьи 9 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения им процессуальных действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, руководствуясь условиями контракта, названными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска об обязании ответчика устранить выявленные недостатки.
Истец также заявил требование о взыскании с ответчика 6 272 751 руб. 52 коп. пени за нарушение срока устранения недостатков, начисленные по состоянию на 11.01.2019.
Условиями контракта (пункт 12.4) предусмотрено право истца требовать от ответчика выплаты пени в случае просрочки исполнения головным исполнителем обязательств (в том числе гарантийных), начисляемых по правилам, изложенным в постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Таким образом, поскольку ответчик нарушил установленные контрактом сроки устранения недостатков, требования истца о взыскании пени признано судом правомерным.
Расчет пени в сумме 6 272 751 руб. 52 коп. судом проверен и признан правильным.
Рассмотрев заявление ответчика о применении статьи 333 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для его удовлетворения, в связи с чем, снизил размер пени до 400 000 руб.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера неустойки соответствуют обстоятельствам дела, статье 333 ГК РФ, а также правовой позиции, изложенной в пунктах 2, 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17 от 14.07.1997 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", в пунктах 69 - 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части суд апелляционной инстанции не усматривает.
Повторно рассмотрев дело, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска об обязании ответчика устранить недостатки и в части взыскания пени, уменьшенных на основании статьи 333 ГК РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, названным нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 апреля 2019 года по делу N А49-105/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Н.В. Бросова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-105/2019
Истец: УМВД РФ по Пензенской области, Управление Министерства внутренних дел РФ по Пензенской области
Ответчик: ООО "Росстройком"