г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2019 г. |
Дело N А26-11910/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Филимонов К.П. - доверенность от 19.03.2018
от ответчика (должника): Панфилов Д.В, - доверенность от 01.03.2019, Датская Е.И. - доверенность от 18.12.2018, Иголкин В.В. - доверенность от 02.07.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11670/2019) Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2019 по делу N А26-11910/2018 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению АО "Карельский окатыш"
к Карельской таможне
о признании незаконным решения
установил:
акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - АО "Карельский окатыш", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне (далее - Таможня) о признании незаконным решения от 19.09.2018 по классификации товара N РКТ-10227000-18/000030 и решения от 19.09.2018 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары.
Решением от 12.03.2019 суд удовлетворил заявление, признал незаконными, как не соответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза принятые Карельской таможней решения:
- по классификации товара от 19.09.2018 N РКТ-10227000-18/000030;
- о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 19.09.2018;
обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного Общества, взыскал с Таможни в пользу Общества расходы в общей сумме 98 000 руб., в том числе 95000 руб. - расходы, связанные с оплатой судебной экспертизы, 3 000 руб. - расходы в связи с оплатой государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 12.03.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт. Таможня утверждает, что рабочим органом торфоуборочной машины является скрепер, используя который происходит срезание слоя торфа с дальнейшей его погрузкой в бункер машины с помощью конвейера, что позволило классифицировать спорный товар в товарной подсубпозиции 8430 69 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС, как самоходный скрепер. При этом, таможенный орган не может согласиться с выводам судебной экспертизы, основанной на том, что исследуемая машина не выполняет функции копания, так как согласно различным источникам, несамоходный скрепер не предназначен для копания грунта.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, АО "Карельский окатыш" во исполнение внешнеэкономического контракта от 12.10.2017 N 9000070520, заключенного с компанией "SUOKONE OY" (Финляндия), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Костомукшском таможенном посту Карельской таможни по ДТ N 10227030/130718/0002306 товар "Машина несамоходная для подготовки торфяных полей поставляется исключительно для нужд АО "Карельский окатыш" в рамках проекта реконструкции котельной (переход на твердое топливо): механический комбайн-уборщик ECOFIELD EF-45 - торфоуборочное устройство предназначено для сборки торфа с одного или двух валков, перевозки и выгрузки торфа - в передней части ECOFIELD смонтирован конвейер. ECOFIELD присоединяется к трактору. При помощи конвейера ECOFIELD наполняется высушенным торфом. После того, как бункер заполнен, трактор перемешает ECOFIELD на склад. Через задний отсек ECOFIELD по разгрузочному конвейеру производится разгрузка торфа. Механическая, буксировочная установка с гидравлической передачей. Подъемный транспортер в передней части установки. Торфоподъемный ECOFIELD прицепляется к трактору. Устойчивый торфоуборщик вагонного типа уверенно передвигается по торфяному полю. Расположение конвейера в передней части торфоуборшика позволяет производить загрузку более эффективно, а также обеспечивает контроль работы ECOFIELD. Конвейер захватного типа с легкостью поднимает двойной валок и не оставляет за собой следов неубранного торфа. Наличие цепного скрепкового разгружателя гарантирует равномерное распределение торфа по каравану и не возникнет угрозы опрокидывания торфоуборшика. Технические характеристики - длина 8800 мм, ширина бункера 4000 мм, высота 4500 мм, ширина (одинарные колеса) L 2 4035 мм, ширина элеватора 1350 мм, колесная база 1450 мм, расстояние по тележке 7260 мм, объем бункера (рамочный объем) 45 м3, рабочая скорость 0.5-3 км/ч. Диапазон мощности 90-140 л.с., давление в шинах - основные колеса (d-700/50x26.5) 1-1.5 бар, дополнительные колеса (с=600/55х26.5) 1-1.5 бар, колеса элеватора (10/80*12) 3.9 бар. Поставляется исключительно для нужд АО "Карельский окатыш" в рамках проекта реконструкции котельной (переход на твердое топливо), производитель - "SUOKONE OY", модель - ЕГ-45" (далее - товар).
В графе 33 указанной ДТ декларантом заявлен классификационный код товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 8430 69 000 8 "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные: - машины и механизмы несамоходные прочие: - прочие: - прочие". Ставка ввозной таможенной пошлины - 5 %. ставка НДС - 18 %.
В ходе осуществления контроля правильности классификации ввезенного товара в соответствии с TН ВЭД ЕАЭС Костомукшским таможенным постом Карельской таможни у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения.
16.07.2018 таможенным органом принято решение о проведении таможенного досмотра товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10227030/130718/0002306. Согласно акту таможенного досмотра от 16.07.2018 N 10227030/160718/000111 таможенным органом установлено, что товар представляет собой рамную конструкцию на колесном ходу, оснащенную различными системами и элементами: гидравлической системой: подъемным транспортером в виде транспортерной ленты с прикрученными с помощью крепежных элементов поперечными резиновыми перекладинами (захваты): металлическим бункером с открывающимся гидравлической системой люком: колесами на металлических дисках в передней части устройства.
В целях правильной классификации ввезенного товара Таможней принято решение от 17.07.2018 N 10227030/170718/ДВ/000002 о назначении таможенной экспертизы в Экспертно-криминалистической службе регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург (далее - ЭКС ЦЭКТУ).
19.09.2018 Карельской таможней на основании заключения таможенного эксперта ЭКС ЦЭКТУ приняты решение N РКТ-10227000-18/000030 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и решение от 19.09.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, согласно которым ввезенный товар подлежит классификации в подсубпозиции 8430 69 000 2 "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные: - машины и механизмы несамоходные прочие: - прочие: - скреперы". Ставка ввозной таможенной пошлины - 10 %, ставка НДС - 18 %.
Считая, что решения таможни о классификации товара, решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары, являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) была назначена комиссионная экспертиза спорного товара, проведение которой поручено Институту безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета в лице экспертов: Репина Сергея Васильевича, Грушецкого Станислава Михайловича, Алейника Вадима Ивановича.
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
- попадает ли данный вид оборудования (комбайн, машина) под техническое понятие скрепера;
- описать технологический процесс сбора почвы (грунта) в бункер;
- с помощью каких узлов и (или) приспособлений происходит сбор почвы (грунта) в бункер;
- происходит ли процесс перемещения или соскребания сформированного в "валки" слоя почвы под действием отвалов;
- каким способом (с помощью каких элементов) происходит захват с поверхности земли и перемещение на элеваторную ленту сформированного в "валки" слоя почвы;
- имеют ли резинотканевые отвалы и скребки элеваторной ленты острую кромку;
- являются ли резинотканевые отвалы основными конструктивными элементами машины, осуществляющими функцию перемещения сформированного в "валки" слоя почвы для последующей загрузки е в бункер;
- будет ли достигнута максимальная производительность машины (сбор и перемещение сформированного в "валки" слоя почвы) без применения (в отсутствие) резинотканевых отвалов.
15.02.2019 в материалы дела поступило заключение эксперта от 07.02.2019 N 4-11-2/19/2542/ДТП, в котором экспертами даны ответы на поставленные вопросы.
По первому вопросу: Подпадает ли данный вид оборудования (комбайн, машина) под техническое понятие скрепера?
Техническое понятие скрепера, согласно ГОСТ Р ИСО 6165-2010, предполагает выполнение машиной операции копания, то есть разработку грунта - разрушение монолитного грунта с отделением стружки от массива.
Механический комбайн-уборщик ECOFIELD EF-45 не выполняет копание. Он собирает торф из валка. Из приложения N 7 следует, что валок шириной 80 см и высотой 40 см располагается выше уровня качения колес. Валок состоит из фрезерного торфа, то есть из предварительно переработанного торфа в виде крошки, подсушенной до влажности 40%. Из приложения N 6 следует, что руководство по эксплуатации машины не допускает сбор торфа ниже подошвы валка.
Еще одна отличительная черта скрепера - наличие ковша с режущей кромкой. На рисунке изображен продольный вертикальный разрез скрепера с элеваторной загрузкой, где в нижней части ковша хорошо виден горизонтальный нож, осуществляющий разрушение грунта посредством срезания стружки.
В рассматриваемой машине ECOFIELD EF-45 не содержится ковш с режущей кромкой.
Учитывая отсутствие этих двух перечисленных признаков, эксперт пришел к выводу, что данный вид оборудования (комбайн, машина) не попадает под техническое понятие скрепера. Фирма-производитель употребляет в названии машины термин "комбайн", очевидно, ввиду выполнения ею нескольких полезных функций: а) сбор торфа из валка в бункер; б) транспортирование торфа к местам складирования; в) выгрузка торфа из бункера.
По второму вопросу: Описать технологический процесс сбора почвы (грунта) в бункер.
При работе комбайна ECOFIELD EF-45 в качестве почвы (грунта) выступает фрезерный торф в виде подсушенной крошки. Сбор происходит в три этапа. Вначале торф захватывается из валка скребками погрузочного конвейера. Захват осуществляется за счет наезжания нижней части скребкового конвейера на неподвижный валок и вдавливания в него горизонтально расположенных скребков. Для того чтобы при этом избежать разбрасывания торфа в стороны, внизу слева и справа имеются вертикальные косые ограждающие щитки. За счет наличия щитков нижняя передняя часть машины напоминает прямоугольную воронку. Далее торф поднимается вверх вместе со скребками крутонаклонного скребкового конвейера, располагаясь между ними отдельными порциями. Во время подъема боковые потери торфа предотвращаются ограждающим коробом, внутри которого располагаются подвижные части конвейера. Затем, после завершения подъема, торф разгружается в бункер, переваливаясь через верхний барабан конвейера.
По третьему вопросу: С помощью каких узлов и (или) приспособлений происходит сбор почвы (грунта) в бункер?.
Сбор происходит за счет сочетания двух движений. Во-первых, за счет горизонтального движения машины относительно неподвижного валка. Это движение обеспечивает трактор, к которому прицеплена машина. Во-вторых, за счет вертикального подъема скребков конвейера. Узлами и приспособлениями здесь выступают тяговая лента конвейера с горизонтально расположенными на ней скребками. Скребки представляют собою прямоугольные куски толстой резинотканевой ленты. Плоскость скребка перпендикулярна плоскости ленты конвейера.
По четвертому вопросу: Происходит ли процесс перемещения или соскребания сформированного в "валки" слоя почвы под действием отвалов?
В конструкции машины отсутствуют рабочие органы типа "отвал". Соскребания слоя торфа не происходит. Вместо этого происходит его захват движущимися вверх мягкими скребками скребкового конвейера.
По пятому вопросу: Каким способом (с помощью каких элементов) происходит захват с поверхности земли и перемещение на элеваторную ленту сформированного в "валки" слоя почвы?.
Захват торфа происходит за счет сочетания двух движений. Во-первых, за счет горизонтального движения машины относительно неподвижного валка. Это движение обеспечивает трактор, к которому прицеплена машина. Во-вторых, за счет вертикального подъема горизонтально расположенных скребков конвейера. При захвате и подъеме торф опирается на скребки, а не на ленту конвейера.
По шестому вопросу: Имеют ли резинотканевые отвалы и скребки элеваторной ленты острую кромку?
В конструкции машины отсутствуют рабочие органы типа "отвал". Рабочий орган типа "отвал" выполняет две функции: копание при помощи твердого и острого ножа, расположенного в его нижней части, и транспортирование волоком срезанного грунта. При работе машины ECOFIELD EF-45 не выполняются операции копания и транспортирования грунта волоком. Под термином "резинотканевые отвалы", очевидно, подразумеваются вертикальные косые ограждающие щитки, изготовленные из резинотканевой ленты. Они не имеют острой кромки. Скребки элеваторной ленты (то есть скребки скребкового конвейера) также не имеют острой кромки.
По седьмому вопросу: Являются ли резинотканевые отвалы основными конструктивными элементами машины, осуществляющими функцию перемещения сформированного в "валки" слоя почвы для последующей загрузки ее в бункер?
"Резинотканевые отвалы" не являются основными конструктивными элементами машины, осуществляющими функцию перемещения сформированного в "валки" слоя почвы для последующей загрузки ее в бункер. Назначение этих деталей описано в ответе на вопрос N 2.
По восьмому вопросу: Будет ли достигнута максимальная производительность машины (сбор и перемещение сформированного в "валки" слоя почвы) без применения (в отсутствие) резинотканевых отвалов?
Да, в этом случае максимальная производительность машины будет достигнута. При этом придется дополнительно увеличить горизонтальную скорость движения машины. Увеличение горизонтальной скорости потребуется для компенсации боковых потерь торфа, возникающих из-за отсутствия так называемых "резинотканевых отвалов". В этом случае часть объема валка после прохода машины останется неубранной в виде двух боковых валиков.
На основании выводов экспертов в совокупности представленными в материалы дела доказательствами судом первой был сделан вывод о неправомерности классификации ввезенного Обществом товара в товарной подсубпозиции 8430 69 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, заслушав позиции сторон, полагает выводы суда правильными и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 2 статьи 19 Кодекса).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией (пункт 3 статьи 19 Кодекса).
Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Комиссией (пункт 4 статьи 19 Кодекса).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 N 112 "О внесении изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 N 54" установлено, что для целей применения решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, принятых до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., под используемым в них понятием "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" понимается "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).
Пунктом 5 Положения установлено, что основные правила интерпретации (далее - ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В случае если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием (Правило 3а).
В пункте 7 Положения определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации (далее - Положение N 522). Так, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 Коллегия рекомендовала государствам - членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского экономического союза применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I - VI) согласно приложению N 1 взамен Пояснений с изменениями, которые предусмотрены рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии по перечню согласно приложению N 2.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 Кодекса основания для принятия решения об иной классификации товара.
Как было установлено выше, Общество при ввозе и декларировании товара классифицировало его в товарной подсубпозиции 8430 69 000 8 ЕТН ВЭД ЕАЭС "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные: - машины и механизмы несамоходные прочие: - прочие: - прочие".
Карельской таможней рассматриваемый товар отнесен к товарной подсубпозиции 8430 69 000 2 ЕТН ВЭД ЕАЭС "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные: - машины и механизмы несамоходные прочие: - прочие: - скреперы".
Таким образом, спор между Обществом и Таможней возник на уровне девятого знака одной товарной позиции - 8430 и сводится к тому, является ли ввезенная Обществом несамоходная уборочная машина скрепером.
Примечания к группе 84 ТН ВЭД, а также к подсубпозициям данной группы не раскрывают содержание данного понятия и не определяют признаки, по которым несамоходная машина для перемещения, планировки, профилирования, разработки грунта может быть классифицирована в качестве скрепера.
Однако, согласно разделу (V) "Машины для разработки, профилирования или планировки грунта" Пояснений к товарной позиции 8430 к данной категории машин относятся, в том числе (Д) планировочные эскаваторы - разновидность одноковшовых эскаваторов, подобные относящихся к товарной позиции 8429, с горизонтальной стрелой; применяются для снятия верхнего слоя грунта.
Таким образом, несмотря на то, что в пояснения к товарной позиции 8430 ТН ВЭД также не раскрыто понятие и характеристики несамоходной машины - скрепера, однако имеется отсылка к товарной позиции 8429, где содержится описание разновидности планировочных экскаваторов.
В пояснениях к товарной позиции 8429 ТН ВЭД как раз и содержится понятие и характеристики скрепера (В). Скреперы имеют нож с острой режущей кромкой, предназначенный для срезания верхнего слоя грунта, который затем поступает в ковш скрепера или выгружается с помощью конвейера.
Следует иметь в виду, что в данную товарную позицию включаются только те скреперы, у которых снабженный двигателем тягач и собственно скрепер образуют единый агрегат, например, гусеничные скреперы, у которых скреперный ковш с ножом расположен между двумя гусеницами. К данной товарной позиции относятся и полуприцепные скреперы, состоящие из снабженного двигателем тягача (в том числе одноосного) и собственно скрепера, имеющего жестко закрепленный нож или подвижное соединение с несколькими ножами.
Понятие скрепера также дано в ГОСТе Р ИСО 6165-2010 "Машины землеройные. Классификация. Термины и определения", где в пункте 4.7 определено, что Скрепер - это самоходная или прицепная гусеничная или колесная землеройная машина, имеющая ковш с режущей кромкой, расположенный между осями, который срезает, загружает, транспортирует, выгружает и распределяет материал при движении вперед.
Таким образом, и Пояснения к ТН ВЭД, и ГОСТ Р ИСО 6165-2010 при характеристике скрепера однозначно определяют, что в конструкции такой машины долен быть нож с острой режущей кромкой, либо ковш с режущей кромкой для срезания грунта.
Однако, как установлено судебным экспертом и следует из материалов дела, в рассматриваемой машине Ecofield EF-45 не содержится ковш с режущей кромкой. Таможенным экспертов в заключении от 03.09.2018 N 12402010/0026212 также не установлено наличие в рассматриваемой машине ножа либо ковша с острой режущей кромкой.
Несмотря на то, что в силу вышеприведенных Пояснений и положений ГОСТ Р ИСО 6165-2010 копание не является обязательной и единственной функцией скрепера, однако наличие ножа либо ковша с острой режущей кромкой для срезания грунта является для данной несамоходной машины обязательным.
Как следует из заключения судебной экспертизы и не опровергнуто таможенным органом, механический комбайн-уборщик ECOFIELD EF-45 собирает торф из валка шириной 80 см и высотой 40 см, который располагается выше уровня качения колес. Валок состоит из фрезерного торфа, то есть из предварительно переработанного торфа в виде крошки, подсушенной до влажности 40%. Руководство по эксплуатации машины не допускает сбор торфа ниже подошвы валка.
Более того, на 7 листе в разделе 3 "Технические характеристики" "Руководство по эксплуатации" перечислены основные компоненты уборочной машины с указанием места расположения этих компонентов на машине в сборе (том 1, л.д. 60-99): задний люк; разгрузочный транспортер; тележка; бункер: гидравлический узел; подъемный конвейер; насос-редуктор; насос гидравлики.
Таким образом, в Руководстве перечислены основные элементы конструкции, принимающие участие в поднятии торфа и его накоплении в бункере, а также в разгрузке. Конвейер захватного типа состоит из резиновой, армированной тканью (резинотканевой) конвейерной (транспортерной) ленты с прикрученными к ней резинотканевыми захватами, выполненными из этой же ленты, которыми и производится забор торфа и удержания его при подъеме по наклонной траектории и подаче в бункер.
По мнению таможенного органа, озвученному в судебном заседании, вышеуказанные резинотканевые захваты и выполняют функцию скрепера.
Однако, данные утверждения противоречат как Руководству, в котором подробно описана работа машины, так и Пояснениям к товарным позициями 8429, 8430, ГОСТ Р ИСО 6165-2010, которые при характеристике скрепера однозначно определяют, что в конструкции такой машины долен быть нож с острой режущей кромкой, либо ковш с режущей кромкой для срезания грунта.
Судом первой инстанции при оценке правильности классификационного решения таможни также принято во внимание руководство по эксплуатации торфоуборочной машины ECOFIELD EF-45, согласно которому "машина несамоходная для подготовки торфяных полей" выполняет только сбор торфа из валка в бункер, транспортирует торф к местам складирования и производит выгрузку торфа из бункера, что не соответствует определению "скрепер".
В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ таможенный орган не доказал, что резинотканевые захваты могут выполнять функцию ножа либо ковша с режущей кромкой для срезания грунта, а следовательно, что соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ спорный товар наиболее полно и точно описан в товарной подсубпозиции 8430 69 000 2 ТН ВЭД.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основании анализа представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе выводов судебной экспертизы, неправильного применения и толкования норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Карельской таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12 марта 2019 года по делу N А26-11910/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11910/2018
Истец: АО "КАРЕЛЬСКИЙ ОКАТЫШ"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Северо-Западное таможенное управление Карельская таможня
Третье лицо: Институт безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно строительного университета Для начальника Отдела судебных экспертиз И.С.Брылева, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет"