г. Москва |
|
04 июля 2019 г. |
Дело N А40-241258/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Л.А.Москвиной, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания В.В. Александровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СоюзРиэлти"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2019 по делу N А40-241258/18, принятое судьей Ю.Л. Головачевой,
по заявлению ООО "СоюзРиэлти" (ИНН 7710691362, ОГРН 1077760979670 )
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: 1) Управление Росреестра по г. Москве, 2) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве,
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Братусев И.О. по дов. от 19.02.2019; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1-2) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СоюзРиэлти" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы ООО "СоюзРиэлти" заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Департаменту городского имущества города Москвы (ответчик) о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы о приостановлении предоставления государственной услуги, оформленное письмом от 29.03.2018 г. N 33-5-27381/18-(0)-1.
Решением от 14.03.2019 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СоюзРиэлти" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно данным информационной системы реестра единых объектов недвижимости (ИС РЕОН) Департамента (положение о Реестре единых объектов недвижимости города Москвы утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП) на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004011:6290 земельно-правовые отношения не оформлены, разрешенное использование данного земельного участка не установлено.
Как следует из материалов дела, 13.03.2018 в Департамент поступило обращение ООО "СОЮЗ-РИЭЛТИ" N 33-5-27381/18 по вопросу предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004011:6290 по адресу: Москва, пер. Оружейный.
Предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным п.1.15 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьями 7, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг
Департаментом городского имущества города Москвы", от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы" принято Распоряжение N 11229 от 12.04.2018.
Согласно полученной выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004011:6290 вид разрешенного использования земельного участка не установлен.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Разрешенное использование земельных участков на территории города Москвы устанавливается в соответствии с перечнем видов разрешенного использования, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В соответствии с пунктом 2.9.1.5 Административного регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию), а также в случае, если Департаментом издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, но измененные сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2.9.1.5 Административного регламента, работы по заявлению от 13.03.2018 N 33-5-27381/18 приостановлены с целью приведения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004011:6290 в соответствии с фактическим использованием, о чем Общество было уведомлено письмом от 29.03.2018 N 33-5-27381/18-(0)-1.
Срок приостановления по основанию, указанному в пункте 2.9.1.5 Административного регламента, не превышает срок устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Таким образом, с целью внесения изменений в разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004011:6290 Департаментом выпущено распоряжение от 12.04.2018 N 11229 и направлено в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Как установлено судом, до настоящего времени Управлением Росреестра по Москве изменения в сведения ЕГРН в части разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004011:6290 не внесены.
Согласно данному распоряжению земельному участку с кадастровым номером 77:01:0004011:6290 должны быть установлены следующие виды разрешенного пользования:
3.1. Деловое управление (4.1)
3.2. Производственная деятельность (6.0)
После внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости и получения Департаментом выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащего актуализированные сведения, необходимые для оказания государственной услуги, Департамент вернется к рассмотрению запроса от 13.03.2018 N 33-5-27381/18.
В дальнейшем Департаментом в адрес Заявителя было направлено также письмо N ДГИ-Э-104411/18-1 от 12.12.2018.
По тексту данного письма Департамент сообщил Заявителю о том, что до сих пор сведения об установленных Распоряжением Департамента N 11229 от 12.04.2018 видах разрешенного использования в ЕГРН не внесены. Также было сообщено, что Департамент повторно направил данное распоряжение в адрес Росреестра для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
При этом, дальнейшая работа над заявлением ООО "СОЮЗ-РИЭЛТИ" о предоставлении государственной услуги возможна только после внесения в ЕГРН соответствующих сведений о видах разрешенного использования.
Всего данное Распоряжение к настоящему моменту направлялось Департаментом в адрес Росреестра 2 раза: 12.04.2018, 29.11.2018, что подтверждается картой рассылки данного документа из ИС РЕОН (положение о Реестре единых объектов недвижимости города Москвы утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП).
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 15.02.2017) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в т.ч. пп. 5.1.2. ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Департамент не наделен полномочиями по внесению сведений в ЕГРН, в связи с чем внесение сведений в ЕГРН от Департамента объективно не зависит.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополнительные сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка вносятся в кадастр недвижимости.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Со своей стороны Департамент принял все необходимые и достаточные меры для внесения сведений о новых видах разрешенного использования земельного участка в ЕГРН, а именно 2 раза направлял в адрес Росреестра Распоряжение Департамента N 11229 от 12.04.2018.
Департамент не может нести ответственность за действия (бездействия) иных органов государственной власти и (или) юридических лиц.
Суд считает, что решение о приостановлении оказания государственной услуги не противоречит закону или иному нормативному правовому акту, принято в пределах компетенции и полномочий Департамента и не нарушает прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как было неоднократно сообщено Заявителю Департаментом, в соответствии с пунктом 2.9.1.5 Административного регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию), а также в случае, если Департаментом издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, но измененные сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, у Департамента отсутствует объективная возможность предоставить испрашиваемую государственную услугу, поскольку её предоставление приостановлено до совершения определенных действий другим государственным органом.
Департамент выполнил все необходимые и достаточные действия со своей стороны, в связи с чем не представляется возможным говорить о незаконном бездействии со стороны Департамента.
Данная позиция подтверждена Верховным Судом РФ по делу N А40-251614/16 (Определение N 305-КГТ7-20934).
В соответствии с п. 1 ст. 607 ГК РФ В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как установлено судом ранее, согласно данным ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка не установлен.
Согласно пп.20 п.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
Таким образом, предоставление земельного участка без установления вида разрешенного использования не представляется возможным.
Более того, в рассматриваемом случае отсутствует нарушение прав и законных интересов Заявителя, поскольку, в соответствии с п.4 ст. 37 ГрК РФ Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, собственник объекта недвижимости вправе самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка из числа предусмотренных градостроительным регламентом - ПЗЗ г. Москвы, независимо от реализации или нереализации Распоряжения Департамента N 11229 от 12.04.2018.
Приостановление оказания государственной услуги основано на необходимости внесения в ЕГРН сведений о разрешенном использовании, так как в соответствии с пунктом 2.9.1.5 Административного регламента основанием для приостановления государственной услуги является внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию).
В данном случае установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004011:6290 не соответствует фактическому использованию, поскольку он в принципе не установлен.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2019 по делу N А40-241258/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-241258/2018
Истец: ООО "СОЮЗ-РИЭЛТИ"
Ответчик: Департамен городского имущества г. Москвы