г.Самара |
|
08 июля 2019 г. |
Дело N А49-2786/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
индивидуальный предприниматель Ершова Ольга Васильевна - не явилась, извещена,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Пензы - представителя Татьковой О.В. (доверенность от 09.01.2019),
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - представителя Татьковой О.В. (доверенность от 01.07.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июля 2019 года апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Пензы, Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 апреля 2019 года по делу N А49-2786/2019 (судья Петрова Н.Н.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ершовой Ольги Васильевны (ОГРН 319583500011100, ИНН 583409597210), г.Пенза, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Пензы (ОГРН 1045803015565, ИНН 5834009218), г.Пенза, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (ОГРН 10458000303933, ИНН 5836010515), г.Пенза,
о признании недействительным требования N 11733 частично,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ершова Ольга Васильевна (далее - ИП Ершова О.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Пензы (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным требования N 11733 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 30.10.2018 в части обязания предпринимателя уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 43 175 руб. 29 коп. и соответствующие пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - УФНС России по Пензенской области).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены, требование ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы N 11733 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 30.10.2018 в части обязания ИП Ершовой О.В. уплатить страховые взносы за 2017 год в сумме 43 175 руб. 29 коп. и соответствующие пени признано недействительным как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы в пользу ИП Ершовой О.В. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В апелляционных жалобах налоговые органы просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в целях определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН величиной дохода будет являться сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.15 Кодекса, в данном случае, по мнению налоговых органов, не учитываются.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Ершова О.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ИП Ершовой О.В., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налоговых органов поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя налоговых органов, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес ИП Ершовой О.В. выставлено требование N 11733 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 30.10.2018, в соответствии с которым предпринимателю предлагается в срок до 20.11.2018 уплатить доначисленные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 45232 руб. 05 коп. и пени в сумме 1264 руб. 82 коп.
Жалоба заявителя на указанный ненормативный правовой акт оставлена УФНС России по Пензенской области без удовлетворения (решение N 06-09/173 от 06.12.2018).
Считая указанное требование частично незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании требования частично недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога, обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 01.01.2017 регулируются нормами НК РФ.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
Пункты 1 и 2 статьи 248 НК РФ предусматривают, что к доходам в целях настоящей главы относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).
В целях настоящей главы товары определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Кодекса.
2) внереализационные доходы.
Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Установленный НК РФ порядок исчисления и уплаты страховых взносов аналогичен действовавшему до 01.01.2017 порядку, установленному Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П (далее - постановление N 27-П) разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 применительно к порядку определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, указал, что согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения. Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 Кодекса расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в данной ситуации.
Данная правовая позиция отражена также в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2017 N 304-ЭС17-1872.
Признание утратившим силу Закона N 212-ФЗ и введение в действие с 01.01.2017 главы 34 НК РФ не изменили ранее действовавший порядок определения базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Фиксированный размер страховых взносов в 2017 году составлял 23 400 руб., а при доходе свыше 300000 рублей размер страховых взносов не мог превышать за 2017 год - 187200 руб.
Из материалов дела видно, что предприниматель в 2017 году применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Доходы заявителя от предпринимательской деятельности в 2017 году составили 5124260 руб., расходы - 4317529 руб. Налоговый орган, принимая во внимание, что доходы предпринимателя в 2017 году (без учета расходов) превысили 300 000 руб., доначислил заявителю страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 48242 руб. 60 коп. и, учитывая частичную уплату заявителем страховых взносов (2008,74+1001,81), выставил в адрес предпринимателя требование N 11733 по состоянию на 30.10.2018 об уплате страховых взносов в сумме 45232 руб. 05 коп. и пени в сумме 1264 руб. 82 коп., начисленные за период с 02.07.2018 по 25.10.2018.
Вместе с тем доходы предпринимателя с учетом понесенных им расходов в 2017 году составили 806 731 руб.
С учетом разъясненного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предприниматель должен был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование дополнительно 1% от суммы доходов, превышающих 300000 руб., за 2017 год в сумме 5067 руб. 31 коп. Фактически им уплачено 2008 руб. 74 коп. и 1001 руб. 81 коп. Задолженность заявителя по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составляет 2056 руб. 76 коп.
Учитывая, что указанная сумма страховых взносов в установленный пунктом 1 статьи 432 НК РФ не была уплачена заявителем в бюджет, выставленное в адрес предпринимателя требование в части обязания уплатить страховые взносы в сумме 2 056 руб. 76 коп. и соответствующие пени, начисленные на указанную задолженность за период со 02.07.2018 по 25.10.2018, является законным, в части обязания заявителя уплатить страховые взносы за 2017 год в сумме 43175 руб. 29 коп. и соответствующие указанной сумме страховых взносов пени требование является незаконным, необоснованным, нарушает права и интересы заявителя в предпринимательской сфере в связи с чем на основании пункта 2 статьи 201 АПК РФ признано судом первой инстанции недействительным.
На основании вышеизложенного, посчитав, что выставленное налоговом органом в адрес предпринимателя требование N 11733 по состоянию на 30.10.2018 является незаконным в части обязания заявителя уплатить страховые взносы за 2017 год в сумме 43 175 руб. 29 коп. и соответствующие им пени, суд первой инстанции, руководствуясь названными выше нормами НК РФ, требования заявителя удовлетворил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в целях определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН величиной дохода будет являться сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, расходы, предусмотренные статьей 346.15 Кодекса, в данном случае не учитываются, судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П. Данное правовая позиция подлежит применению к рассматриваемым в рамках настоящего дела правоотношениям с учетом пункта 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 29 апреля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налоговых органов - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина налоговыми органами в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 апреля 2019 года по делу N А49-2786/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-2786/2019
Истец: Ершова Ольга Васильевна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Пензы
Третье лицо: УФНС России по Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-52773/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2786/19
05.09.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2786/19
08.07.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9769/19
29.04.2019 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2786/19