г. Санкт-Петербург |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А56-9309/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Куприн Н.А. по доверенности от 28.01.2019
от ответчика (должника): Арестова К.Ш. по доверенности от 21.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14364/2019) ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2019 по делу N А56-9309/2019 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа"
к ЦБ РФ
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - заявитель, Общество, Биржа) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Банк) от 11.01.2019 N 18-22747/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N ТУ40-ЮЛ-18-22747, ответственность за совершение которого, предусмотрена статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - АПК РФ).
Решением суда от 29.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Банка против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензий от 22.11.2013 N 040-004 и от 23.05.2017 N 040-00007-000010 осуществляет деятельность по организации торгов и клиринговую деятельность.
Основанием привлечения к административной ответственности послужило нарушение Обществом сроков представления ежемесячной отчетности, установленных пунктом 4 приложения 2 к Указанию Банка России от 27.11.2017 года N 4621-У "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N4621-У), а именно: Обществом в установленный срок (до 15.11.2018 включительно) не представлена в Банк России отчетность клиринговой организации по необходимым показателям по состоянию на 31.10.2018.
По факту выявленного правонарушения, 11.01.2019 Банком вынесено постановление N 18-22747/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N ТУ-40-ЮЛ-18-22747, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Посчитав, означенное постановление незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Общества к административно ответственности не установил, оснований для признания правонарушения малозначительным, и освобождения общества от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ не выявил.
Апелляционная инстанция, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с положениями статьи 76.6 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 7-ФЗ Банк России осуществляет регулирование клиринговой деятельности, устанавливает объем, порядок, сроки и формы представления в Банк России отчетов, информации и уведомлений клиринговыми организациями.
Порядок составления и представления в Банк России отчетности клиринговых организаций, в частности, формы и сроки ее представления установлены требованиями Указания Банка России от 27.11.2017 N 4621-У.
Согласно положениям пунктов 1, 3 приложения 2 к Указанию N 4621-У отчетность клиринговой организации составляется и представляется ею в Банк России в виде показателей отчетности клиринговой организации и бухгалтерской (финансовой) отчетности клиринговой организации в разрезе групп аналитических признаков (графа 3 части I "Формы отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, и порядок их составления" приложения 1 к Указанию N 4621-У, графа 3 части II "Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента" приложения I к Указанию N 4621-У), объединяющих аналитические признаки, содержащие детализированную информацию по показателю.
В силу требований пункта 4 приложения 2 к Указанию N 4621-У не позднее 10- го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, клиринговой организации в Банк России должна быть представлена отчетность в виде показателей по следующим формам (далее - Отчетность клиринговой организации):
"Сведения об индивидуальном клиринговом обеспечении и ином обеспечении участника клиринга";
"Сведения об участниках клиринга и операциях, проведенных по торговым счетам";
"Сведения об исполненных обязательствах, допущенных к клирингу, за отчетный период";
0420317 "Сведения о предоставлении, прекращении, приостановке, возобновлении доступа к клиринговому обслуживанию";
0420319 "Сведения об использовании индивидуального, коллективного и иного Клирингового обеспечения";
0420320 "Сведения о ценных бумагах, находящихся в составе индивидуального, коллективного или иного клирингового обеспечения";
04.20324 "Сведения о наступлении риск-событий";
0420409 "Сведения о банковских счетах"; 0420318 "Сведения о неисполненных обязательствах";
0420312 "Сведения о коллективном клиринговом обеспечении".
В силу требований пункта 16 статьи 5 Федерального закона N 7-ФЗ клиринговая организация обязана обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке и сроки, которые установлены Банком России.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, в нарушение требований пункта 4 приложения 2 к Указанию N 4621-У Биржей в срок до 15.11.2018 включительно по указанным показателям не представлена в Банк России Отчетность клиринговой организации по состоянию на 31.10.2018.
Между тем, обжалуя решение суда от 29.04.2019, Общество указывает, что оно дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Означенный довод заявлялся Обществом и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, который судом отклонен.
Событие административного правонарушения по делу N ТУ-40-ЮЛ-18-22747, выразилось в непредставлении Обществом, действующей на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности N 040-00007-000010 от 23.05.2017, в Банк России в установленный срок отчетности по состоянию на 31.10.2018 в виде показателей по формам 0420313 "Сведения об индивидуальном клиринговом обеспечении и ином обеспечении участника клиринга", 0420314 "Сведения об участниках клиринга и операциях, проведенных по торговым счетам", 0420315 "Сведения об исполненных обязательствах, допущенных к клирингу, за отчетный период", 0420317 "Сведения о предоставлении, прекращении, приостановке, возобновлении доступа к клиринговому обслуживанию", 0420319 "Сведения об использовании индивидуального, коллективного и иного клирингового обеспечения", 0420320 "Сведения о ценных бумагах, находящихся в составе индивидуального, коллективного или иного клирингового обеспечения", 0420324 "Сведения о наступлении риск-событий", 0420409 "Сведения о банковских счетах", 0420318 "Сведения о неисполненных обязательствах", 0420312 "Сведения о коллективном клиринговом обеспечении", обязанность по предоставлению в Банк России которой возникла в связи с осуществлением Биржей лицензируемого вида деятельности в качестве клиринговой организации.
Событие административного правонарушения по делу N ТУ-40- ЮЛ-18-22746 выразилось в непредставлении Общество, действующим на основании лицензии от 22.11.2013 N 040-004, в Банк России в установленный срок отчетности по состоянию на 31.10.2018 в виде показателей по форме 0420326 "Сведения о событиях операционного риска" и по форме 0420409 "Сведения о банковских счетах", обязанность по предоставлению в Банк России которой возникла в связи с осуществлением Биржей лицензируемого вида деятельности в качестве организатора торговли.
Между тем, по мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции не учтено, что означенные нарушения выявлены в рамках одной проверки, одним и тем же контролирующим органом, в один день, в отношении одного и того же лица, нарушения квалифицируются по одной и той же норме КоАП РФ.
Банком выявлено одно и то же противоправное деяние, выразившиеся в нарушении требований пункта 4 приложения 2 к Указанию N 4621-У. При наличии ранее составленного протокола об административном правонарушении по делу N ТУ-40-ЮЛ-18-22746, у административного органа не имелось оснований для квалификации выявленных нарушений по делу об административном правонарушении N ТУ40-ЮЛ-18-22747 в качестве самостоятельного правонарушения.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления Общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2019 по делу N А56-9309/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 11.01.2019 N 18-22747/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N ТУ-40-ЮЛ-18-22747.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9309/2019
Истец: ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ