г. Тула |
|
9 июля 2019 г. |
Дело N А68-4100/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В судей Селивончика А.Г. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., при участии в судебном заседании от акционерного общества "Тулагорводоканал" - представителя Чибисова С.С. (доверенность от 09.01.2019, личность установлена на основании паспорта), от индивидуального предпринимателя Николаевой Е.Ю. - представителя Протасовой Е.Н. (доверенность от 01.07.2019, личность установлена на основании паспорта), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тулагорводоканал" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2019 по делу N А68-4100/2018 (судья Лукинова М. Д.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "Тулагорводоканал" (г. Тула, ИНН 7105504223, ОГРН 1087154028004) к индивидуальному предпринимателю Николаевой Елене Юрьевне (г. Тула, ИНН 710700208578, ОГРНИП 304710735700183), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества фирма "Рэмс" (г. Тула, ИНН 4025435138, ОГРН1124025009646) о взыскании задолженности за безучетное потребление холодной воды в размере 432 022 рублей 25 копеек,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тулагорводоканал" (далее - АО "Тулагорводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Николаевой Елене Юрьевне (далее - ИП Николаева Е.Ю., ответчик) о взыскании задолженности за безучетное потребление холодной воды в размере 432 022 рублей 25 копеек.
В ходе судебного разбирательства по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество фирма "Рэмс".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
АО "Тулагорводоканал" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2019 по делу N А68-4100/2018, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что акт проверки от 07.12.2017 необоснованно не принят судом первой инстанции в качестве доказательства.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в связи с нахождением нежилого помещения ответчика в многоквартирном жилом доме при расчете объема оказанных услуг должны применяться нормы жилищного законодательства, в частности пункты 59 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а не расчетный способ, установленный пунктом 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
От АО "Тулагорводоканал" в суд поступило дополнение к апелляционной жалобе.
От ИП Николаеой Е.Ю. в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик возражает по доводам жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель АО "Тулагорводоканал" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ИП Николаевой Е.Ю. возражал по доводам жалобы. Поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "Тулагорводоканал" и ИП Николаевой Е.Ю. заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 4180 от 01.01.2009 (далее - договор N 4180).
Согласно пункту 2.2.3 договора N 4180 АО "Тулагорводоканал" обязан отпускать питьевую воду из системы городского водоснабжения на нужды абонента и его субабонентов в соответствии с условиями, определенными настоящим договором. Принимать в систему городской канализации и отводить сточные воды абонента, включая сточные воды субабонентов, в соответствии с условиями договора.
В соответствии с пунктом 2.4.2. договора N 4180 АО "Тулагорводоканал" вправе осуществлять контроль за правильностью учета объемов водопотребления и водоотведения абонентом.
В пункте 5.1 договора N 4180 стороны согласовали, что количество воды, поданной водоканалом из сети водоснабжения в присоединенную водопроводную сеть абонента и количество сточных вод принятых в систему канализации водоканала определяются по показаниям приборов учета внесенных в государственный реестр.
Согласно пункту 6.1 договора N 4180 расчетным периодом по договору принимается равным календарному месяцу.
Пунктом 6.2 договора N 4180 предусмотрено, что расчеты за услугу водоснабжения и услугу водоотведения и очистки сточных вод осуществляются по тарифам, утвержденным в установленном порядке. Указанные тарифы вступают в силу в соответствии нормативными документами, утверждающими соответствующие тарифы.
В пункте 11 договора N 4180 сторонами согласована точка поставки, расположенная по адресу: г. Тула, ул. Кутузова, д. 108В (далее - спорная точка поставки).
Между АО "Тулагорводоканал" и ИП Николаевой Е.Ю. составлен акт на приемку водомерного узла для проведения финансовых расчетов за услуги водоснабжения и водоотведения от 05.12.2018 (далее - акт от 05.12.2008).
В соответствии с актом от 05.12.2008 в спорной точке поставки, в том числе был установлен прибор учета с зав. N 1018047369003.
В пункте 3 акта от 05.12.2008 отражено, что спорный прибор учета имеет сроки поверки 2008 год до 2014 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.05.2008 серия 71-АВ N 081583 ИП Николаевой Е.Ю. на праве собственности принадлежит нежилое помещение 1, назначение: объекты нежилого назначения, общей площадью 229 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане N1,3,9-11, 15-21, 21а, 40,41, лит А., по адресу: г. Тула, ул. Кутузова, д. 108В.
Согласно выписке из технического паспорта на объект нежилое помещение 1 (далее - спорное помещение), указанное помещение располагается в многоквартирном жилом доме.
В соответствии с устными пояснениями представителя АО "Тулагорводоканал в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тула, ул. Кутузова, д.108В отсутствует общедомовый прибор учета.
Между ИП Николаевой Е.Ю. и ИП Нарушевым Дмитрием Геннадьевичем (далее - ИП Нарушев Д.Г.) заключен договор аренды недвижимого имущества от 01.08.2017 (далее - договор аренды).
Согласно пункту 1.1 договора аренды, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тула, ул. Кутузова, д.108В.
Письмом от 05.12.2017 N 103-ЧСБ в адрес Николаевой Е.Ю. направлено уведомление о необходимости обеспечения 07.12.2017 допуска к узлу учета холодной воды. Письмо от 05.12.2017 N 103-ЧСБ было получено 05.12.2017 "Коваленко".
АО "Тулагорводоканал" 07.12.2017 составлен акт проверки технического состояния узла учета холодной воды абонента ИП Николаевой Е.Ю. (далее - акт проверки).
Согласно акту проверки в присутствии представителя ИП Николаевой Е.Ю. Шиловой Н.В. проведена проверка технического состояния узла учета холодной воды, расположенного на вводе водопровода по адресу: г.Тула, ул.Кутузова, д.108В.
В пункте 1 акта проверки отражены марка и калибр прибора учета, в отношении которого проводилась проверка СВК15 зав. N 1018047369003.
В соответствии с пунктами 2 - 4, 7 акта проверки год выпуска прибора учета 2008 год, дата последней поверки 2008 год, дата окончания межповерочного интервала 31.12.2013.
Акт проверки подписан представителем ИП Николаевой Е.Ю. Шиловой Н.В.
Согласно акту проверки от 07.12.2017 абоненту необходимо принять меры по поверки или замене прибора учета в десятидневный срок.
АО "Тулагорводоканал" обратился к ИП Николаевой Е.Ю. с претензией от 15.01.2018 N 2-37/206-18 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность в размере 432 022 рублей 25 копеек с приложением расчета объема водоснабжения и водоотведения; копии акта проверки, счета N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 от 10.01.2018.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении иска, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения; абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
Пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" устанавливают, что по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пункты 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусматривают, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 4 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения.
Из пункта 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" следует, что определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из содержания пункта 3 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" следует, что коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В пункте 9 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" предусмотрено, что используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102 - ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусмотрено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно подпункту ж пункта 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях, в том числе истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Из материалов дела следует, что ИП Николаевой Е.Ю. на объекте, расположенном по адресу: г. Тула, ул. Кутузова, д. 108В был установлен прибор учета тип СВК15 зав.N 1018047369003. При этом, исходя из сведений, отраженных в акте от 05.12.2008 межповерочный интервал прибора учета истекает до 2014 года.
Согласно акту от 05.12.2008 прибор учета был установлен и введен в эксплуатацию 05.12.2008, при этом согласно указанному акту, подписанному представителем абонента без замечаний, дата последней поверки прибора учета отражена как 2008 год.
Согласно пояснениям ответчика, паспорт завода-изготовителя в отношении прибора учета установленного на объекте ИП Николаевой Е.Ю. на момент судебного разбирательства не сохранился.
В указанных обстоятельствах, проанализировав сведения, отраженные в акте от 05.12.2008, акте проверки, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что возможным учитывать в качестве последней даты поверки прибора учета дату 05.12.2008.
Сведения о проведении повторной поверки прибора учета СВК-15 зав.N 1018047369003 в федеральной государственной информационной системе "АРШИН" (https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry) отсутствуют.
Согласно сведениям, полученным из официального федерального фонда по обеспечению единства измерений приборы учета воды типа СВ-15 (вне зависимости от производителя) имеют межповерочный интервал 4, 5, 6 лет (для приборов учета холодной воды).
В акте проверки, а также акте от 05.12.2008 сведения о заводе-изготовителе прибора учета отсутствуют.
Учитывая отсутствие паспорта в отношении прибора учета СВК15 зав.N 1018047369003, в том числе сведений о заводе-изготовителе прибора учета, а также обязанность по проведению первичной поверки прибора учета, суд первой инстанции исходил, из того, что спорный прибор учета имел срок поверки не менее 6 лет.
Следовательно, с учетом даты проведения первой поверки прибора учета 05.12.2008, межповерочный интервал в отношении спорного прибора учета истек 05.12.2014.
ИП Николаева Е.Ю. не представила доказательств, свидетельствующих о проведении поверки прибора учета СВК-15 зав.N 1018047369003 после истечения межповерочного интервала, при этом ответчиком была проведена замена прибора учета.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что акт проверки от 07.12.2017 необоснованно не принят судом в качестве доказательства.
Согласно подпункту а пункта 84, а также подпункту а пункта 147 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" абонент и транзитная организация обязаны в порядке, установленном настоящими Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам для следующих целей, в том числе проверки исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятие показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями.
В соответствии с абзацем 2 пункта 148 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
При этом в пункте 149 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусмотрено, что уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства или иной организации) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.
Пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Из материалов дела установлено, что уведомление ИП Николаевой Е.Ю. о проведении проверки прибора учета было получено "Коваленко".
Согласно показаниям, свидетелей, допрошенных в суде первой инстанции (сотрудников АО "Тулагорводоканал" Андриянова П.В. и Симаненкова О.А., вручавших соответствующее уведомление), ими не выяснялись личность лица, получившего уведомление, а также его полномочия, поскольку указанное лицо находилось в помещении ответчика.
В ходе судебного разбирательства по делу истцом, не представлено документов, свидетельствующих о возложении ИП Николаевой Е.Ю. на лицо, получившее уведомление каких-либо полномочий на получение корреспонденции.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца, о том что указанное уведомление было вручено "Коваленко" как представителю, полномочия которого следовали из обстановки в связи со следующим.
Действительно, абзац 2 пункта 1 статьи 182 ГК РФ предусматривает, что полномочие лица может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Из материалов дела следует, что в спорном нежилом помещении располагается хостел, указанное обстоятельство было также известно и свидетелям (Андриянову П.В., Симаненкову О.А.).
Из показаний свидетеля Нарушевой А.С. (которая, фактически осуществляет управление хостелом) в указанном нежилом помещении, могут присутствовать посетители, гости, клиенты хостела, а также администратор (представлены документы в отношении администратора хостела).
Сам по себе факт присутствия лица в помещении, не может свидетельствовать о полномочиях лица, действовать от имени собственника помещения.
Полномочия Шиловой, подписавшей акт проверки технического состояния узла учета холодной воды от 07.12.2017, действовать от имени ответчика также не подтверждены, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Шилова является работником ответчика или его арендатора и отсутствуют сведения о том, в связи с чем Шилова находилась в помещении ответчика в момент проверки.
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истцом АО "Тулагорводоканал" не были соблюдены условия об обязательном уведомлении лица ИП Николаевой Е.Ю. о проведении проверки, что фактически привело к нарушению прав и законных интересов ответчика, поскольку он был лишен своего права на участие в проверке, отражение соответствующих пояснений и возражений по факту проведения проверки.
Тем не менее, у прибора учета, установленного в спорной точке поставки, истек межповерочный интервал.
Ответчиком не представлено документов, достоверно подтверждающих факт проведения проверки прибора учета.
В связи с истечением срока поверки прибора учета истцом в соответствии с пунктом 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" произведен расчет размера объема обязательств ответчика.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что при расчет суммы задолженности ответчика подлежит применению расчетный способ, установленный пунктом 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Из материалов дела следует, что нежилое помещение, в котором располагается спорная точка поставки входит в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу: адресу: г. Тула, ул. Кутузова, д.108В.
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к правильному выводу о том, что к спорным правоотношениям Правила N 776 не могут быть применены вопреки доводам апелляционной жалобы.
Поскольку спорное нежилое помещение расположено в МКД, то на отношения по предоставлению коммунальной услуги по водоснабжению распространяется действие Правил N 354 (пункт 1 Правил N 354).
Пунктом 1 Правил N 776 установлено, что настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Правилами N 354.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение). К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
Из системного толкования вышеизложенных положений следует, что порядок расчета коммунального ресурса подлежащего оплате, в том числе собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме регулируется нормами жилищного законодательства и специальными правилами, а именно Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и только в случае отсутствия норм, регламентирующих соответствующий порядок применяются иные правила, в том числе правила водоснабжения и водоотведения.
Подпунктом а пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды, в том числе в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
При этом в абзаце 2 пункта 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.
Пунктом 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 установлено, что объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.
Системный анализ вышеизложенных норм позволяет прийти к выводу о наличии в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" прямых норм регламентирующих порядок оплаты коммунальных ресурсов собственниками нежилых помещений в случае отсутствия прибора учета (в том числе по причине истечения срока поверки такого прибора учета).
Таким образом, Правилами N 776 установлен приоритет жилищного законодательства в отношениях, связанных с поставкой коммунальных ресурсов в нежилое помещение многоквартирного жилого дома, в связи с чем в указанной ситуации применению подлежат пункты 43, 59, 60 Правил N 354.
ИП Николаевой Е.Ю. представлен контррасчет размера обязательств, произведенный с учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно контррасчету ответчика за период с 07.12.2014 по 07.12.2017 размер платы за водоснабжение и водоотведение, рассчитанный нормативным методом (с учетом пункта 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) составляет 12 563 рубля 76 копеек.
ИП Николаевой Е.Ю. за период с 07.12.2014 по 07.12.2017 по спорному прибору учета предъявлены и оплачены услуги водоснабжения и водоотведения на сумму в размере 13 206 рублей 40 копеек.
При определении объема поставленного коммунального ресурса ответчиком использованы действующие в соответствующие периоды тарифы и нормативы.
Таким образом, ИП Николаевой Е.Ю. за период с 07.12.2014 по 07.12.2017 за услуги водоснабжения и водоотведения уплачена сумма, превышающая сумму за услуги, рассчитанную нормативным способом.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Ссылка апеллянта на письмо Минстроя России от 14.05.2019 N 16848-МГ/06, являющееся ответом на обращение истца, также отклоняется судебной коллегией, поскольку в самом письме указано, что содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2019 по делу N А68-4100/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4100/2018
Истец: АО "Тулагорводоканал"
Ответчик: Николаева Е Ю
Третье лицо: ОАО фирма "РЭМС"
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4546/19
27.04.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1640/2021
01.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4546/19
03.12.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6311/20
10.09.2020 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-4100/18
26.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4546/19
09.07.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3235/19
28.03.2019 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-4100/18