Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Положению о VII Всероссийском конкурсе
педагогов дополнительного образования
"Сердце отдаю детям"
Рекомендации
по подготовке и проведению Конкурса и оформлению конкурсных материалов
Организаторам Конкурса при отборе участников в первую очередь необходимо обратить внимание на содержание дополнительной образовательной программы (далее - Программы), ее оформление и условия реализации.
Программу следует понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.
Содержание Программы должно быть направлено на: создание условий для творческого развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся; профилактику асоциального поведения.
При рассмотрении Программы необходимо учитывать: преемственность и согласованность ее с образовательными программами общеобразовательной школы; возрастные особенности обучающихся; практическую значимость, технологичность Программы (доступность для использования ее в педагогической практике); структуру Программы; наличие логики в изложении материалов; сроки реализации Программы (должна быть апробация полного курса и результат).
Структура представляемой Программы должна содержать следующие разделы:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план;
- содержание Программы.
В приложении к Программе необходимо представить: список литературы, используемой педагогом; список рекомендуемой литературы для детей и родителей; перечень оборудования, необходимого для реализации Программы (в расчете на количество обучающихся).
Пояснительная записка призвана кратко раскрыть цели образовательной деятельности, обосновать отбор содержания и логику последовательности его изложения.
Исходя из вышеуказанного, в пояснительной записке рекомендуется отразить: вопросы обучения, воспитания и развития обучающихся; особенности возрастной группы детей, которым адресована Программа, а также содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения Программы; краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой работы, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований, традиции коллектива; краткое описание разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п., которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие); прогнозируемые результаты и критерии их замера (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить расширять свои знания по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется); средства, необходимые для реализации Программы (учебно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план включает в себя основные темы Программы и их продолжительность.
Оформить его рекомендуется в виде таблицы, в которой указываются:
Тема | Общее количество часов |
в том числе | |
Теоретические (час) |
Практические (час) | ||
В нижней части таблицы часы суммируются
Итого: |
Содержание Программы
Тема, обозначенная в учебно-тематическом плане, здесь раскрывается достаточно полно с указанием форм занятий по каждой теме, описанием приемов и методов организации образовательного процесса, технического оснащения занятий.
Преимущество при рассмотрении и оценивании будут иметь Программы для обучающихся среднего и старшего школьного возраста со сроками реализации от 3 лет и выше.
Рекомендации по выполнению первого домашнего задания "Мое педагогическое кредо"
Следует обратить внимание на цель и условия проведения конкурсного задания, саму форму представления себя и своей работы. Необходимо определить, что представлять (содержание самопрезентации) и как представлять (форму подачи). Целесообразно сказать о том, кем является конкурсант, его базовое образование, место работы, должность. Очень кратко рассказать о перспективах работы и планах. Возможно проиллюстрировать информационный блок конкурсного задания. Это могут быть: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели, видеоматериалы и др. Их наличие и умелое использование придает выступлению наглядность, дает более полное представление о работе педагога.
Важным фактором самопрезентации является педагогическая культура конкурсанта: культура речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления.
При создании видеоматериалов "Визитная карточка" участника заочного федерального этапа Конкурса необходимо учитывать, что в соответствии с условиями Конкурса время, отведенное на демонстрацию видеоматериалов, ограничивается 15 минутами. Рекомендуется показать работу детского объединения (в т.ч. фрагмент занятия до 5 минут, успехи и достижения обучающихся, индивидуальность, разнообразие мира увлечений участника Конкурса).
Рекомендации по выполнению второго домашнего задания "Защита дополнительной образовательной программы"
1. Защита - это краткая аннотация к Программе с использованием наглядности.
2. При подготовке к этому заданию необходимо продумать: ведущую идею Программы; аргументированное объяснение содержание Программы; обеспечение наглядностью выступления по защите Программы; защиту Программы необходимо рассматривать с позиции ее педагогической значимости и авторского замысла.
Рекомендации к выполнению домашнего задания "Открытое занятие"
При подготовке к выполнению этого задания следует помнить о том, что: конкурсант проводит занятие с группой детей, не знакомой ему; продолжительность занятия с обучающимися - 45 минут, для обучающихся младшего школьного возраста - 35 минут; тема открытого занятия: "Введение в образовательную программу" (открытое занятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, о чем говорилось при выполнении первых двух заданий); залогом успешного проведения открытого занятия является умение поставить конкретную цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства; результат должен соответствовать поставленной цели занятия. Следует выбрать эффективную форму его проведения; после того, как конкурсант составил план проведения открытого занятия и отработал его содержание, ему необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения.
Предварительно согласовать вопрос материально-технического обеспечения занятия с организаторами финала Конкурса (тел. (812) 310-4253, 310-6892). При этом учесть, что дидактические и расходные материалы, необходимые для проведения занятия, обеспечивает сам конкурсант.
Занятие должно быть, с одной стороны, завершенным, а с другой - раскрывать перспективы Программы, пробудить интерес у детей и желание заниматься в аналогичном творческом объединении.
Конкурсанту предоставляется возможность прокомментировать свое занятие членам жюри (до 5 минут).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.