г. Тула |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А23-1147/2019 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тимашковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу административной комиссии городского округа "Город Обнинск" на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2019 по делу N А23-1147/2019 (судья Харчиков Д.В.), принятое в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "МКД" (г. Обнинск, ОГРН 1164027056797, ИНН 4025446500) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к административной комиссии городского округа "Город Обнинск" (г. Обнинск) (далее - комиссия) о признании незаконным постановления от 23.01.2019 N 6 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" от 28.02.2011 N 122-ОЗ (далее - Закон N 122-ОЗ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2019 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что выводы суда противоречат действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве" (далее - постановление N 10) апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
В суд апелляционной инстанции от комиссии 08.07.2019 поступило ходатайство о вызове сторон в судебное заседание.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Таким образом, требования, установленные в вышеуказанной статье, являются правом арбитражного суда, но не его обязанностью.
Рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и ходатайстве о вызове сторон в судебное заседание, учитывая характер и сложность рассматриваемого спора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что комиссией 26.12.2018 проведена проверка соблюдения законодательства Калужской области в сфере благоустройства территорий, на предмет соблюдения требований Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Город Обнинск", утвержденных решением Обнинского городского Собрания от 24.10.2017 N 02-33 (далее - Правила благоустройства), на прилегающих территориях к многоквартирным домам в соответствии со схемами границ прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам с расположенными на них зданиями (строениями, сооружениями) городских территорий муниципального образования "Город Обнинск", обслуживаемых обществом.
В ходе проверки установлено, что в течение шести часов после снегопада не очищена от снега территория проезда по следующим адресам: Калужская обл., г. Обнинск, ул. Жолио-Кюри, д. 3; Калужская обл., г. Обнинск, пр-т Ленина, д. 64 и 66. Управление многоквартирными домами, расположенными по указанным адресам, осуществляет общество.
По данному факту составлен акт от 26.12.2018 с приложением фототаблицы.
Извещением от 27.12.2018 комиссия сообщила обществу о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Извещение направлено в адрес общества по электронной почте "ukmkd@bk.ru".
Членом комиссии 28.12.2018 в отношении общества и с участием его представителя по доверенности Кулебякина Н.И. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 26.12.2018 в период с 09 часов 00 минут до 11 часов 00 минут проведена проверка прилегающих территорий к многоквартирным домам в соответствии со схемами границ прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам с расположенными на них зданиями (строениями, сооружениями) городских территорий муниципального образования "Город Обнинск", обслуживаемых обществом на предмет соблюдения пункта 15 минимального перечня видов работ, их периодичности и (или) объема, выполняемых собственником и (или) иным законным владельцем (лицом, ответственным за эксплуатацию здания, строения, сооружения) в целях их участия, в том числе финансового, в содержании прилегающей территории (приложение N 44 Правил благоустройства).
В результате проверки выявлено, что в течение 6 часов после снегопада от снега не очищена территория проезда по следующим адресам: г. Обнинск, ул. Жолио-Кюри, д. 3; г. Обнинск, пр. Ленина, д. 64 и 66.
Нарушение зафиксировано фотокамерой "Honor LLD-L31" (фото прилагаются).
Факт отсутствия осадков подтверждается скриншотом (снимком экрана информации с сайта "https://www. rosgidгоmeteo.ru").
Таким образом, по мнению комиссии, обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьей 1.1 Закона N 122-03 (нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений), по факту неосуществления очистки проездов от снега на территории муниципального образования "Город Обнинск" по вышеуказанным адресам в соответствии с пунктом 15 минимального перечня видов работ, их периодичности и (или) объема, выполняемых собственником и (или) иным законным владельцем (лицом, ответственным за эксплуатацию здания, строения, сооружения) в целях их участия, в том числе финансового, в содержании прилегающей территории (приложение N 44 к Правилам благоустройства).
Комиссией 23.01.2019 в отношении общества с участием того же представителя по названым обстоятельствам вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции пришел к следующим выводам:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли (со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), где отражена правовая позиция, сформулированная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 N 50-КГ18-40);
- в подтверждение обязанности общества осуществлять уборку территорий, прилегающих к домам по указанным адресам, комиссией представлены распечатанные сведения с сайта reformagkh.ru об управлении указанными домами обществом, а также фрагментарные схемы. Иных доказательств комиссией не представлено, в связи с чем нет оснований полагать, что данные сведения доказывают, что указанные в оспариваемом постановлении прилегающие территории находятся в ведении общества;
- осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований (в данном случае - несоблюдении требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила N 491), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290) образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, составление протоколов и привлечение к ответственности по которому находится вне компетенции комиссии (со ссылкой на постановление Верховного суда Российской Федерации от 31.08.2015 N 310-АД15-9729).
Апелляционный суд не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Калужской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Калужской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Калужской области, общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждения административных правонарушений принят Закон Калужской области от 28.02.2011 N 122-0З "Об административных правонарушениях в Калужской области" (далее - Закон N 122-ОЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста десяти тысяч рублей.
Правила благоустройства устанавливают единые требования к обеспечению надлежащего содержания городских территорий, содержания зеленых насаждений, содержания животных на территории муниципального образования "Город Обнинск".
Согласно пункту 3.1 Правил благоустройства содержание и уборку объектов благоустройства обязаны осуществлять физические и юридические лица, которым объекты благоустройства и (или) земельные участки, на которых они расположены, принадлежат на соответствующем праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил благоустройства собственники и (или) иные законные владельцы зданий (помещений в них), строений, сооружений, земельных участков либо привлекаемое собственником и (или) иным законным владельцем в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, строения, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (далее соответственно - собственник, законный владелец, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения) (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязаны принимать участие в содержании прилегающих территорий в соответствии со схемами границ прилегающих территорий, утвержденными Обнинским городским Собранием, а также соглашениями между администрацией города и собственниками и (или) иными законными владельцами (лицом, ответственным за эксплуатацию здания, строения, сооружения) о проведении дополнительных работ по благоустройству прилегающих территорий при наличии таких соглашений.
Пунктом 4.2 Правил благоустройства установлено, что в соответствии с законодательством на прилегающих территориях к многоквартирным домам (в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Правил) ответственными за участие в содержании прилегающей территории являются: организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; товарищества собственников жилья или кооперативы (жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы), осуществляющие управление многоквартирными домами; собственники помещений, если они избрали непосредственную форму управления многоквартирным домом и если иное не установлено договором.
Согласно пункту 4.6 Правил благоустройства работы по содержанию прилегающих территорий в зимний период могут включать: а) своевременную уборку и организацию вывоза, размещения мусора, уличного смета, отходов в отведенных местах; б) своевременную посыпку участков прохода и подхода к объектам торговли (магазинам, нестационарным торговым объектам, рынкам), иным организациям противогололедными материалами; в) своевременную очистку от снега и льда тротуаров, проездов и пешеходных дорожек с грунтовым и твердым покрытием, а также вывоз снега; г) надлежащее содержание и своевременную уборку контейнерных площадок, контейнеров и бункеров, территории, непосредственно прилегающей к указанным объектам; д) надлежащее содержание и ремонт малых архитектурных форм, в том числе детских площадок, иного игрового оборудования (игровых элементов).
Однако, по мнению суда, федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Закон N 131-ФЗ, допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли. Соглашений по вопросу снегоуборки прилегающих к домам территорий между обществом (либо собственниками помещений) и органами местного самоуправления г. Обнинска не заключалось, иного из материалов дела не следует.
При этом суд первой инстанции свое мнение обосновал ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), в котором отражена правовая позиция, сформулированная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 N 50-КГ18-40.
Между тем, по мнению апелляционного суда, такую ссылку нельзя признать правильной, поскольку данное определение принято до вступления в силу соответствующих изменений в вышеуказанные нормы федерального законодательства, внесенных Федеральным законом от 29.12.2017N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно статье 4 которого изменения и дополнения в Закон N 131-ФЗ и в Градостроительный кодекс Российской Федерации (пункты 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ и часть 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации) вступили в силу с 28.06.2018.
В тоже время вывод о возможности возложения на собственников объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам в соответствии со статьями 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подтверждается апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2019 N 19-АПА19-1.
Пунктами 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации".
Часть 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации также указывает на такую обязанность: лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
При этом в пункте 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дается понятие прилегающей территории: прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 16 и 17 части 2 статьи 1 Закона Калужской области от 22.06.2018 N 362-03 "О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области", Правила благоустройства территории городского и сельского поселения, городского округа могут регулировать в соответствии с законодательством вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом Калужской области.
В связи с этим решением Обнинского городского Собрания утверждены Правила благоустройства.
В оспариваемом постановлении комиссии указано на пункты Правил благоустройства (пункты 3.1, 4.1, 4.2, 4.6), которые были нарушены (или не соблюдены) обществом.
Тот факт, что территория по адресам, указанным в постановлении комиссии, находится на обслуживании у управляющей организации - общества, был подтвержден в заседании комиссии не только информацией с официального сайта www.reformagkh.ru, но и не отрицался защитником общества.
Земельные участки по адресам, указанным в постановлении комиссии, сформированы, что видно из Публичной кадастровой карты (Ьир5://публичнаякадастроваякарта.рф/), придомовые и прилегающие к домам территории по этим адресам законодательно определены и оформлены.
Границы прилегающих территорий по адресам, указанным в постановлении комиссии, были определены в соответствии со схемами границ прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам с расположенными на них зданиями (строениями, сооружениями), которые утверждены решением Обнинского городского Собрания от 27.11.2018 N 05-47 "О дополнении правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Город Обнинск", утвержденных решением Обнинского городского Собрания от 24.10.2017 N 02-33" в соответствующих приложениях.
Данные схемы в числе прочих документов и материалов приложены к акту обследования прилегающих территорий к многоквартирным домам от 26.12.2018, которым были зафиксированы факты нарушения требований Правил благоустройства г. Обнинска.
При этом само общество не отрицает, что указанные территории относятся не к придомовым, а к прилегающим территориям.
Таким образом, очевидно, что общество было привлечено к административной ответственности за нарушение требований правил благоустройства территории муниципального образования, а эти требования основаны на действующем федеральном законодательстве.
К доказательствам совершения обществом административного правонарушения, помимо перечисленных выше акта обследования прилегающих территорий к указанным в акте многоквартирным домам от 26.12.2018, схем границ прилегающих территорий к этим домам, информации с официального сайта www.reformagkh.ru о том, что территория по адресам, указанным комиссией в постановлении, находится на обслуживании у общества, что не оспаривал его защитник, относится также информация о погодных условиях на 26.12.2018 с сайта www.rosgidrometeo.ru, фототаблица к акту от 26.12.2018 с фотографиями выявленных нарушений, а также протокол об административном правонарушении от 28.12.2018.
Далее из решения суда следует, что общество, являясь управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, которая является лицензируемым видом деятельности, несет обязанности, предусмотренные различными нормами жилищного законодательства (Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 491, Правилами N 290, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170). Во всех этих законодательных актах говорится про обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, к которому относится и придомовая территория, входящая в границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Однако судом первой инстанции не учтено, что общество привлечено к административной ответственности не за действия (бездействие), связанные с осуществлением им лицензируемой деятельности, а за невыполнение обществом лежащих на нем обязанностей, закрепленных в нарушенных им Правилах благоустройства г. Обнинска. Как уже отмечено выше, данные обязанности основаны на приведенных нормах федерального законодательства, в которых речь идет не о содержании придомовой территории как части общего имущества многоквартирного дома, а о содержании прилегающей к таким домам территории как части территории общего пользования.
Кроме этого, суд первой инстанции в решении сделал вывод о том, что обществом при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами были нарушены лицензионные требования, предписанные Правилами N 491 и Правилами N 290, и что такое нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Между тем при таком подходе объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является сама предпринимательская деятельность общества по управлению многоквартирными домами.
В тоже время, как следует из вышеизложенного, деятельность по участию общества в содержании прилегающих территорий к многоквартирным домам, находящимся в его управлении, не входит в состав услуг и работ, которые общество обязано осуществлять в рамках лицензируемой деятельности, поскольку прилегающая к таким домам территория не включается в состав общего имущества многоквартирного дома, а является территорией общего пользования.
Общество является лицом, привлекаемым собственниками квартир в многоквартирных домах в качестве лица, ответственного за эксплуатацию здания, строения, сооружения, обязано принимать участие в содержании прилегающих территорий в соответствии с "Порядком участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий (помещений в них), строений и сооружений, земельных участков в благоустройстве прилегающих территорий", закрепленным в Разделе 4 Правил благоустройства. Эту обязанность общество должно исполнять вне рамок своей лицензируемой предпринимательской деятельности.
Из пункта 1.2 Правил благоустройства следует, что они устанавливают единые требования к обеспечению надлежащего содержания городских территорий, содержания зеленых насаждений, содержания животных на территории муниципального образования "Город Обнинск" (далее - города) и являются обязательными для исполнения юридическими лицами всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Таким образом, требования Правил благоустройства обязательны для соблюдения вне зависимости от того, является ли деятельность субъекта права лицензируемой или не является.
Как явствует из постановления комиссии, объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение (невыполнение) норм законодательства, действующего в сфере благоустройства городских территорий муниципального образования "Город Обнинск".
Следовательно, объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере благоустройства городской территории, но никак не общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, или отношения в иной какой-либо сфере.
Одним из выводов суда в обжалуемом решении является вывод о том, что общество привлечено к административной ответственности по статье 1.1 Закона N 122-03, предусматривающей ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений и что норма данной статьи не конкретизирует вид нарушения правил благоустройства и не предусматривает в виде состава административного правонарушения нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений.
Не соглашаясь с таким выводом, следует заметить, что норма, закрепленная в статье 1.1 Закона N 122-03, является действующей и вполне конкретна по своему содержанию, поскольку, являясь бланкетной по своей конструкции, она отсылает к определенным нормативным правовым актам, в данном случае к Правилам благоустройства.
Наличие в законодательстве субъекта Российской Федерации норм подобного содержания не противоречит федеральному законодательству, что подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 N 304-АД18-25209 по делу N А46-11577/2018.
Еще в обжалуемом решении судом сделан вывод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество ненадлежащим образом соблюдало Правила благоустройства и не приняло все зависящие от него меры по соблюдению закона, следовательно, вина общества не доказана, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 1.1 Закона N 122-03.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Не соглашаясь с мнением суда, апелляционная коллегия обращает внимание на то, что имеющимися в материалах административного дела фотографиями достоверно подтверждено, что на находящейся в зоне ответственности общества прилегающей территории не произведена своевременная снегоуборка.
При этом обществом не представлены доказательства, подтверждающие то, что им предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения рассматриваемого административного правонарушения.
С учетом сказанного следует признать, что постановлением комиссии на общество правомерно возложена административная ответственность по пункту 1 статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, а именно: за нарушение соответствующих указанных в постановлении пунктов Правил благоустройства г. Обнинска, которые приняты с учетом положений Закона Калужской области от 22.06.2018 N 362-0З "О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области"; указанные положения акта органа местного самоуправления и закона субъекта федерации не противоречат требованиям Закона N 131-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации; материалами административного дела на основе необходимой и достаточной совокупности доказательств установлено событие и состав административного правонарушения, доказана вина общества в его совершении.
Соблюдение процедуры и срока давности привлечения общества к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протоколов об административных правонарушений и принятие постановлений о привлечении к административной ответственности установлено судом апелляционной инстанции на основании имеющихся в материалах дела документов.
Довод общества о том, что из оспариваемого постановления не ясно, в рамках каких именно процедур было проведено обследование территорий города на предмет соблюдения нормативного правового акта органа местного самоуправления и что фактически членами комиссии были безосновательно проведены в отношении общества мероприятия по муниципальному контролю, определяемому на основании статьи 20 ЖК РФ, подлежит отклонению на основании следующего.
Комиссия, созданная в соответствии с постановлением администрации города Обнинска от 31.01.2013 N 109-п (с последующими изменениями) в соответствии с Законом Калужской области от 04.07.2002 N 133-03 "О создании административных комиссий" (далее - Закон N 133-03), не является органом муниципального контроля.
В пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) дано понятие муниципального контроля, под которым понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствий с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Структура органов местного самоуправления закреплена в статье 34 Закона N 131-ФЗ, согласно которой структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.".
В соответствии со статьей 11 устава муниципального образования "Город Обнинск" (утв. решением Обнинского городского Собрания от 04.07.2006 N 01-24) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган. Глава городского самоуправления, исполнительно-распорядительный орган, контрольно-счетный орган.
Представительным органом местного самоуправления является городское Собрание, избираемое населением города.
Высшим должностным лицом в системе местного самоуправления является глава городского самоуправления, избираемый из состава депутатов Обнинского городского Собрания, и являющийся председателем городского Собрания.
Исполнительно-распорядительным органом города Обнинска является администрация города.
Контрольно-счетным органом местного самоуправления является Контрольно-счетная палата, формируемая городским Собранием.
Из приведенных выше норм законодательства явствует, что комиссия не является органом местного самоуправления.
Статус комиссии определен статьей 3 Законом N 133-03, согласно которой административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена Законом Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области, а ее компетенция статьей 5 - административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена законами Калужской области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях административные комиссии:
- истребуют сведения, необходимые для разрешения дел;
- вызывают лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению;
- применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- осуществляют иные действия.
Следовательно, проведенная 26.12.2018 уполномоченными лицами с участием члена комиссии проверка состояния общего благоустройства прилегающих внутридворовых территорий муниципального образования "Город Обнинск" по указанным в оспариваемом постановлении адресам многоквартирных жилых домов на предмет соблюдения Правил благоустройства, в результате которых были выявлены нарушения требований указанных Правил благоустройства, на основании чего обжалуемым постановлением общество было привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 1.1 Закона N 122-03, не является проверкой, проводимой в рамках муниципального контроля и не подпадает под сферу действия норм Закона N 294-ФЗ.
Члены комиссии проверяли выполнение управляющей организацией своих обязанностей, вытекающих из требований законодательства, регламентирующего уборку территории муниципального образования, что не предполагает проверку хозяйственной деятельности общества.
Довод общества о том, что комиссии при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении общества следовало исключить из своего состава члена комиссии Онуфриеву И.В. по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 25.12 и пункта 2 части I статьи. 29.2 КоАП РФ, также подлежит отклонению, поскольку член комиссии Онуфриева И.В. если и заинтересована в разрешении дела, то, как и любой другой член административной комиссии не лично, прямо или косвенно, а в силу указанных выше законов: Закона N 133-03 и Закона N 122-03, наделивших членов комиссии правом на составление протоколов об административных правонарушениях и правом участия в заседаниях комиссии как коллегиального органа. При этом ни в вышеназванных законах субъекта Российской Федерации, ни в КоАП РФ не предусмотрено ограничение права на участие в заседании комиссии для члена комиссии, который составлял протокол об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2019 по делу N А23-1147/2019 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью УК "МКД" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1147/2019
Истец: ООО УК МКД
Ответчик: Административная комиссия городского округа "Город Обнинск"