г. Санкт-Петербург |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А56-145220/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.,
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.,
при участии:
от истца: Максимов Р.Н., по доверенности от 24.04.2019,
от ответчика: Коблова А.С., по доверенности от 09.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16431/2019) Войсковой части N 6944 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2019 по делу N А56-145220/2018 (судья Коросташов А.А.), принятое
по иску Войсковой части N 6944
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственное объединение "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина"
о взыскании,
установил:
Войсковая часть 6944 (далее - Войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина" (далее - Институт) взыскании 8 794 050 руб. 74 коп. компенсации.
Решением от 08.05.2019 с Акционерного общества "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина" в пользу Войсковой части 6944 взыскана компенсация в размере 2 980 387 руб. 12 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Войсковая части 6944 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В канцелярию апелляционного суда от Института 09.07.2019 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик возражает против доводов истца, поддерживает решение суда, полагает его законным и обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Войсковая часть входит в состав войск национальной гвардии Российской Федерации.
Военная служба, по смыслу Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, чем обусловливается особый правовой статус военнослужащих.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения, на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, и пункта 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.06.2005 N 235, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров: в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 руб.; в других городах и районных центрах - 3600 руб.; в прочих населенных пунктах - 2700 руб.
Таким образом, законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием у командования возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 16.06.2005 N 235, в приложении N 2 которого, определено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части.
Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, а прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем предоставления военнослужащему служебного жилого помещения, служебного жилого помещения, пригодного для временного проживания, жилого помещения в общежитии.
Следовательно, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий определено, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его может путем обращения с рапортом о выплате компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций.
Частью 2 статьи 27 Федерального закона N 226-ФЗ предусмотрено, что при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 указанной статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.
На основании частей 3 и 4 статьи 27 Федерального закона N 226-ФЗ при невозможности предоставления жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 указанной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели. В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По существу между Войсковой частью и Институтом имеется спор относительно количества военнослужащих, в отношении которых ответчик обязан компенсировать истцу расходы на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения.
В данной части позиция ответчика соответствует положениям действующего законодательства и основана на непосредственном количестве военнослужащих, зачисленных на должности, связанные с исполнением обязанностей по охране Института.
При таком подходе, основанном на положениях Федерального закона N 226-ФЗ, общей размер компенсации составит 2 980 387 руб. 12 коп.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Нормы права законодательства Российской Федерации, на которые ссылается Истец, предусматривают возмещение восковой частью фактически понесенных военнослужащими расходов с последующим возмещением Ответчиком затрат войсковой части 1.
Истец же представил только доказательства собственных расходов за спорный период, а расходы военнослужащих не подтверждены документально, Истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие фактические расходы военнослужащих на наем жилого помещения, и доказательства наличия реальных отношений по найму жилого помещения, что согласно ч. 1 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть подтверждено исключительно договором найма жилого помещения и документом, удостоверяющим факт передачи жилого помещения нанимателю (акт приема-передачи жилого помещения).
Доказательства, предоставленные Истцом в подтверждение понесенных расходов в виде копий договоров найма жилых помещений, расчетных ведомостей и списка военнослужащих, получающих денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, не могут свидетельствовать о наличии фактических расходов военнослужащих, размере расходов и их правомерности и не являются допустимыми доказательствами по делу в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, документы, обосновывающие, есть ли у военнослужащих, в отношении которых договоры найма жилых помещений Истцом были предоставлены, правовые основания для произведения им компенсации за наем (поднаем) служебных помещений с учетом того, что Истцом не предоставлены доказательства обоснованности включения военнослужащих в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Также не предоставлены документы, подтверждающие осуществление военнослужащими национальной гвардии охраны объектов Ответчика, например, графики дежурств, табель поста.
Истец требует денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений за восемь месяцев 2018 в отношении 78 военнослужащих.
Из содержания ст. 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" следует, что за счет организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны компенсировать последним расходы на аренду жилых помещений, предоставленных военнослужащим, не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной указанных организаций. При этом возмещение может быть в отношении меньшего количества военнослужащих, так как не все из них являются нуждающимися в жилье. С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно взыскана компенсация за период с 01.01.2018 по 31.08.2018 в отношении 25 военнослужащих составила 2 980 387,12 руб.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2019 по делу N А56-145220/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-145220/2018
Истец: Войсковая часть 6944
Ответчик: ФГУП "Научно-производственное объединение "Радиевый институт имени В.Г.Хлопина"
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14933/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14933/19
19.07.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16431/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-145220/18