город Чита |
|
22 июля 2019 г. |
Дело N А58-9291/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), общества с ограниченной ответственностью "Медисити" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года по делу N А58- 9291/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медисити" (ИНН 1435284896, ОГРН 1141447009956) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035635, ОГРН 1021401058161) о признании недействительным пункта 9 заключительной части акта проверки от 31.08.2018, о признании незаконным строки 2 и 3 решения, выраженное в письме от 05.04.2017 N 12/436 "О протоколе разногласий к Акту от 31.08.2018", о признании недействительным требования от 12.09.2018 N 07/1062 в части восстановления средств обязательного медицинского страхования в размере 3 339 495,85 руб. и уплаты штрафа в размере 333 949,58 руб., о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 9000 руб. и оплату услуг представителя 60 000 руб.,
(суд первой инстанции: судья Андреев В.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гапелика Б.Б., представителя по доверенности от 21.05.2019,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медисити" (далее - заявитель, ООО "Медисити") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным пункта 9 заключительной части акта проверки целевого использования средств обязательного медицинского страхования от 31.08.2018, строк 2 и 3 решения, выраженного в письме от 05.04.2017 N 12/436 "О протоколе разногласий к Акту от 31.08.2018", а также требования Фонда от 12.09.2018 N 07/1062 в части возложения обязанности на Общество восстановления средств обязательного медицинского страхования в размере 3 339 495,85 руб. и уплаты штрафа в размере 333 949,58 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года признан незаконным пункт 9 заключительной части акта проверки целевого использования средств обязательного медицинского страхования в Обществе с ограниченной ответственности "МедиСити" от 31.08.2018 в части требования по восстановлению средств использованных не по целевому назначению в размере 3 074 248,37 рублей, в том числе: по подстатье 222" транспортные расходы в размере 982 944 рублей, подстатье 224 "аренда за пользование имуществом" в размере 2 076 118 рублей статье 290" прочие расходы" в размере 1 400 рублей, а также возложения обязанности по оплате штрафа в размере 328 270,35 рублей. Признано недействительным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) от 12.09.2018 N 07/1062 в части восстановления средств обязательного медицинского страхования Обществом с ограниченной ответственности "МедиСити" в размере 2 076 118 рублей и в части возложения обязанности по оплате штрафа в размере 216 135,95 рублей. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос о его отмене в части: признания незаконным пункт 9 заключительной части акта проверки целевого использования средств обязательного медицинского страхования в Обществе с ограниченной ответственности "МедиСити" от 31.08.2018 без учета сумм 91 241, 50 руб. и 1172136,35 руб.; отказа в признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) от 12.09.2018 N 07/1062 в части восстановления средств обязательного медицинского страхования Обществом с ограниченной ответственности "МедиСити" в размере 1263377,85 руб. и в части возложения обязанности по оплате штрафа в размере 126337,78 руб.; отказа в признании незаконными строк 2 и 3 решения, выраженного в письме от 05.04.2017 N12/436 "О протоколе разногласий к Акту от 31.08.2018", и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, письменных пояснениях.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос отмене решения в части удовлетворения требований, и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.04.2019, 17.04.2019, 29.05.2019.
Заинтересованное лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей заинтересованного лица.
Представитель заявителя в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, письменных пояснений. Просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. С апелляционной жалобой Фонда не согласился, просил в ее удовлетворении отказать.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы до 14 час. 20 мин. 10 июля 2019 года, 11 час. 50 мин. 15 июля 2019 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.07.2019, 12.07.2019.
После перерывов участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционных жалобах, отзывах на них, письменных пояснениях, изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, на основании приказа директора ТФОМС от 01.08.2018 N 315 ТФОМС проведена проверка ООО "Медисити" целевого использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт проверки целевого использования средств ОМС от 31.08.2018 из содержания которого следует, что Обществом допущено нецелевое использование денежных средств в размере 4 454 839,85 руб., в том числе по подстатье 222 "транспортные расходы" 982 944 руб., подстатье 224 "аренда за пользованием имуществом" 2 298 359,50 руб. и подстатье 226 "прочие работы и услуги" в размере 1 172 136,35 руб., статья 290 "прочие расходы" в размере 1 400 руб. В соответствии с пунктом 9 статьи 39 закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 Обществу начислен штраф в размере 445 483,98 руб. (10 процентов от суммы нецелевого использования средств).
06.09.2018 Обществом представлены возражения на акт проверки, согласно которым заявитель просил признать доводы Фонда не правомерными и исключить выводы о нецелевом использовании из содержания акта.
Фонд рассмотрел указанные возражения на акт проверки и направил Обществу сообщение от 12.09.2018 N 07/1065, в котором частично согласился с доводами Общества в части необходимости исключения сумм нецелевого использования по подстатье 222 "транспортные расходы" 982 944 руб. и статье 290 "прочие расходы" в размере 1 400 руб. В части подстатьи 224 "аренда за пользованием имуществом" Фондом учтена сумма оплаты расходов по аренде в размере 131 000 руб., что привело к снижению суммы возмещения нецелевого использования средств и уменьшения размера штрафа.
12.09.2018 ТФОМС выставил Обществу требование N 07/1062 о восстановлении средств территориальной программы ОМС и уплате штрафов, а именно о восстановлении в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования средств ОМС, использованных по нецелевому назначению в размере 3 339 405,85 руб., и уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в размере 333 949,58 руб.
Общество, не согласившись с решениями Фонда, обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, частично отказывая в удовлетворении требований, признал выводы Фонда о нецелевом использовании Обществом средств ОМС в размере 91 241,50 руб. и в размере 1 172 136, 35 руб. правомерными.
Суд, частично удовлетворяя требования, указал, что вывод Фонда о нецелевом расходовании Обществом средств ОМС в размере 2 076 118 руб. неправомерен; Фондом были приняты возражения Общества, но редакция оспариваемого акта проверки не изменилась.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), который, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
В силу частей 1, 2 статьи 40 названного Закона контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Исходя из указанных норм права, суд первой инстанции указал, что акт проверки (в части пункта 9) и требование Фонда от 12.09.2018 N 07/1062 могут являться предметом судебного обжалования.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 1 ст. 306.4 данного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
На основании пункта 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2 статьи 30).
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно пункту 3.11 Тарифного соглашения утвержденного 16.02.2016, в тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС (по статье 224 "арендная плата за пользование имуществом") включаются расходы на оплату медицинской помощи.
Основанием для вменения Обществу нецелевого использования средств ОМС в сумме 91 241,50 руб. явились выводы Фонда о необходимости финансирования расходов на аренду медицинской организации пропорционально объему оказываемых ею услуг в рамках ТП ОМС.
Признавая выводы Фонда обоснованными, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (раздел XI "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию"), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 указанных Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества);
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
В соответствии с пунктом 158.16 распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
- пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9);
- пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами));
- путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) для медицинской организации;
- пропорционально иному выбранному показателю.
Проведенной Фондом проверкой установлено, что ООО "Медисити" в проверенный период оказывало медицинские услуги не только в рамках территориальной программы ОМС, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги).
Общество возмещение расходов по аренде (договора аренды с ИП Данилов В.Д. N 27/16 от 01.01.2016 и N 27/17 от 01.01.2017) производило в проверяемый период не пропорционально, а исключительно за счет средств ОМС в размере 589 500 руб.
Фонд, установив долю каждого источника финансирования медицинской деятельности общества, произвел расчет сумм каждого вида расхода, подлежащего финансированию за счет ОМС.
Обществом необоснованно израсходовано 99 822 руб. средств ОМС.
Правильно исходя из того, что редакция сообщения о протоколе разногласий и предъявленного требования содержит в себе нецелевое использование в меньшем размере (91 241,50 руб.) суд первой инстанции признал обоснованным вывод Фонда по данному эпизоду.
Доводы апелляционной жалобы в данной части судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку пропорции применены судом к сумме 786 000 руб., а не к 589500 руб., как ошибочно полагает заявитель.
Признавая необоснованными выводы Фонда о нецелевом расходование Обществом средств ОМС в размере 2 076 118 руб., направленных на расходы по аренде помещения на основании договора N 290315/8234914/01 от 30.04.2015, заключенного между Обществом и Государственном бюджетном учреждением РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая больница", суд правильно исходил из следующего.
На основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений N Р-1934 от 31.10.2014 Государственному бюджетному учреждению РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая больница" дано согласие на проведение торгов по заключению договора аренды нежилых помещений общей площадью 410,3 кв.м.
По результатам проведения данных торгов 21.04.2015 был подписан Протокол N 290315/8234914/01 согласно которому Общество было признано победителем аукциона на право заключения договора аренды помещений общей площадью 410,3 кв.м., стоимостью арендной платы в размере 990 рублей в месяц за кв. м. сроком договора на 3 года.
На основании данного Протокола между Обществом и Государственным бюджетным учреждением РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая больница" был подписан договор аренды от 30.04.2015 на срок с 01.05.2015 по 01.05.2018.
Согласно приложению N 1 к данному договору, а также акту приема-передачи от 30.04.2015, подписанного сторонами, арендодатель передал обществу помещения общей площадью 410,3 кв.м.
16.06.2015 стороны данного договора подписали дополнительное соглашение к нем, в котором изменили реквизиты и сроки перечислений арендной платы.
01.10.2015 стороны договора заключили дополнительное соглашение N 2 к договору аренды согласно которого изменили предмет договора, указав, что в аренду передается имущество общей площадью 45,6 кв.м., а также были подписаны приложение N 1 к данному соглашению и акт приема-передачи от 01.10.2015, согласно которому были переданы в аренду помещения, которые не были указаны в Распоряжении Министерства имущественных и земельных отношений N Р-1934 от 31.10.2014 и не являлись предметом проведения аукциона от 21.04.2015.
Указанный договор аренды, с учетом изменений, установленных дополнительными соглашениями, был зарегистрирован 17.05.2017.
Фонд установив, что Общество за проверяемый период произвело расходов по оплате арендной плате в размере 3 159 310 руб., в том числе за 2016 год - 2 437 182 руб., за 2017 год - 722 128 руб. из расчета в 2016 году и по апрель 2017 года по 406 197 руб. в месяц за арендуемую площадь 410,3 кв.м., пришел к выводу о необоснованных расходах Общества в размере 2 076 118 руб., подтвердив обоснованность расходов только по арендуемой площади с учетом дополнительного соглашения от 01.10.2015 в размере 45,6 кв.м.
Суд первой инстанции, не соглашаясь с выводами Фонда, правомерно указал, что фактическое пользование Обществом имуществом площадью 410,3 кв.м. не опровергнуто, поскольку доказательств того, что имущество было возвращено арендодателю 01.10.2015 в материалах дела отсутствуют, а заключение дополнительного соглашения к договору, в котором установлены иные объекты аренды, не может свидетельствовать об отсутствии фактического пользования помещениями, переданных ему по акту от 30.04.2015.
При этом судом учтен акт проверки целевого использования средств ОМС в ГАУ РС(Я) "Якутской республиканской офтальмологической больницы" специалистами КРУ ТФ ОМС PC (Я) от 24.03.2017. В приложении 10 к акту приводится таблица с расчетами, где установлено, что Общество занимало площадь 410,30 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы Фонда подлежат отклонению, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, договор аренды недвижимости, заключенный на срок более года, считается заключенным с момента его государственной регистрации, в связи с чем условия, которые имеют правовое значение в части обязательств по оплате пользования имуществом 45,6 кв.м., возникают с момента государственной регистрации договора.
Таким образом, требования Общества о недействительности требований Фонда по установлению нецелевого расходования средств ОМС в размере 2 076 118 руб. (период до государственной регистрации договора) правильно признаны судом обоснованными.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерности вывода Фонда о нецелевом использовании средств ОМС Обществом по подстатье 226 "прочие работы, услуги" в размере 1 172 136, 35 руб., основанный на следующем.
Проверкой установлено, что между Обществом и Государственным бюджетным учреждением РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая больница" был заключен договор об оказании медицинских услуг N 8 от 21.09.2017, согласно которому последний обязался перед Обществом оказывать платные медицинские услуги по поводу обращений в связи заболеванием, Общество обязалось принять и оплатить данные услуги.
За оказанные услуги ГАУ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" обществом перечислено 1 172 136,35 руб. за 805 случаев (октябрь - 172 случая, ноябрь - 633 случая) по тарифу 1 456,07 руб.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ реестр медицинских организаций содержит наименования, адреса медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации, включенные в реестр медицинских организаций, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере ОМС, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, за исключением случаев ликвидации медицинской организации, утраты права на осуществление медицинской деятельности, банкротства или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
Территориальной программой ОМС устанавливаются объемы предоставления медицинской помощи. При этом согласно части 10 статьи 36 Закона об ОМС указанные объемы распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия) между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Аналогичные полномочия комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования закреплены подпунктом 2 пункта 4 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о комиссии), являющегося Приложением N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС).
Согласно пункту 8 Положения о комиссии Комиссия на заседаниях по представленным секретарем Комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном Законом об ОМС порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (пункт 7 приведенной статьи).
Исходя из изложенных норм права, суд первой инстанции правильно указал, что в структуру тарифа могут входить указанные категории расходов непосредственно самого Общества, а не привлеченных им для оказания медицинской помощи иных лиц.
Исключение составляет только расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).
Вместе с тем, как установлено судом, Общество, заключив договор с ГАУ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" об оказании медицинских услуг N 8 от 21.09.2017, в проверяемый период фактически передало последнему объем медицинских услуг, связанных с обращениями по поводу заболеваний и произвело расходы за счет средств ОМС, не предусмотренные законом.
Приведенный и в апелляционной жалобе довод заявителя о проведении ГАУ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" инструментальных исследований, правильно отклонен судом как документально не подтвержденный.
Расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели является нецелевым использованием средств ОМС.
Таким образом, выводы Фонда о нецелевом использовании Обществом средств по подстатье 226 "прочие работы, услуги" в размере 1 172 136, 35 руб. правомерны.
Установив, что Фонд частично согласился с доводами Общества в представленных в возражениях на акт, но редакция оспариваемого акта не изменилась, суд первой инстанции правомерно признал недействительным требование по восстановлению средств использованных не по целевому назначению в размере 3 074 248,37 руб., в том числе: по подстатье 222" транспортные расходы в размере 982 944 руб., подстатье 224 "аренда за пользование имуществом" в размере 2 076 118 рублей статье 290" прочие расходы" в размере 1 400 руб., а также возложение обязанности по оплате штрафа в размере 328 270,35 руб.
В связи с частичным удовлетворением требований заявителя признано судом недействительным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) от 12.09.2018 N 07/1062 в части восстановления средств обязательного медицинского страхования Обществом в размере 2 076 118 руб. и в части возложения обязанности по оплате штрафа в размере 216 135,95 руб.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований заявителя.
Распределение судом первой инстанции расходов по уплате государственной пошлины и судебных издержек произведено в соответствии с требованиями ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы судом апелляционной инстанции проверены, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения. Доводы заявителей апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года по делу N А58-9291/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.Л.Каминский |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9291/2018
Истец: ООО "Медисити"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха Якутия