Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2019 г. N Ф08-8334/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
24 июля 2019 г. |
дело N А32-47028/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района - Салихова А.В. по доверенности от 21.03.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.04.2019 по делу N А32-47028/2018, принятое судьей Поляковым Д.Ю.,
по заявлению Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Пластсервис"
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 20.09.2018 по делу N РНП-23-372/2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Администрация полагает, что поведение ООО "Пластсервис" носило недобросовестный характер, поскольку оно имело возможность выполнить контакт в установленный срок, однако, без наличия на то оснований уклонилось от таких действий, что привело к расторжению контракта. С учетом фактических обстоятельств, принятое УФАС решение о невключении информации об ООО "Пластсервис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), нельзя признать обоснованным и мотивированным, а, следовательно, основанным на законе.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и общество с ограниченной ответственностью "Пластсервис" закрытое акционерное общество "Сбербанк-АСТ", надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ).
Пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно статьям 3, 99 Закона N 44-ФЗ, пункту 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Совокупное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что решение заказчика об одностороннем отказе от заключенного контракта должно быть принято в течение срока действия контракта.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Пластсервис" по результатам проведения электронного аукциона: "Капитальный ремонт напорного водовода N 1 от насосной станции 2 подъема Курчанского водозабора до РЧВ на ул. Первомайской, 39/1 (в районе г. Миска от ПК 0+00 (распредкамера) до ПК 2+00) (инв.N 30008)" (извещение: N 0118300011417000150).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.12.2017 N 0118300011417000150-1, заявка ООО "Пластсервис" признана соответствующей Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), документации электронного аукциона.
18.12.2017 между администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района и ООО "Пластсервис" заключен муниципальный контракт N 20118300011417000150 на сумму 2 802 856,66 руб.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 контракта Подрядчик обязуется из своих материалов, собственными силами и средствами выполнить работы по объекту: "Капитальный ремонт напорного водовода N 1 от насосной станции 2 подъема Курчанского водозабора до РЧВ на ул. Первомайской, 39/1 (в районе г. Миска от ПК 0+00 (распредкамера) до ПК 2+00) (инв.N 30008)", а Заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену.
Предусмотренные настоящим контрактом работы должны выполняться в полном соответствии со сметной документацией, утвержденной Заказчиком, которая является неотъемлемой частью контракта, а также соблюдением требований санитарных норм, правил техники безопасности, действующих СанПиН, ГОСТ, СНиП, ВСН и иных требований, предъявляемых к данному виду работ.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, общество не исполнило обязательства по контракту надлежащим образом.
31.01.2018 Заказчик письмом N 01-30/423 уведомил Исполнителя об ответственности сроков выполнения работ по муниципальному контракту.
26.02.2018 администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района направило в адрес ОО "Пластсервис" письмо N 01-30/879, согласно которому обществу в срок до 27.02.2018 необходимо представить Заказчику график выполнения работ по объекту.
14.03.2018 Заказчиком получено письмо от ООО "Пластсервис", в соответствии с которым общество просит сдвинуть график производства работ на две недели, в связи с задержкой изготовления ультразвуковых расходомеров заводом-изготовителем.
13.06.2018 общество направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому ООО "Пластсервис" в срок до 09.07.2018 обязуется сдать работы по контракту в полном объеме.
Согласно пункту 12.4 расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта, в соответствии с гражданским законодательством. 25.07.2018 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) казанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В установленные Законом о контрактной системе сроки решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, а также направлено заказным письмом с уведомлением, на электронный адрес Исполнителя.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта, настоящий контракт считается заключенным с момента подписания его Сторонами, но не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона и действует с момента заключения контракта по 29.12.2017, а в части оплаты - до полного исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, стороны определили в контракте момент окончания исполнения обязательств - 29.12.2017.
Решение об одностороннем отказе принято заказчиком 25.07.2018.
Возможность расторжения прекратившего действие контракта нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе не предусмотрена.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.12.2015 по делу N А32-13305/2015.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отсутствии оснований для включения ООО "Пластсервис" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем, оспариваемое в деле решение комиссии управления об отказе во включении общества в данный реестр является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2019 по делу N А32-47028/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47028/2018
Истец: Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ООО "Пластсервис"