В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять парламентский запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову "О необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению государственных гарантий по оплате труда работников в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности".
2. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову.
3. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос в "Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
Б.В. Грызлов |
Москва
7 февраля 2007 г.
N 4165-4 ГД
Парламентский запрос
Государственной Думы Федерального Собрания РФ к председателю Правительства РФ Фрадкову М.Е.
"О необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению государственных гарантий по оплате труда работников в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает серьезную озабоченность по поводу реализации в Российской Федерации прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в числе основных государственных гарантий по оплате труда работников предусмотрена гарантия по обеспечению получения заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами.
Кроме того, в соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 95 относительно защиты заработной платы, являющейся международным договором Российской Федерации, в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов в отношении заработной платы.
В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при прекращении деятельности организации после принятия арбитражным судом решения о ее несостоятельности (банкротства) предусмотрена возможность удовлетворения требований кредиторов, в число которых входят и лица, работающие или работавшие в данной организации по трудовому договору. Требования указанных лиц по оплате труда в этом случае удовлетворяются во вторую очередь. Однако в случае ликвидации юридического лица, стоимость имущества которого недостаточна для полного удовлетворения требований работников по заработной плате, государственные гарантии по оплате труда не могут быть реализованы. Такое положение нарушает права не только работников, но и членов их семей, так как часто заработная плата работников является единственным источником дохода его семьи. Особенно острой эта проблема является для граждан, проживающих на территориях с ограниченными возможностями для трудоустройства.
Например, в таком положении находятся бывшие работники открытого акционерного общества "Ясногорский машиностроительный завод" (Тульская область), несколько человек из которых в целях защиты своего права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы неоднократно проводили голодовку. По данным прокуратуры Тульской области погасить задолженность по заработной плате и другим платежам (более 7,5 миллиона рублей) перед бывшими работниками указанного акционерного общества в полном объеме за счет конкурсной массы предприятия не представляется возможным, так как размер требований кредиторов первой очереди превышает стоимость имущества, включенного в конкурсную массу.
Еще одним примером может служить ситуация, сложившаяся в открытом акционерном обществе "Бирюсинский гидролизный завод" (Иркутская область), работники которого неоднократно проводили акции протеста, в том числе и в форме голодовки, в связи с непогашенной задолженностью по заработной плате. По состоянию на 1 мая 2006 года задолженность по заработной плате перед работниками указанного завода составляла 8,97 миллиона рублей. В настоящее время на этом предприятии продолжается проведение конкурсного производства, при этом оставшиеся неудовлетворенными требования 34 работников-кредиторов составляют 358 тысяч рублей.
Подобная ситуация сложилась в открытом акционерном обществе "Воронежский экскаваторный завод" (Воронежская область), на котором продолжается процедура банкротства, при этом долг по заработной плате перед 1200 работниками составляет 47 миллионов рублей. В течение 2005 - 2006 годов на указанном заводе неоднократно проводились акции протеста работников (в том числе и в форме голодовки), требующих погасить задолженность по заработной плате.
Защиту своих прав в форме голодовки ранее применяли также и работники других организаций, признанных несостоятельными (банкротами). По информации, полученной из Федеральной службы государственной статистики (Росстата), по состоянию на конец 2006 года сумма просроченной задолженности по заработной плате перед работниками организаций, признанных судом несостоятельными (банкротами) и представивших эти сведения в Росстат, составляет 558,7 миллиона рублей, или 13,4 процента общей суммы просроченной задолженности по заработной плате.
Вместе с тем существует мировой опыт решения проблем, связанных с обеспечением права работников на получение заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. В частности, возможные пути решения некоторых из указанных проблем содержит Конвенция Международной организации труда N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя. Несмотря на то что данная Конвенция Российской Федерацией не ратифицирована, ее положения могут быть использованы при разработке и реализации дополнительных мер по обеспечению государственных гарантий по оплате труда работников в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации просит Вас, уважаемый Михаил Ефимович, проинформировать Государственную Думу о возможности принятия дополнительных мер по обеспечению государственных гарантий по оплате труда работников в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 февраля 2007 г. N 4165-4 ГД "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову "О необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению государственных гарантий по оплате труда работников в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности"
Настоящее постановление вступает в силу со дня принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 февраля 2007 г. N 8 ст. 955, текст парламентского запроса опубликован в "Парламентской газете" от 15 февраля 2007 г. N 24