Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2019 г. N Ф03-4283/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
24 июля 2019 г. |
А73-22970/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиновенко О.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115): Пуляевская Ирина Михайловна, представитель по доверенности от 22.02.2019 N 34;
от Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261): Кумаев Дмитрий Валерьевич, представитель по доверенности от 04.12.2018 N 207/4/19д;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гранд" (ОГРН 1122721009641, ИНН 2721195409): представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 30.05.2019
по делу N А73-22970/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Малашкиным Д.Л.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гранд"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 157 941 руб. 39 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченно ответственностью "Управляющая компания Гранд" (далее - истец, ООО "УК Гранд") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России), к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - второй ответчик, Минобороны России) о взыскании 157 941 руб. 39 коп. (с учетом уточнений) задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества и коммунальных услуг по квартире N 9 в многоквартирном доме N 15 по пер. Инский в г. Хабаровске за период с 16.11.2015 по 31.10.2018.
Настоящее дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.02.2019 на основании части 5 статьи 227 АПК РФ, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда Арбитражного суда Хабаровского края от 30.05.2019 исковые требования удовлетворены: денежные средства в заявленной сумме взысканы с ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств, с Российской Федерации в лице Минобороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, взысканы также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 738 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минобороны России, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к ним.
В обоснование жалобы Минобороны России указывает на недоказанность истцом факта оказания спорных услуг: на пропуск истцом срока исковой давности, не направление ответчику платежных документов, не выполнение ООО "УК Гранд" обязательства по устранению причин аварии и не подаче тепловой энергии в квартиру, а также на отсутствие оснований для субсидиарной ответственности в лице Минобороны России.
В апелляционной жалобе ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России заявил об отсутствии правовых оснований для возложения на него обязанности по оплате коммунальных услуг, отрицал факт направления в его адрес платежных документов, ссылался на отсутствие доказательств оказания соответствующих услуг.
Представители заявителей апелляционных жалоб в судебном заседании поддержали изложенные в них доводы, просили решение от 30.05.2019 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к ним.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалоб, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Отзыв на жалобы не представлен.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Гранд" на основании договора управления от 16.11.2015 N 15/1 является управляющей организацией, осуществляющей функции по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Хабаровск, пер. Инский, д.15, по выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также обеспечению предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является представителем интересов собственника в отношении имущества, закреплённого за подведомственными ему предприятиями и учреждениями.
Квартира N 9 в многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, пер. Инский, д. 15, находится в федеральной собственности и передана в оперативное управление ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
Неисполнение ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России обязательств по плате за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, платы за коммунальные услуги по указанной квартире, наличие задолженности по квартире N 9 в размере 157 941 руб. 39 коп. (с учетом уточненного расчета), послужили основанием для предъявления истцом соответствующей претензии от 23.11.2018, оставленной ответчиками без удовлетворения, и обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 3 статьи 30, частей 1, 2 статьи 39, частей 1,2,3 статьи 153, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 4 статьи 214 ГК РФ предусмотрено то, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается то, что за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России (казенное учреждение) на праве оперативного управления закреплена квартира N 9 в многоквартирном доме, расположенном в доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Инский, д.15 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости), являющаяся имуществом собственника Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При этом в соответствии со статьей 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
В силу положений, содержащихся в статьях 125, 214 ГК РФ, права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России организаций.
В соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России как главный распорядитель бюджетных средств в отношении Учреждения несет субсидиарную ответственность в настоящем деле.
На основании изложенного при недостаточности денежных средств у ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России взыскание следует производить с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными выше нормами права и доказательствами, приобщенными к материалам дела, суд правомерно посчитал то, что ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, Министерство обороны в силу закона обязаны нести расходы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, а также оплатой коммунальных услуг по спорной квартире.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт оказания услуг по договору управления от 16.11.2015 N 15/1 в спорный период, а также ненадлежащее исполнение обязательств по внесению платы за потребленные коммунальные услуги, а также платы за ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме, также пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования о взыскании с ответчиков задолженности за период с 16.11.2015 по 31.10.2018, в размере 157 941 руб. 39 коп. являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы жалоб Министерства обороны России, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России о нарушения истцом срока исковой давности, о не направлении ответчику платежных документов, о не выполнении ООО "УК Гранд" обязательства по устранению причин аварии и не подаче тепловой энергии в квартиру были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и отклонены, как противоречащие пункту 1 статьи 196 ГК РФ, пункту 3.10 договора управления от 16.11.2015 N 15/1и имеющимися в материалах дела доказательствам.
Доводы ответчиков относительно необоснованного выставления истцом платы за услугу отопления, со ссылкой на то, что истцом не представлены доказательства наличия в спорной квартире надлежащей системы центрального отопления после порыва радиаторов отопления в двух комнатах, произошедшего 21.11.2017, судом отклоняются. В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Вместе с теми, доказательств принятия ответчиком, как собственником спорного жилого помещения, мер по установлению новых радиаторов после поврежденных в результате аварии прежних радиаторов, доказательств обращения к истцу за перерасчетом в связи с ненадлежащим качеством оказываемой услуги, доказательств того, что в результате выхода из строя поврежденных радиаторов отопления, не функционировала центральная система отопления в МКД по пер.Инскому, 15, что исключало потребление тепловой энергии, ответчиками не представлено.
Следовательно, оснований для освобождения ответчиков от оплаты за услугу отопления за период с 21.11.2017 по 31.10.2018 не имеется.
Доводы заявителей о пропуске истцом срока исковой давности за период с 16.11.2015 по 27.11.2015 не подлежат принятию судом в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункты 1, 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Срок исполнения обязательства по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги установлен частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3.10 договора управления N 15/1 от 16.11.2015 установлен срок внесения платежей - до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
Следовательно, оплата услуг, оказанных за период с 16.11.2015 по 30.11.2015 (с момента заключения договора управления) должна быть произведена до 25.12.2015, с 26.12.2015 начинается просрочка исполнения данного обязательства. Истец обратился и с иском в суд 27.12.2018 г. Вместе с тем, истец, воспользовавшись своим правом разрешить спор в досудебном порядке, направил 22.11.2018 в адрес ответчиков претензию об оплате задолженности. 26.11.2018 на претензию был дан ответ.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Установив, что 22.11.2018 срок исковой давности был приостановлен в период с момента направления претензии до окончания срока рассмотрения претензии до 26.11.2018 г, с учетом обращения истца в суд 27.2.2018 г, суд находит, что срок исковой давности ООО "УК Гранд" пропущен не был.
Довод заявителей об отсутствии счетов для оплаты, судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство не освобождает заявителя от обязанности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Апелляционная жалоба относительно доводов об отсутствии оснований для привлечения Минобороны России к субсидиарной ответственности признается судом апелляционной инстанции не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства, предусматривающего такую ответственность по обязательствам казенного учреждения при недостаточности денежных средств.
Доводы апелляционной жалобе ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России о том, что на него не возложена обязанность по оплате коммунальных услуг, опровергаются, поскольку учреждение отвечает по своим обязательствам ввиду прямого указания на это законом (статьи 123.22, 125, 210, 214, 216, 294, 296 ГК РФ, статьи 30, 39, 153, 158 ЖК РФ).
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционных жалоб распределению не подлежит ввиду освобождения ответчиков от ее уплаты в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 мая 2019 по делу А73-22970/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-22970/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГРАНД"
Ответчик: Минобороны России, ФГКУ "Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1498/20
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1771/20
18.03.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-549/20
03.10.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4283/19
24.07.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3673/19
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-22970/18