г. Самара |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А72-8220/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Бросовой Н.В., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2019 года апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 7 мая 2019 года по делу N А72-8220/2018 (судья Карсункин С.А.),
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082) о взыскании 392 721 руб. 40 коп.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию город Ульяновск в лице Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска (далее - ответчик) о взыскании 499 551 руб. 23 коп. задолженности за тепловую энергию, потребленную в январе- феврале 2018 года.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд принял уменьшение размера исковых требований до 392 721 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 7 мая 2019 года по делу N А72-8220/2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования оставить без удовлетворения.
Доводы заявителя жалобы мотивированы недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; неправильным применением норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 18.07.2019 на 14 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители сторон в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании статей 123 и 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения истца, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию "город Ульяновск" на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресам: ул. Верхнеполевая, 17; ул. ул. Карла Маркса, 15, ул. Корунковой, д. 2/19, ул. Карла Маркса, 19, пр-т. Хо Ши Мина, 21; пр-т. Хо Ши Мина, 23; ул.Азовская, 66, ул. Отрадная, 9а, ул. Можайского, 9, ул. Камышинская, 19б, ул. Кузнецова, 6.
Данные обстоятлеьства подтверждены выписками из Единого государственного реестра недвижимости, выписками из реестра муниципальной собственности.
Общество как ресурсоснабжающая организация в январе 2018 г. - феврале 2018 г. осуществляло поставку коммунального ресурса - тепловой энергии в указанные помещения.
Договор в письменной форме между сторонами не заключался.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате поставленного ресурса, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) регулирует отношения, связанные с теплоснабжением.
В пункте 8 статьи 2 Закона о теплоснабжении содержится понятие теплоснабжения как обеспечения потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Пунктом 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (о теплоснабжении).
Договор поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Вместе с тем, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Информационного письма от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики решения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В абзаце 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Таким образом, несмотря на то, что договор теплоснабжения ответчиком не подписан, собственник (потребитель тепловой энергии) обязан оплатить полученную энергию; отношения по снабжению тепловой энергией в отношении спорных объектов рассматриваются как договорные, а права и обязанности сторон в отсутствие заключенного сторонами договора определяются в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доказательств оплаты тепловой энергии ответчик не представил, в связи с чем, суд обоснованно взыскал с муниципального образования в пользу истца задолженность в сумме 392 721 руб. 40 коп.
Ссылки заявителя жалобы на отсутствие отопления в помещении дома N 9А по ул. Отрадной, несостоятельны.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.03.2019 по делу N А72-11884/2018, отключение вышеуказанного помещения от системы теплоснабжения произведено не 01.02.2017, а 19.11.2018, т.е. в спорном периоде теплоснабжение помещения осуществлялось.
Доводы заявителя жалобы о том, что часть из принадлежащих ему помещений являются не отапливаемыми, в них отсутствуют теплопотребляющие установки и радиаторы отопления, проходящие по помещениям транзитные трубопроводы не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам, теплоотдача от трубопровода по существу является технологическим расходом (потерями) тепловой энергии во внутридомовых сетях жилого дома, а, следовательно, у ответчика отсутствует обязанность по оплате отопления подобных помещений, были проверены судом и отклонены обоснованно.
Подобные доводы заявлены ответчиком в отношении части помещений по адресам: ул. Верхнеполевая 17, ул. Кузнецова 6, пр-т Хо Ши Мина, 21, пр-т Хо Ши Мина, 23, которые расположены в многоквартирных домах. Как указывает истец, спорные помещения расположены внутри отапливаемых зданий, имеющих централизованную систему отопления, и температура воздуха в данном помещении поддерживается, в том числе, за счет соседних помещений. Нахождение спорных помещений внутри отапливаемых зданий ответчиком не оспаривается.
Здание и многоквартирный дом, в частности, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных 7 домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем. (Постановление от 10 июля 2018 года N 30-П, Постановление от 20 декабря 2018 года N 46-П).
Подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления.
В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК РФ, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования. В частности, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за данную услугу совокупно без разделения на плату за ее потребление в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац второй пункта 40).
Доказательств того, что в данных помещениях не потребляется тепловая энергия, то есть температура воздуха в них равна или приближена к абсолютной минимальной температуре окружающего воздуха за пределами здания, суду не предоставлено. Помещения по пр-ту Хо Ши Мина 21 и 23 расположены на верхних восемнадцатых этажах многоквартирных жилых домов по тем же самым стоякам, что и квартиры на остальных нижних этажах, что подтверждается выписками из ЕГРН, техническими и кадастровыми паспортами помещений.
При этом согласно акту от 30.11.2018 не отапливаемые помещения представляют собой туалеты, ванные, коридоры, кладовые, общий коридор, температура в которых составляет 20-21 градус.
Таким образом, ответчиком не доказано, что температура в помещениях, которые он считает не отапливаемыми, не соответствует нормативно установленным требованиям.
По помещениям по пр-ту Хо Ши Мина 23 ответчиком заявлены возражения, со ссылкой на то, что три квартиры переведены в жилые, в четвертом блоке отсутствует отопление. Согласно постановлениям Администрации города Ульяновска от 02.09.2016 N 2460, от 27.03.2017 N 620, от 27.03.2017 N 621 о переводе нежилых помещений в жилые помещения, собственником помещений определено перевести нежилые помещения расположенные на 18 этаже многоквартирного дома в жилые помещения с проведением работ по перепланировке в установленном порядке с образованием отдельных трехкомнатных и двухкомнатной квартиры (т. 4 л.д. 117-119).
Вместе с тем, доказательств того, что указанные помещения переданы ответчиком кому-либо по договорам социального найма, либо право собственности на них перешло от муниципального образования город Ульяновск к другим лицам, ответчиком не представлено.
Перевод помещений в жилые подтверждает то обстоятельство, что помещения удовлетворяют санитарным нормам, в том числе, по температурным и влажностным показателям для проживания в них, а следовательно, в них поддерживается за счет отопления необходимый температурный режим.
Ссылка ответчика на акт проверки использования муниципального имущества от 22.10.2018 (т. 4 л.д. 135), акт выполненных работ от 15.10.2015 (т. 4 л.д. 141), согласно которому в четвертом блоке были демонтированы батареи отопления, является несостоятельной.
Данные акты в совокупности указывают на то, что отопительные приборы отсутствуют в помещениях, арендуемых под творческую мастерскую гражданкой Семеновой Т.А., с которой истцом заключен договор и которые не включены в расчет определения муниципальных площадей, на которые производится выставление платы за потребленные энергоресурсы за период январь-февраль 2018 г. (т. 5 л.д. 104).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии - это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Система теплопотребления - это комплекс теплопотребляющих установок с соединительными трубопроводами и тепловыми сетями. Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, а под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Как правило, нахождение транзитного трубопровода в определенном месте является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома (здания). Тепловая энергия является самостоятельным благом, и обязанность ее оплаты может быть возложена на субъекта гражданского оборота только в случае потребления такого блага. В спорных помещениях отсутствуют радиаторы отопления, однако теплопотребление осуществляется ответчиком за счет нахождения помещений в составе 9 отапливаемого объекта, а также за счет теплопотерь через перекрытия и ограждающие конструкции стен в зданиях. Наличие теплоотдачи и поддержание допустимой температуры в спорных помещениях с учетом отсутствия доказательств обратного означает, что спорные помещения ответчика, не являющиеся общим имуществом жилого многоквартирного дома в силу наличия зарегистрированного за ответчиком права собственности, отапливались. Иное означало бы возложение обязанности по оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление помещений ответчика на иных собственников помещений многоквартирного жилого дома (здания).
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 7 мая 2019 года по делу N А72-8220/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Н.В. Бросова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8220/2018
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА