город Омск |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А75-2081/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Рыжикова О.Ю., Фроловой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7404/2019) Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Учреждение, заинтересованное лицо, Фонд) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2019 по делу N А75-2081/2019 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Снабжение-Нефтеюганск", ОГРН 1058602818174, ИНН 8604035265 (далее - ООО "РН-Снабжение-Нефтеюганск", Общество, заявитель, страхователь) к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600508188, ИНН 8601004332) о возмещении 2 960 506 руб. 78 коп.,
представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Снабжение-Нефтеюганск" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возмещении 2 960 506 руб. 78 коп. расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2019 требование заявителя удовлетворено, на Учреждение возложена обязанность возместить Обществу расходы на выплату страхового обеспечения в размере 2 960 506 руб. 78 коп.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения в 2016 году представлялся в Фонд в целом по Обществу, в связи с чем отказ Фонда в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения в размере 2 960 506 руб. 78 коп. является незаконным, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель настаивает на том, что расходы страхователя в сумме 2 960 506 руб. 78 коп. не подтверждены, поскольку не отражены в расчете по страховым взносам Общества, в связи с чем страхователю обоснованно отказано в удовлетворении заявления о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 2 960 506 руб. 78 коп.
До начала судебного заседания от Общества поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу. Указанный отзыв на апелляционную жалобу не может быть приобщен к материалам дела, поскольку при его представлении нарушены положения части 1 статьи 262 АПК РФ, а именно: не приложены доказательства его направления или вручения Учреждению. Отзыв остается в материалах дела, но в силу изложенного оценке не подлежит.
До начала судебного заседания от Учреждения поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявили.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
30.03.2018 Общество обратилось в Филиал N 3 Учреждения с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 2 960 506 руб. 78 коп., исчисленного по филиалу ООО "РН-Снабжения-Нефтеюганск" в городе Пыть-Ях.
03.04.2018 Обществом повторно направлено заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
Филиал N 3 Учреждения письмом от 03.05.2018 N 04-03-28/02-1751 сообщило о том, что на регистрационном учете в Фонде состоит ООО "РН-Снабжение-Нефтеюганск", в отношении которого проводится камеральная проверка (т.1 л.д.19-20).
06.06.2018 Обществом в Филиал N 3 Учреждения направлено обращение с требованием об исполнении заявлений о выделении средств на возмещение произведенных расходов.
08.08.2018 Общество обратилось с вопросом от 08.08.2018 N 41-1/ГО-312 о получении возмещения расходов на выплату страхового обеспечения.
04.09.2018 Филиал N 3 Учреждения пояснил, что выделение средств на выплату страхового обеспечения невозможно по причине отсутствия на учете филиала страхователя ООО "РН-Снабжение-Нефтеюганск", запрос Общества перенаправлен в Учреждение (т.1 л.д.30).
Письмом от 23.10.2018 N 04-03-28/04-6445 Филиал N 3 Учреждения направил ответ Фонда от 10.10.2018 N 02-09-11/06-04-20855, согласно которому обособленные подразделения при отсутствии открытых для них расчетных счетов не подлежат регистрации в Фонде в качестве страхователя по месту своего нахождения. Соответственно заявление и документы для возмещения произведенных расходов на выплату страхового обеспечения должны подаваться по месту нахождения организации после представления уточненной отчетности (т.1 л.д.33-35).
Полагая, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для возмещения 2 960 506 руб. 78 коп. расходов на выплату страхового обеспечения, заявитель обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
23.04.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) страхователь имеет право на обращение к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
В силу части 2 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных страхователями расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Частями 4 и 4.1 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ, или в суд (части 5 и 6 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
В силу части 2 статьи 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователи - юридические лица подлежат регистрации по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Подпунктом 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ закреплено, что страхователи обязаны зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции от 09.03.2016, действующей до 01.01.2017) обособленные подразделения страхователя снимаются с регистрационного учета, в частности, в случае закрытия страхователем - юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации), открытого для совершения операций обособленным подразделением.
С 01.01.2017 администрирование страховых взносов (кроме страховых взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) передано в налоговый орган.
В связи с этим Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 84 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 3.1, согласно которому обособленные подразделения юридических лиц, наделенные полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежат постановке на учет в налоговом органе.
В силу пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В силу пункта 2 статьи 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее филиала на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
В свою очередь, подпунктом 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).
Налоговый орган обязан представить в электронной форме в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (подпункт 15 пункта 1 статьи 32 НК РФ).
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм НК РФ и Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ следует, что плательщиками страховых взносов и страхователями признаются именно организации, а не их обособленные подразделения (филиалы).
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Согласно пункту 9 статьи 431 НК РФ в случае, когда по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество состоит на регистрационном учете в Фонде, регистрационный номер 8607007877.
30.06.2016 на филиал ООО "РН-Снабжение-Нефтеюганск" в городе Пыть-Ях Положением о филиале, утвержденным приказом от 30.06.2016 N 203, возложена обязанность начислять и обеспечивать выплату заработной платы работникам филиала.
Общество до 2016 года состояло на учете в филиале N 3 Учреждения как по месту нахождения ООО "РН-Снабжение-Нефтеюганск", так и по месту нахождения филиала.
В свою очередь, поскольку в 2016 году страхователем принято новое положение о филиале, которым отдельный расчетный счет для филиала не предусмотрен, филиал снят с регистрационного учета.
Таким образом, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и по расходам на выплату страхового обеспечения в 2016 году представлялся в Фонд в целом по Обществу, а не по филиалу страхователя.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что расходы страхователя в сумме 2 960 506 руб. 78 коп. не подтверждены, поскольку не отражены в расчете по страховым взносам Общества за 2017 год (в форме файла XML), полученном в рамках взаимодействия с налоговыми органами согласно соглашению об информационном обмене Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2016, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Так, согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В обоснование своей позиции Учреждением в материалы дела с апелляционной жалобой представлен файл XML.
Вместе с тем, указанный документ не может быть принят во внимание, поскольку не подтверждает факт отсутствия оснований для возврата Обществу расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 2 960 506 руб. 78 коп.
Указанный документ представляет собой набор цифровых данных, без расшифровки того, по каким работникам, за какой период, по каким правовым основаниям Фондом отказано в признании расходов Общества по его филиалу на цели социального страхования.
При этом Фондом документально не опровергнут размер средств, заявленных Обществом для выплаты страхового обеспечения работникам.
По мнению суда апелляционной инстанции, представленными Обществом в материалы дела документами подтверждается наличие оснований для возмещения страхователю расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 2 960 506 руб. 78 коп. в соответствии с пунктом 9 статьи 431 НК РФ, доказательств обратного Учреждением в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Общества о возмещении 2 960 506 руб. 78 коп. расходов на выплату страхового обеспечения.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как Учреждение освобождено от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2019 по делу N А75-2081/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий судья |
Е.П. Кливер |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2081/2019
Истец: ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ-НЕФТЕЮГАНСК"
Ответчик: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ГУ-Региональное отделение Фонда социального страхования по ХМАО - ЮГРЕ
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4556/19
21.05.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2092/20
16.01.2020 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2081/19
25.10.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4556/19
24.07.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7404/19
23.04.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2081/19