г. Пермь |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А60-6554/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Савельевой Н.М.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 19 апреля 2019 года по делу N А60-6554/2019,
принятое судьей Бушуевой Е.В. в порядке упрощенного производства,
по иску ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (ИНН 6612009106, ОГРН 1026600931774)
к ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 6671159689, ОГРН 1046604029450)
о взыскании излишне выплаченной пенсии и других социальных выплат,
установил:
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ответчик, ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" Минтруда России, учреждение) о взыскании излишне выплаченной пенсии и других социальных выплат в сумме 22 568,95 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2019. принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 08.04.2019), в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют материалам дела, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа Управлению в исковых требованиях. Управление считает, что абсолютно правомерно определило период излишне выплаченных сумм - за апрель-май 2018 года, так как обстоятельство, явившееся основанием для прекращения выплаты пенсии, возникло в апреле 2018 года (решение экспертного состава N 5 считать выписку недействительной с 16.04.2018).
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, В УПФР в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области поступила выписка МСЭ-2016 от 14.05.2018 N 1506563, выданная экспертным составом N5 ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на Лазеева Сергея Петровича, 31.07.1962 г.р.
Установлено снижение группы инвалидности - со 2 группы, вследствие военной травмы (бессрочно), на 3 группу вследствие общего заболевания (бессрочно). Контрольное переосвидетельствование изменило решение бюро N 15 ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" Минтруда России от 04.08.2015 с принятием решения считать эту выписку недействительной с 16.04.2018.
Данное обстоятельство повлекло за собой перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения.
Изменение категории инвалидности с "военной травмы" на "общее заболевание" повлекло прекращение выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) по категории "инвалид вследствие военной травмы" (Указ Президента РФ "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" от 01.08.2005 N 887) и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам по категории "военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004, 03.08.2018) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Как указывает Управление, решение, вынесенное 16.04.2018, поступило в адрес Управления 22.05.201 и повлекло перерасход средств Пенсионного фонда РФ за период с 16.04.2018 по 31.05.2018: ЕДВ за апрель, май 2018 года в размере 6 675,76 руб., пенсии за май 2018 года - 14 893,19 руб., ДЕМО за май 2018 года в размере 1000 руб. Общий размер переплаты пенсии и других социальных выплат составил 22 568,95 руб.
Управление, полагая, что в результате недостоверных сведений, содержащихся в документе (выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2014 N 0933397 от 04.08.2015), предоставленного для установления и выплаты пенсии, по вине ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" образовалась переплата страховой пенсии, ДЕМО и ЕДВ получателю Лазееву С.П. за период с 16.04.2018 по 31.05.2018 в сумме 22 568,85 руб., письмом от 06.12.2018 N 06/36786 обратилось в ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" Минтруда России с предложением возместить излишне выплаченную пенсию в в указанной денежной сумме.
Поскольку добровольно денежные средства учреждение не были возвращены. Управление обратилось в арбитражный суд с иском о принудительном взыскании излишне выплаченной пенсии и других социальных выплат.
Признав требование Управления необоснованным, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Истец по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) является одним из основных правовых актов, определяющих уровень социальной защищенности людей с ограниченными возможностями. Данным Законом установлено предоставление инвалидам гарантированных видов социального обеспечения, таких как обеспечение техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами, медицинскими услугами, предоставление льготы по оплате коммунальных услуг, выплата пенсии по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца и т.п.
Согласно статье 1 Федерального закона N 181-ФЗ инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 11.10.2012 N 310н к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил, в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
В соответствии с пунктом 14 Правил, в случае признания гражданина инвалидом устанавливается причина инвалидности.
На основании положений постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" формулировка причины инвалидности определяется в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности.
Согласно Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н, процедура проведения медико-социальной экспертизы не может превышать месячный срок.
Осуществление Главным бюро контрольной функции за решениями бюро путем проведения повторной медико-социальной экспертизы граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, регламентировано положениями вышеуказанного приказа Минтруда России от 11.10.2012 N 310н (подпункт "б" пункта 6), а также Правилами (пункт 41).
В соответствии с пунктом 26 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В силу пункта 29 Правил по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Согласно пункту 35 Правил, выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Как установлено ранее, обращаясь в суд с исковым заявлением, Управление указало на то, что решение, вынесенное 16.04.2018, поступило в адрес заявителя 22.05.2018 (письмо от 15.05.2018 N 66-с5-4407/2018) и повлекло перерасход средств Пенсионного фонда РФ за период с 16.04.2018 по 31.05.2018 в общей сумме 22 568,95 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что в рамках осуществления контрольных полномочий специалистами Главного бюро в период с 16.04.2018 по 14.05.2018 в отношении Лазеева С.П. была проведена повторная медико-социальная экспертиза с ведением протокола.
По результатам данного контрольного освидетельствования специалистами Главного бюро был составлен акт медико-социальной экспертизы, согласно которому 14.05.2018 в отношении Лазеева С.П. вынесено решение об установлении III группы инвалидности по причине "общее заболевание" без срока переосвидетельствования.
Во исполнение пункта 36 Правил ответчиком Лазееву С.П. 14.05.2018 была выдана справка серии МСЭ-2016 N 1506563, подтверждающая факт установления инвалидности.
При этом выписка из акта медико-социальной экспертизы Лазеева С.П. серии МСЭ-2016 N 1506563 от 14.05.2018 была направлена ответчиком в адрес Управления 17.05.2018, что подтверждается реестром отправляемых писем от 17.05.2018, квитанцией от 17.05.2018 N 31383 и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62098822313835.
Указанная выписка из акта была направлена заявителю в 3-дневный срок со дня принятия экспертного решения в соответствии с пунктом 35 Правил.
Согласно указанному отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62098822313835 письмо получено Управлением 19.05.2018.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что проведение ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" Минтруда России повторной медико-социальной экспертизы Лазеева С.П. в рамках контрольных мероприятий соответствовало нормам действующего законодательства, регламентирующего деятельность учреждений медико-социальной экспертизы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливает Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона N 400-ФЗ с соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы.
Помимо получения ежемесячных страховых пенсий граждане, относящиеся к категории федеральных льготников, имеют право на установление социальных доплат, одной из которых является дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО).
Так, Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) в размере 1 000 руб., т.е. являющееся фиксированной выплатой к страховой пенсии.
Также определенная категория граждан, получающая ежемесячные социальные выплаты, имеет право на получение выплаты социального характера - ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Согласно части 2 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Согласно частям 21, 22 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ к фиксированной выплате к страховой пенсии применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены также Федеральным законом N 400-ФЗ для страховой пенсии. Доставка фиксированной выплаты к страховой пенсии производится одновременно со страховой пенсией через организацию, доставляющую эту пенсию.
В силу пункта 12 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) начисляется с учетом всех обстоятельств, влияющих на ее размер.
На основании пункта 1 части 1 ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой в сторону уменьшения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 23 указанного Федерального закона, перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в сторону уменьшения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.
Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда Росси от 22.01.2015 г N 35н, перерасчет размера установленной ежемесячной денежной выплаты производится в случаях установления инвалиду более высокой или низкой группы инвалидности.
Перерасчет размера установленной ежемесячной денежной выплаты инвалидам производится на основании выписки из акта освидетельствования, поступившей в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы.
Перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения производится при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер ежемесячной денежной выплаты, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда".
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из материалов дела следует, истцом не опровергнуто, что решение об установлении Лазееву С.П. III группы инвалидности по причине "общее заболевание", вместо II группы по причине "военная травма", принято ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" Минтруда России 14.05.2018.
Учитывая дату вынесения учреждением решения об установлении Лазееву С.П. III группы инвалидности по причине "общее заболевание", вместо II группы по причине "военная травма" - 14.05.2018, а также дату поступления выписки из акта медико-социальной экспертизы Лазеева С.П. серии МСЭ-2016 N 1506563 от 14.05.2018 в распоряжение Управления - 19.05.2018, принимая во внимание установленный порядок производства перерасчета размеров страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и ежемесячной денежной выплаты, суд первой инстанции правильно указал на то, что перерасчет пенсии и других социальных выплат Лазееву С.П. подлежал осуществлению с 01 июня 2018 года.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Управление заявляет ущерб в виде переплаты средств ПФР с 16.04.2018 по 31.05.2018, суд апелляционной инстанции не усматривает причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Управлением сумм пенсии и других социальных выплат.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшим ущербом.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления отсутствуют.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2019 года по делу N А60-6554/2019, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6554/2019
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ КАМЕНСКЕ-УРАЛЬСКОМ И КАМЕНСКОМ РАЙОНЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ