24 июля 2019 г. |
Дело N А83-1069/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Градовой О.Г.,
при осуществлении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии в заседании представителей:
от Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" - Воскобойник С.Н., по доверенности от 25.12.2018 б/н; Паштетский А.В., по доверенности от 25.12.2018 б/н;
в отсутствие Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2019 года по делу N 1069/2019 (судья Лукачев С.О.), принятое
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН"
к Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" (далее - заявитель, учреждение, ФГБУН "НБС - ННЦ") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым (далее - Комитет, орган государственного надзора) о признании незаконным и отмене предписания от 25.10.2018 N 10 об устранении нарушения требований статей 33, 47.3, 56.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.04.2019 года в удовлетворении заявления отказано. Дополнительным решением от 19.04.2019 разрешен вопрос о возврате заявителю из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУН "НБС - ННЦ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие изложенных в решении выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что действия Никитского ботанического сада, принявшего в 2012 году решение установить вместо бюста В.И. Ленина на постамент памятника скульптуру богини флоры, не могут вменяться в вину учреждению, поскольку правопреемником Никитского ботанического сада федеральное учреждение не является и получило имущество передаточным актом в таком виде, на забалансовом учете учреждения находится только бюст В.И. Ленина, а не весь памятник. Кроме того, указывает, что внесение объекта культурного наследия регионального значения "Памятник В.И. Ленину" в Единый государственный реестр объектов культурного наследия было осуществлено без выезда представителей Комитета и без уведомления учреждения. По мнению апеллянта, обязательства по охране памятника не нарушены, указанный бюст в 2012 году был перенесен к зданию музея без повреждений и в полной сохранности, в связи с чем полагает вынесенное предписание незаконным, а выводы суда ошибочными.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просит оставить принятый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя и отмены судебного решения.
В ходе рассмотрения дела, в связи с нахождением судьи Яковлева А.С. в отпуске, определением председателя четвертого судебного состава Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в составе суда по рассмотрению настоящего дела произведена замена судьи Яковлева А.С. на судью Градову О.Г. в связи с чем судебное разбирательство по рассмотрению жалобы осуществлено с самого начала.
В судебном заседании представители ФГБУН "НБС - ННЦ" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили судебное решение отменить, удовлетворить заявленное требование.
Комитет своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, ходатайством от 15.07.2019 просил об отложении судебного заседания по причине нахождения компетентного представителя в отпуске.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционная коллегия судей протокольным определением отказала в его удовлетворении ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ для отложения судебного разбирательства, и неуважительностью причины, по которой государственный орган, имеющий в своем штате иных сотрудников, не смог обеспечить явку представителя в судебное заседание.
В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Комитета.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
Из установленных фактических обстоятельств дела следует, что Комитетом на основании приказа от 02.10.2018 в период с 05.10.2018 по 25.10.2018 была проведена внеплановая документарная проверка ФГБУН "НБС-ННЦ" с целью проверки выполнения предписания Комитета от 11.05.2018 N 4, выданного по результатам проведенной внеплановой проверки от 11.05.2018, инициированной Комитетом на основании обращения гражданина Шавло Б.Н. по факту перемещения бюста В.И. Ленина с постамента и акта осмотра состояния объекта культурного наследия от 06.04.2018.
В ходе внеплановой документарной проверки, проведенной с участием уполномоченных представителей учреждения, Комитетом установлено и зафиксировано актом проверки от 25.10.2018 N 19, что учреждением не устранены нарушения законодательства в сфере охраны культурного наследия, на наличие которых указано в предписании Государственного комитета по охране культурного наследия от 11.05.2018 N4, выразившиеся в изменении облика объекта культурного наследия - памятника В.И. Ленину (на постаменте отсутствует бюст В.И. Ленина (скульптор А.П. Кибальников), вместо бюста В.И. Ленина на постаменте размещена скульптура "Флора", а бюст расположен на земле возле здания музея Никитского ботанического сада. Процедура проведения проверки органом государственного надзора соблюдена.
По результатам проверки Комитетом выдано повторное предписание от 25.10.2018 N 10 об устранении нарушений, обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу культурного наследия, в срок до 25.04.2019.
Указанным ненормативным правовым актом учреждению предписано в установленный срок принять меры к обеспечению неизменности облика объекта культурного наследия регионального значения - памятник В.И. Ленину (скульптор А.П. Кибальников), 1962 год, регистрационный номер 911710901640005 в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (приказ Министерства культуры РФ от 14.04.2017 N 87666-р). Скульптуру "Флора" с постамента объекта культурного наследия демонтировать, вернув бюст В.И. Ленину на постамент согласно паспорту объекта культурного наследия. Внести изменения в документы о принятии на баланс ФГБУН "НБС-ННЦ" объекта культурного наследия регионального значения, указав его наименование в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 N 627 - памятник В.И. Ленину (скульптор А.П. Кибальников), 1962 год.
Учреждение, полагая, что названное предписание от 25.10.2018 N 10 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, собранными по делу доказательствами подтверждается факт допущенных учреждением нарушений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ, Закон об объектах культурного наследия).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и исходит из следующего.
В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1472-р было создано Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр" и за ним закреплено на праве оперативного управления имущество, находящееся на балансе Никитского ботанического сада - Национального научного центра (код ЕГРПОУ 00494551) и других государственных предприятий Украины поименованных в данном распоряжении.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 N 1743-р создано Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" и в качестве базы для его создания и развития постановлено использовать имущество, закрепленное за Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 974-р "О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" передано в федеральную собственность имущество (транспортные средства, движимое и недвижимое имущество), находящееся на балансе Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр", в том числе сооружение - бюст Ленина (п.188 приложения N 1). Имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГБУН "НБС-ННЦ" согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 25.08.2016 N 751, действующим по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.04.2015 N ИБ-07/17365.
Как следует из материалов дела и признается заявителем сооружение - бюст Ленина получено учреждением в оперативное управление по передаточному акту от 31.08.2016, согласно бухгалтерской справке от 21.01.2019 N 33 объект недвижимого имущества сооружение - бюст Ленина, дата ввода в эксплуатацию 01.01.1962, первоначальная стоимость 44 338,00 руб., находится на забалансовом учете учреждения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 N 627 памятник В.И. Ленину (скульптор А.П. Кибальников), 1962 год, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, Ботанический сад, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.04.2017 N 87666-р указанный объект культурного наследия зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 911710901640005.
Ранее указанный объект культурного наследия был внесен в список памятников истории, монументального искусства, расположенных на территории Республики Крым решением исполнительного комитета Крымского областного совета от 05.09.1969 N 595.
Согласно паспорту памятника В.И. Ленину от 10.04.1976 памятник создан 28.12.1962 (скульптор А.П. Кибальников) и состоит из бюста, представляющего собой портретное изображение В.И. Ленина, изготовленного из белого мрамора и установленного на постамент прямоугольной формы из полированного гранита, состоящего из двух частей - нижней и верхней, высота памятника 4,2 метра; памятник имеет охранную зону в радиусе 5 метров от центра памятника согласно решению исполкома Ялтинского городского совета народных депутатов трудящихся от 11.07.1974 N 354. Балансовая принадлежность памятника - Никитский ботанический сад, охранное обязательство от 21.02.1971 N 644.
Министерством культуры УССР с администрацией Никитского ботанического сада 21.12.1984 было заключено охранное обязательство N 644, N 2091 по охране указанного памятника монументального искусства.
Из представленных учреждением органу государственного надзора в ходе проверочных мероприятий сведений следует, что в 2012 году ученым советом Никитского ботанического сада - Национального научного центра было принято решение (протокол от 17.05.2012 N 8) вместо бюста В.И. Ленина установить на постаменте памятника скульптуру Флоры - богини зеленых насаждений, часть памятника (бюст В.И. Ленина) была перенесена к зданию музея Никитского ботанического сада.
Однако такие действия были совершены без получения соответствующего разрешения в нарушение положений Закона Украины от 08.06.2000 N 1805-III "Об охране культурного наследия", статьями 22, 24 которого запрещен снос, изменение, замена и перемещение памятников, их частей, связанного с ними движимого и недвижимого имущества, на другие места, изменение назначения памятника без разрешения соответствующего органа охраны культурного наследия. Снос, изменение (кроме реставрации и реабилитации), перемещение (перенесение) памятников на другое место допускаются как исключение в случаях, когда невозможно сохранить памятник на месте, при условии проведения комплекса научных исследований по изучению и фиксации памятника (обмеры, фотофиксация и т.п.).
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Как установлено в части 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, среди прочего, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия.
Согласно части 2 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу статьи 56.2 Федерального закона N 73-ФЗ в памятниках, являющихся произведениями монументального искусства, государственной охране подлежат все составляющие указанного памятника, включая пьедестал, постамент, ограду и иные элементы памятника.
В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (пункт 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 13 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.
До утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии) (пункт 8 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ).
Охранное обязательство от 21.12.1984 N 644, N2091 и паспорт памятника В.И. Ленину от 10.04.1976 являются действующими охранными документами, объект культурного наследия "Памятник В.И. Ленину (скульптор А.П. Кибальников)", 1962 год, включен в государственный реестр объектов культурного наследия (включая бюст и постамент), поэтому памятник, часть которого незаконно была перемещена предыдущим владельцем в нарушение взятых охранных обязательств, подлежит восстановлению новым владельцем в силу требований Федерального закона N 73-ФЗ, независимо от того обстоятельства, что учреждение не совершало действий по изменению памятника, в связи с чем предписание об устранении нарушений Комитетом выдано надлежащему лицу и соответствует требованиям закона.
Доводы заявителя о том, что учреждение не является правопреемником Никитского ботанического сада и получило по передаточному акту объект культурного наследия в таком виде не имеют правового значения для целей охраны объекта культурного наследия, поскольку обязанность по выполнению охранных обязательств возлагается на нового владельца в силу закона и не зависит от его вины или действий предыдущего владельца. То обстоятельство, что в распоряжении Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 974 "О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" указано "сооружение - бюст Ленина", не означает, что памятник передан учреждению в оперативное управление в измененном виде. Паспорт объекта культурного наследия и сведения единого реестра свидетельствуют о том, что объектом культурного наследия является "Памятник В.И. Ленину", а не его часть - бюст или постамент.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внесение объекта культурного наследия регионального значения "Памятник В.И. Ленину" в Единый государственный реестр объектов культурного наследия было осуществлено без выезда и уведомления учреждения не могут быть приняты, поскольку законность внесения в реестр предметом спора по настоящему делу не является и не входит в предмет доказывания по заявленному требованию о признании незаконным предписания.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии указанной совокупности условий не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение или действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах и приведенном правовом регулировании в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным предписания Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 25.10.2018 N 10 об устранении нарушение требований статей 33, 47.3, 56.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" правомерно отказано судом первой инстанции, в данном случае отсутствует необходимая совокупность условий для признания предписания незаконным.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, так как основаны на неправильном толковании норм материального права. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иное толкование заявителем положений законодательства и иная оценка обстоятельств не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебное решение подлежит оставлению без изменений.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы заявителю в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500 рублей, фактически уплачено 3 000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату Федеральному государственному бюджетному учреждению науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2019 года по делу N 1069/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500,00 рублей (одна тысяча пятьсот рублей 00 копеек), излишне уплаченную по платежному поручению от 07.05.2019 N 675174 через Российский национальный коммерческий банк (ПАО) г. Симферополь.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1069/2019
Истец: ФГБУ НАУКИ "ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НИКИТСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД - НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4593/19
24.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1902/19
19.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1069/19
09.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1069/19