г. Москва |
|
22 июля 2019 г. |
Дело N А41-74962/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Гараевой Н.Я., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Аль-Трейд" Смоловича Тимура Владимировича: Даушева А.В. по доверенности от 26.06.19,
от конкурсного управляющего публичного акционерного общества "НОТА-Банк" Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов": Перегудов П.А. по нотариально удостоверенной доверенности от 09.11.18, зарегистрированной в реестре за N 77/486-н/77-2018-40-314,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Аль-Трейд" Смоловича Тимура Владимировича на определение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2019 года по делу N А41-74962/17, принятое судьей Трошиной Ю.В., по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Аль-Трейд" Смоловича Тимура Владимировича о признании сделки должника с публичным акционерным обществом "НОТА-Банк" недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Аль-Трейд" Смолович Тимур Владимирович обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительной сделкой договора поручительства N 615/15-П-1 от 07.10.15, заключенного между ООО "Аль-Трейд" и публичным акционерным обществом (ПАО) "НОТА-Банк" (л.д. 2-4).
Заявление подано на основании статей 61.2, 61.6 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (л.д. 90-92).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий ООО "Аль-Трейд" Смолович Т.В. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (л.д. 85-92).
Законность и обоснованность определения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 07.10.15 между ПАО "НОТА-Банк" (Кредитор) и ООО "Аль-Трейд" (Поручитель) был заключен договор поручительства N 615/15-П-1, по условиям которого Поручитель обязался солидарно отвечать с ООО "ПИВДОМ" по кредитному договору N 615/15-кл от 07.10.15 с суммой кредита 10 000 000 долларов США (л.д. 5-10).
Определением Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2017 года было возбуждено производство по делу о несостоятельности ООО "Аль-Трейд".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2018 года ООО "Аль-Трейд" было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Смолович Т.В. (л.д. 11-12).
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, конкурсный управляющий Смолович Т.В. указал, что договор поручительства является недействительной сделкой, поскольку был заключен в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов должника.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств совокупности обстоятельств для признания сделки недействительной.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Статья 61.1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает, что сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
В силу пункта 2 статьи 61.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.
В силу вышеуказанной нормы права для признания сделки недействительной по данному основанию необходимо, чтобы оспаривающее сделку лицо доказало наличие совокупности всех следующих обстоятельств:
а) сделка была совершена с целью причинить вред имущественным правам кредиторов;
б) в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов;
в) другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки.
В случае недоказанности хотя бы одного из этих обстоятельств суд отказывает в признании сделки недействительной по данному основанию.
При определении вреда имущественным правам кредиторов следует иметь в виду, что в силу абзаца тридцать второго статьи 2 Закона о банкротстве под ним понимается уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приведшие или могущие привести к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества.
Согласно абзацам второму - пятому пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если налицо одновременно два следующих условия:
а) на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества;
б) имеется хотя бы одно из других обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Установленные абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве презумпции являются опровержимыми - они применяются, если иное не доказано другой стороной сделки.
Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица, либо направлена на выплату (выдел) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с выходом из состава учредителей (участников) должника, либо совершена при наличии следующих условий:
- стоимость переданного в результате совершения сделки или нескольких взаимосвязанных сделок имущества либо принятых обязательства и (или) обязанности составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов должника, а для кредитной организации - десять и более процентов балансовой стоимости активов должника, определенной по данным бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату перед совершением указанных сделки или сделок;
- должник изменил свое место жительства или место нахождения без уведомления кредиторов непосредственно перед совершением сделки или после ее совершения, либо скрыл свое имущество, либо уничтожил или исказил правоустанавливающие документы, документы бухгалтерской отчетности или иные учетные документы, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо в результате ненадлежащего исполнения должником обязанностей по хранению и ведению бухгалтерской отчетности были уничтожены или искажены указанные документы;
- после совершения сделки по передаче имущества должник продолжал осуществлять пользование и (или) владение данным имуществом либо давать указания его собственнику об определении судьбы данного имущества.
Как указывалось выше, на основании договора поручительства N 615/15-П-1 от 07.10.15 ООО "Аль-Трейд" обязалось отвечать перед ПАО "НОТА-Банк" за исполнение ООО "ПИВДОМ" своих обязательств по кредитному договору N 615/15-кл от 07.10.15 с суммой кредита 10 000 000 долларов США.
Определением Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2017 года было возбуждено производство по делу о несостоятельности ООО "Аль-Трейд", следовательно, оспариваемый договор поручительства был заключен в период подозрительности, установленный пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен в обеспечение как денежных, так и неденежных обязательств, а также в обеспечение обязательства, которое возникнет в будущем.
Согласно статье 363 Гражданского кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
По смыслу статей 361 и 365 Гражданского кодекса Российской Федерации у поручителя обязанность отвечать за исполнение обязательства основного заемщика возникает только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств основным заемщиком, и в последующем к нему переходят права и обязанности кредитора по основному обязательству.
Таким образом, само по себе заключение договора поручительства не свидетельствует о цели причинения вреда имущественным правам кредиторов должника, поскольку обязанность поручителя может и не наступить.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкурсным управляющим Смоловичем Т.В. не представлено доказательств наличия у ООО "Аль-Трейд" признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества на момент заключения оспариваемой сделки - 07.10.15.
Согласно выписки по счету, на указанную дату ООО "Аль-Трейд" вело хозяйственную деятельность и обслуживало иные имеющиеся обязательства перед ПАО "НОТА-Банк".
Кроме того, как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 17 февраля 2009 года N 24-В09-1 нормы материального права не ставят возможность заключение договора поручительства, а также обязанность поручителя нести солидарную ответственность с должником вследствие неисполнения должником обеспеченных поручительством обязательств в зависимость от платежеспособности поручителя либо наличия у него имущества, достаточного для исполнения такого обязательства.
Факт наличия у ПАО "НОТА-Банк" сведений о задолженности ООО "Аль-Трейд" перед третьими лицами или наличия у должника признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества не подтвержден. Банк и должник заинтересованными лицами не являются, доказательств обратного не представлено.
По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 42 от 12.07.12 "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством", а также в пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 32 от 30.04.09 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", следует, что заключение договора поручительства может быть вызвано наличием у заемщиков и поручителей в момент выдачи поручительств общих экономических интересов (например, основное и дочернее общества, преобладающее и зависимое общества, общества, взаимно участвующие в капиталах друг друга, лица, совместно действующие на основе договора простого товарищества); если невыгодность сделки для общества не была очевидной на момент ее совершения, а обнаружилась или возникла впоследствии, например по причине нарушения возникших из нее обязательств, то она может быть признана недействительной, только если истцом будет доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения либо ненадлежащего исполнения.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что договор поручительства был заключен ООО "Аль-Трейд" исключительно в целях его неисполнения не представлено.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что между участниками спорных правоотношений имелись определенные хозяйственные связи, обусловившие экономическую целесообразность заключения договоров поручительства, в том числе оспариваемого договора с ООО "Аль-Трейд".
Правовая природа выдачи поручительства не подразумевает извлечение прибыли непосредственно из факта выдачи поручительства. Предоставление поручительства обусловлено условиями выдачи кредита, предусмотрено условиями кредитного договора. Обеспечительная природа поручительства обусловливает несение расходов в целях извлечения прибыли доходов от предпринимательской деятельности, связанной с использованием кредитных ресурсов.
Доказательств, подтверждающих, что при заключении договора поручительства сторонами было допущено злоупотребление их гражданскими правами, не представлено.
В условиях недоказанной недобросовестности действий сторон по получению обеспечения от аффилированного с должником лица, находящегося в неустойчивом финансовом положении, само по себе заключение договора поручительства не может рассматриваться как направленное на причинение вреда кредиторам лица, предоставляющего обеспечение. При ином подходе следовало бы признать принципиальную недопустимость кредитования банками предприятий, функционирующих в кризисной ситуации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2016 года N 308-ЭС16-1475 по делу N А53-885/2014.
Сделки поручительства и залога обычно не предусматривают встречного исполнения со стороны кредитора в пользу гарантирующего лица (поручителя или залогодателя). Поэтому не имелось повода ожидать, что банк должен был заботиться о выгодности спорных сделок для поручителя (залогодателя).
Поскольку конкурсным управляющим ООО "Аль-Трейд" не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для признания сделки должника недействительной суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2019 года по делу N А41-74962/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
Н.Я. Гараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74962/2017
Должник: ООО "АЛЬ-ТРЕЙД", ООО "Аль-Трейд"
Кредитор: "Агенство по страхованию вкладов", "МСОПАУ", ИФНС России по г.Мытищи Московской области, К/У ПАО "НОТА-Банк" - ГК "АСВ", К/У ПАО "НОТА-Банкт" - ГК "АСВ", ООО "Альт-Трейд", ООО "АРАСТОН", ООО "БИРМАРКЕТ", ООО "Вектор", ООО "Галактион", ООО "КВИНТА", ООО "КОНСАЛТ СЕРВИС ГРУПП", ООО "НЭМОР", ООО "Пивдом", ООО "ПИНТА", ООО "СКЛАДЛОГИСТИК", ООО "СПАУН", ООО "ЭГЕМОН", ООО "ЭТСЕТЕРА", ООО "БИРМАРКЕТ", ООО "Спаун", ООО КБ "ВИТЯЗЬ", ПАО "МОСКОВСКИЙ АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК "ТЕМПБАНК", ПАО "НОТА-Банкт"
Третье лицо: Ассоциация МСОПАУ, Веснин Е.В., ООО В/У "Аль-Трейд" Веснин Е.В., ООО К/У "ПИВДОМ" Андреев А. Г., ПАО "НОТА-Банкт" в лице к/у ГК "АСВ", Веснин Евгений Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16175/2023
25.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19006/19
26.01.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22898/2021
09.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19006/19
16.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17624/20
28.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19006/19
10.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21781/19
19.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19006/19
26.08.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10943/19
22.08.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13266/19
23.07.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10946/19
22.07.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10935/19
12.07.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-74962/17
11.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8857/18
04.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3288/18
04.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3293/18
04.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3275/18
29.06.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-266/18
07.06.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-74962/17
26.10.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-74962/17