г. Киров |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А29-1728/2019 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.04.2019 по делу
N А29-1728/2019, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Суслова М.О.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
(ИНН: 1103013363, ОГРН: 1151101005098)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута"
в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010),
в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН:1103007560, ОГРН: 1131103000214)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - Истец, ООО "Жилсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Ответчик, Управление) о взыскании 1 596 433,41 руб. задолженности по оплате работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также стоимости поставленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды (электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения), в части пустующих (незаселенных) муниципальных жилых помещений (квартир) многоквартирных домов по 33 договорам управления многоквартирных домов за период с 01.04.2018 по 30.06.2018.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2019 по делу N А29-1416/2019 исковые требования ООО "Жилсервис" о взыскании с Управления задолженности по договорам управления многоквартирным домом по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 9 N СЕВ-2018/32 от 01.04.2018, г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 11 N СЕВ-2018/33 от 01.04.2018 выделены в отдельное производство, делу присвоен номер NА29-1728/2019, уточнив которые в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество просило взыскать с Управления 79 355,05 руб. долга за период с 01.07.2018 по 30.09.2018.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.04.2019 иск удовлетворен: с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута" за счет казны муниципального образования в пользу ООО "Жилсервис" взыскано 79 355 рублей 05 копеек задолженности.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что в отношении квартир, не являющихся муниципальной собственностью (ул. Цементнозаводская, д. 9 квартиры 30 и 78), муниципальное образование городской округ "Воркута" не должно нести соответствующих расходов.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Комитета возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Управление и Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" в срок до 16.07.2019, установленный в определении апелляционного суда от 11.06.2019 и на момент вынесения настоящего постановления отзывы на жалобу не представили.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ дела упрощенного производства рассматриваются в апелляционном суде в установленный двухмесячный срок судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 24.04.2019 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, отсутствие со стороны городской округ "Воркута" оплаты по договорам N СЕВ-2018/32 и N СЕВ-2018/33 послужило основанием для направления иска в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 8, 125, 209, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 37, 39, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Решением Совета муниципального образования городской округ "Воркута" от 01.06.2013 N 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 270), Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N23, требования Общества признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1 статей 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, когда плата за все или некоторые коммунальные услуги вносится собственниками ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из буквального толкования названных правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 16646/10).
На основании статьи 161, пунктов 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (Определение ВС РФ от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 159 ЖК РФ).
Как следует из пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилой фонд, в силу прямого указания, относится к муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа и организация содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Нормами части 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом, оформленного протоколом N 2018/2 от 19.03.2018, ООО "Жилсервис" признано победителем по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных в г. Воркута, пгт.Северный, ул. Цементнозаводская, 9, ул. Цементнозаводская, д.11.
01.04.2018 между собственниками помещений, находящихся в муниципальной казне МО ГО "Воркута" и ООО "Жилсервис" (управляющая организация) заключены договоры управления МКД по адресам: г. Воркута, пгт.Северный, ул. Цементнозаводская, 9, N Сев-2018/32, г. Воркута, пгт.Северный, ул. Цементнозаводская, д.11, N Сев-2018/33, по условиям которых управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению МКД, а именно: оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным потребителям (пункт 1.2. договора).
Основные характеристики МКД и границы эксплуатационной ответственности управляющей организации при исполнении договора приведены в приложении N 3 к договору.
Состав общего имущества МКД и его техническое состояние указаны в приложении N 4 к договору управления (пункты 1.3, 1.4 договора).
Договоры заключены с 01.04.2018 по 31.12.2020 (пункт 2.1 договора).
В пункте 4.1.5 договоров сторонами предусмотрено, что управляющая организация удостоверяет выполнение работ и оказание услуг, включенных в перечень работ, услуг, отчетом об оказании услуг и выполненных работ за каждый месяц и актом о приемке оказанных услуг и выполненных работ.
Сдача-приемка выполненных работ, оказанных услуг удостоверяется актами выполненных работ, оказанных услуг подписанными управляющей организацией и уполномоченным лицом, принимающим работы.
Цена договора (пункт 5.1 договора) устанавливается в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.3 договора, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.5 договора.
Согласно пункту 5.3 договора планово-договорная стоимость работ, услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества указывается в Перечне работ, услуг, приведенном в Приложении N 8 к договору.
В соответствии с пунктом 6.1.2. договоров размер платы за содержание жилого помещения приведены в приложении N 8 и N 8.1. к договору.
Плата за содержание жилого помещения для каждого собственника помещения и иного потребителя определяется ежемесячно исходя из размера платы и размера общей площади принадлежащего (занимаемого) собственником и иным потребителем помещения.
В силу пункта 6.3.5 договоров плата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги вносится плательщиком до последнего числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых управляющей организацией или представителем управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате плательщикам до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В приложении N 8 договоров установлен размер ежемесячной платы за содержание и текущий ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в спорный период в размере 24,87 руб. за 1 кв. м площади помещений.
Стоимость коммунальных услуг согласно пункту 5.4. договоров определяется ежемесячно исходя из объема (количества) фактически представленных в расчетном месяце коммунальных услуг и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством для расчетов за коммунальные услуги, с учетом перерасчетов и изменений платы за коммунальные услуги, проводимых в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.
ООО "Жилсервис" в период июля по сентябрь 2018 осуществляло обслуживание указанных многоквартирных домов и несло затраты на оплату коммунальных услуг, в связи с чем предъявило ответчику к оплате счета-фактуры N 35 от 31.07.2018, N 38 от 31.08.2018, N48 от 30.09.2018, которые одновременно с актами выполненных работ и списками свободного (пустующего) муниципального жилья были вручены Ответчику с сопроводительными письмами ООО "Жилсервис" N 73/08 от 16.08.2018, N28/09 от 14.09.2018, N 31/10 от 15.10.2018 (получены Управлением 20.08.2019, 17.09.2018, 20.10.2018), что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении корреспонденции.
По расчету Общества задолженность Ответчика по незаселенным жилым помещениям по договорам N Сев-2018/32 от 01.04.2018 и N Сев-2018/33 от 01.04.2018 за указанный период составила 79 355,05 руб.
В претензии от 16.11.2018 N 29/11 ООО "Жилсервис" потребовало оплатить задолженность. Претензию Ответчик оставил без удовлетворения.
Доказательств отсутствия долга либо наличия задолженности в ином размере Комитет в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ позиции сторон и доказательства, представленные в материалы дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для взыскания с Комитета в пользу Общества 79 355,05 руб. долга.
Довод Комитета об отсутствии у него обязанности оплачивать спорные расходы по квартирам N 30 и N78, расположенным по адресу ул.Цементнозаводская, 9, апелляционный суд признает несостоятельным, так как данные объекты недвижимости находятся в муниципальной собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.102-104).
Согласно приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета.
В пункте 2 Постановления N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к нему, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Доказательств нахождения данного объекта недвижимости в собственности иных лиц Комитет в материалы дела не представил.
Документы, представленные Комитетом в качестве приложений к апелляционной жалобе и документы, представленные Обществом в качестве приложений к отзыву на апелляционную жалобу, апелляционный суд не принимает, так как в силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Поэтому данные документы подлежат возврату сторонам.
Из материалов дела усматривается, что определение о принятии искового заявления к производству от 19.02.2019 Ответчик получил 25.02.2019 (л.д. 218), поэтому имел возможность своевременное представить суду первой инстанции любые доказательства в обоснование своей позиции в отношении предъявленных требований.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.04.2019 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.04.2019 по делу N А29-1728/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН:1103007560, ОГРН: 1131103000214) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1728/2019
Истец: ООО "Жилсервис"
Ответчик: городского округа Воркута в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО Воркута
Третье лицо: Администрация Муниципального Образования Городского Округа "Воркута", Комитет по Управлению Муниципальным Имуществом Администрации Муниципального Образования Городского Округа "Воркута", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, ФГУП Воркутинское отделение филиала Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ по РК