Комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ходе комплексной проверки организации работы прокуратуры Смоленской области выявлены существенные недочеты и упущения в деятельности по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью как в аппарате прокуратуры области, так и районных прокуратурах.
Осталась без должного внимания и реагирования со стороны должностных лиц прокуратуры тенденция к ухудшению криминальной ситуации в области, которая в настоящее время оценивается как исключительно сложная. В истекшем году зарегистрировано 257 убийств и покушений на убийство, причем в последнее время эти преступления нередко приобретают характер заранее спланированных и подготовленных акций: заказной характер носили 7 убийств, а с начала текущего года - уже два. Более чем на 15% возросло количество преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью. Преступным деяниям становятся все более присущи жестокость и агрессивность.
В области в полную силу заявила о себе организованная преступность. В 1999 году преступными группами совершено 174 преступления, в том числе 4 факта бандитизма. С применением огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов совершено 247 преступлений, еще 24 связано с хищением либо вымогательством оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
В таких условиях работа прокуратуры области была явно неадекватной складывающейся ситуации, влияние на деятельность правоохранительных органов области неэффективным. Во многом этому способствовало ненадлежащее выполнение требований приказов и указаний Генерального Прокурора Российской Федерации практически по всем направлениям прокурорско-следственной деятельности как в аппарате прокуратуры области, так и отдельных прокуратурах районного звена.
В нарушение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.06.97 N 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью" прокурор области Заболоцкий В.В. в условиях обострения криминальной ситуации и ухудшения обстановки реальных мер к совершенствованию организации противодействия преступности и укреплению законности не принял.
Практически без надлежащего надзора и контроля в следственных подразделениях правоохранительных органов области приостанавливались производства по уголовным делам. В ходе проверки возобновлены производства по 14 уголовным делам об убийствах и причинении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевших. Необоснованные решения по таким делам стали возможны из-за отсутствия системного контроля и надзора за ходом следствия.
В нарушение требований приказа Генерального прокурора от 18.06.97 N 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием" в проверенных 8 прокуратурах районов приостановленные дела вообще не изучались, необоснованные решения по ним не отменялись (членами комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации отменено 26 постановлений о приостановлении предварительного следствия на основании ч. 3 ст. 195 УПК РСФСР). Вопрос об ответственности виновных за принятие необоснованных решений и ненадлежащее качество следствия не ставился.
Именно вследствие отсутствия необходимой координации в деятельности следственных подразделений, оперативных служб и контроля за проведением оперативно-розыскных мероприятий, самоустранения прокуроров от руководства расследованием дел о тяжких преступлениях и надзора за ним в Смоленской области остались нераскрытыми 39 убийств и покушений на убийство, а также значительное число преступных проявлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью.
Первый заместитель прокурора области Ковалев А.И. фактически самоустранился от организации надзора и контроля за деятельностью следственных подразделений и органов дознания. Во многом это способствовало нарушениям конституционных прав граждан при производстве следствия и дознания. Только в 1999 году необоснованно привлечены к уголовной ответственности 15 человек, из которых 8 содержались под стражей. Необходимых проверок по этим фактам не проведено, и виновные остались безнаказанными.
В области распространена порочная практика использования задержаний в порядке ст. 122 УПК РСФСР как средства получения нужных показаний. Из задержанных в 1999 году 5118 граждан более 43% освобождены из-под стражи. Наиболее распространены эти нарушения в Демидовском, Краснинском, Починковском, Сафоновском, Смоленском, Сычевском районах. Однако эти явления остались без внимания и должного реагирования со стороны прокуратуры области.
Заболоцкий В.В. и Ковалев А.П. практически уклонились от контроля за работой отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры области, в связи с чем его начальник Люксембург М.М. (уволен из органов прокуратуры 24 февраля 2000 года) пустил на самотек работу оперативного состава отдела и влияния на результаты следствия по находящимся в производстве делам не оказывал.
Во многом по этой причине в 1999 году для рассмотрения в суд направлено лишь 27,3% от находящихся в производстве дел, при этом в отношении трех лиц суды вынесли оправдательные приговоры, два дела возвращены судом для дополнительного расследования, а по 11 уголовным делам следствие приостановлено вследствие неустановления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемого. В результате существенных нарушений уголовно-процессуального характера, а также несоблюдения методики и тактики расследования убийств остаются нераскрытыми совершенные в 1999 году в г. Смоленске серийные убийства 8 девушек.
Как показала проверка, качество следствия по большинству дел крайне низкое, осмотры мест происшествия производятся непрофессионально, вещественные доказательства учитываются и хранятся с нарушениями установленного порядка и т.д.
Недостатки предварительного следствия в раскрытии преступлений обусловлены неисполнением в прокуратуре области требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.08.96 N 48 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Документация, предусмотренная этим приказом, в прокуратуре области была заведена лишь в ходе комплексной проверки. Большинство районных прокуроров и работников аппарата прокуратуры области фактически не знают требований названного приказа Генерального прокурора и методикой проведения проверок исполнения Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" не владеют.
В органах прокуратуры и внутренних дел Смоленской области не сокращается количество фактов сокрытия преступлений от учета и регистрации, отказов в возбуждении уголовных дел по надуманным основаниям. Однако большинство прокуроров районов представления об устранении подобных нарушений в органы внутренних дел не вносили. Несмотря на распространенность этой порочной практики в области прокурор 3аболоцкий В.В. в течение последних нескольких лет представлений начальнику УВД области не вносил и вопрос об ответственности виновных не ставил.
Комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в райпрокуратурах выявлены многочисленные факты незарегистрированных обращений граждан о причинении телесных повреждений и других заявлений, которые без разрешения подшивались в различные папки делопроизводства. В ходе проверки отменено 280 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, возбуждено 209 уголовных дел, в том числе 20 дел по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УПК РСФСР. Материалы, по которым в районах принимались решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР, прокуратурой области в течение последних лет, как правило, вообще не проверялись.
Лишь в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей начальником отдела прокуратуры области по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел Силаевым С.А. стала возможной незаконная практика получения органами внутренних дел денежных средств с благотворительных фондов, коммерческих структур, индивидуальных предпринимателей. Только в ОВД Заднепровского района в 1999 году от более чем 100 коммерческих структур и частных лиц поступила сумма, превышающая 215 тыс. руб., а в ОВД Промышленного района - от 382 "спонсоров" более 176 тыс. руб.
Из-за попустительства Заболоцкого В.В. и его заместителя Погореловой И.А. на протяжении нескольких лет при УВД области "процветал" созданный с нарушением установленного порядка специальный внебюджетный фонд "Правопорядок", который с 1997 года незаконно обращал в свою собственность вещественные доказательства по уголовным делам.
Кроме того, Погорелова И.А. не смогла обеспечить надлежащего исполнения в аппарате прокуратуры области и райпрокуратурах требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.08.1998 N 51 "О мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства", своевременно не принимала меры по отмене незаконных нормативных правовых актов субъекта Федерации и органов местного самоуправления, не обеспечивала надлежащей проверки законности и обоснованности решений об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении работников налоговых органов и других должностных лиц. Сама организация надзорной деятельности в прокуратуре области не носит системного и комплексного характера, а меры прокурорского реагирования нередко формальны и неэффективны.
Крайне неблагополучное положение сложилось в регионе с исполнением законодательства об обеспечении государственной монополии и уплате налогов в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Руководство прокуратуры области под влиянием местнических интересов не организовало действенного прокурорского надзора за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих контроль в указанной выше сфере.
В нарушение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 24.11.98 N 82 "О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел" Заболоцкий В.В. и Погорелова И.А. с 1996 года личного участия в рассмотрении судами уголовных дел вообще не принимали. Эффективность работы по кассационному опротестованию прокурорами неправосудных приговоров составляет всего около 52%, а по гражданским делам - 50%.
В целом организация работы и контроля исполнения в прокуратуре области Заболоцким В.В. пущена на самотек и не соответствует требованиям Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказам, указаниям Генерального прокурора Российской Федерации: приказы о распределении обязанностей устарели; планы перенасыщены мероприятиями, часть из которых не выполняется; проверки работы нижестоящих прокуратур проводятся формально, а справки фальсифицируются и т.д.
В сложной криминальной обстановке в области Заболоцкий В.В. практически устранился от координации деятельности правоохранительных органов, не смог объединить их усилия по укреплению законности и правопорядка.
В прокуратуре области план работы координационного совещания на 1998-1999 гг. составлен формально, без учета криминальной обстановки в регионе и не был согласован с его членами. В прошлом году проведено 4 координационных совещания. Только по одному из них было принято решение "проанализировать и обобщить практику борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ", которое так и осталось невыполненным.
В нижестоящих прокуратурах деятельность координационного совещания в течение нескольких лет никто из сотрудников аппарата прокуратуры области не проверял и помощи в организации этой работы не оказывал.
Выявленные недостатки по основным направлениям деятельности свидетельствуют о серьезных просчетах в постановке организационной работы в прокуратуре Смоленской области, проявлении формализма в руководстве, недостаточном контроле за деятельностью прокуратур районного звена, ослаблении требовательности к подчиненным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в организации работы прокуратуры Смоленской области и районных прокуратур по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью, исполнению приказов Генерального прокурора Российской Федерации, ослабление требовательности к кадрам первого заместителя прокурора Смоленской области старшего советника юстиции Ковалева А.П. предупредить о неполном служебном соответствии;
заместителю прокурора Смоленской области старшему советнику юстиции Погореловой И.А. объявить строгий выговор.
Предупредить Ковалева А.П. и Погорелову И.А. о том что, если они в ближайшее время не примут исчерпывающих мер к исправлению положения дел, изменению стиля работы и повышению действенности прокурорского надзора, к ним будут применены более строгие меры воздействия вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
Вопрос об ответственности прокурора области Заболоцкого В.В. в связи с его болезнью будет решен после выздоровления.
2. Руководству, коллегии прокуратуры Смоленской области повысить свою организующую роль в деятельности аппарата и прокуратур районов и действенность прокурорского надзора, принять дополнительные меры по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью, усилить координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, ужесточить спрос с подчиненных за исполнение приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, а также собственных организационно-распорядительных решений.
Решить вопрос о соответствии занимаемой должности старшего помощника прокурора области по организационным вопросам и контролю исполнения Гурзенковой Г.Г.
Рассмотреть в аттестационном порядке вопрос о соответствии занимаемым должностям прокуроров Вяземского (Кухтенков А.Д.) и Промышленного (Полещук Е.К.) районов и при необходимости направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации соответствующие представления.
Вопрос об ответственности прокурора Краснинского района Левусенкова В.Г. не ставится в связи с представлением документов об увольнении его из органов прокуратуры.
О выполнении настоящего приказа и результатах принятых мер по устранению недостатков представить докладную записку к 20 июля 2000 года.
3. Главному следственному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Коротков А.П.) по итогам работы прокуратуры Смоленской области в первом полугодии 2000 года проанализировать выполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 09.08.96 N 48, от 18.06.97 N 31, а также от 10.01.99 N 3 по вопросам состояния надзора за законностью возбуждения и прекращения уголовных дел, разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, исполнения законов о неотвратимости наказания за совершенные преступления, а также обоснованности задержания граждан в порядке ст. 122 УПК РСФСР.
4. Управлению по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Анкудинов О.Т.) по итогам работы прокуратуры Смоленской области в первом полугодии 2000 года проконтролировать устранение нарушений требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 24.11.98 N 82 об обязательном поддержании государственного обвинения по делам о преступлениях несовершеннолетних, тяжких и особо тяжких преступлениях.
5. Управлению по надзору за исполнением налогового законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Широков Е.Л.) обеспечить действенный контроль за исполнением в Смоленской области законодательства о предотвращении незаконного оборота спирта и алкогольной продукции и исполнением контролирующими органами области своих функций в этой сфере.
6. Управлению организации работы, статистики и делопроизводства Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Мыцыков А.Я.) провести в 1 квартале 2001 года проверки организации работы прокуратуры Смоленской области и фактического устранения вскрытых недостатков.
7. Управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Полякова В.Л.) в первом квартале 2000 года решить вопрос о переподготовке прокуроров районов и работников аппарата прокуратуры Смоленской области в институтах повышения квалификации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оказать практическую помощь в организации обучения прокурорско-следственных кадров в Смоленской области.
8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным, транспортным и иным специализированным прокурорам сделать практические выводы из настоящего приказа, обеспечить действенный надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, защиту граждан от преступных посягательств.
9. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным, транспортным и иным специализированным прокурорам.
И.о. Генерального прокурора |
В.В. Устинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 февраля 2000 г. N 102-к "О результатах комплексной проверки организации работы прокуратуры Смоленской области по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью, исполнению приказов Генерального прокурора Российской Федерации по основным направлениям деятельности"
Текст приказа официально опубликован не был