город Омск |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А46-19348/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.
судей Аристовой Е.В., Веревкина А.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Миковой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6971/2019) Эссен Лидии Львовны на решение Арбитражного суда Омской области от 25 апреля 2019 года по делу N А46-19348/2018 (судья Н.А. Лебедева), по иску Эссен Лидии Львовны, Черкасовой Светланы Федоровны, Мишарина Максима Васильевича к ассоциации "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих" (ИНН 5406240676, ОГРН 1025402478980) о признании решения от 04.05.2018 незаконным в части,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Тараненко Вячеслава Викторовича, Витковского Евгения Федоровича, Петрова Александра Васильевича, Целуева Арсения Александровича, Сибиченко Сергея Сергеевича, Фирюлина Леонида Александровича, Стрекалова Александра Викторовича,
при участии в судебном заседании:
Эссен Лидии Львовны лично (паспорт);
от Черкасовой Светланы Федоровны - представитель Эссен Л.Л. (доверенность N 24 АА 3184168 от 28.03.2019 сроком действия на три года);
от ассоциации "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих" - представитель Самсонова Е.В., представитель Панина О.В. (доверенность N 253 от 09.01.2019 без указания срока действия);
от Тараненко Вячеслава Викторовича - представитель Мельников Ю.В. (доверенность от 10.12.2018 без указания срока действия).
установил:
Эссен Лидия Львовна, Черкасова Светлана Федоровна, Мишарин Максим Васильевич обратились в Арбитражный суд Омской области с иском к ассоциации "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих" (далее - Ассоциация "УрСО АУ") о признании недействительным решения Совета ассоциации "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих" от 04.05.2018 по пятому вопросу повестки дня в части:
- об уплате дополнительного взноса в компенсационный фонд, подлежащего перечислению на расчетный счет N 40703810301800000023, открытый в Новосибирском филиале ПАО Банка "ФК Открытие" г. Новосибирск, кор. счет 30101810550040000839, БИК 045004839, предназначенный для внесения дополнительных взносов;
- о размере дополнительного взноса в компенсационный фонд в сумме 139 000 руб.
- об освобождении членов от уплаты дополнительного взноса в компенсационный фонд.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.04.2019 по делу А46-19348/2018 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Эссен Лидия Львовна обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано следующее:
- при вынесении решения судом первой инстанции нарушено единообразие судебной практики в связи с тем, что принятый судебный акт создает конкуренцию со вступившими в силу судебными актами, вынесенными по тем же фактическим обстоятельствам;
- вывод суда о том, что полномочия общего собрания в части принятия каких либо решений относительно размера, способа, порядка уплаты членских взносов могут быть переданы Совету Ассоциации, не основан на законе;
- дополнительный взнос, установленный оспариваемым решением Совета Ассоциации, не соответствует признакам дополнительного взноса в компенсационный фонд ассоциации;
- решение Общего собрания Ассоциации от 26.04.2017 ничтожно и не имеет юридической силы, следовательно, не свидетельствует о законности решения Совета Ассоциации;
- принятие противоречащих закону решений собраний в интересах лица, действующего на основании доверенностей, с превышением полномочий, является неправомерным действием, посягающим на интересы доверителей, не дававших указаний доверенному лицу на принятие незаконных решений.
От истца поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых также указано, что суд неправомерно отказал в принятии к рассмотрению уточнений к исковым требованиям, необоснованно отказал в отложении судебного разбирательства по ходатайству истцов, тем самым нарушив их право на участие в судебном заседании. Установленный оспариваемым решением размер взноса определен неправильно; действия Совета ассоциации по освобождению от уплаты дополнительного взноса не соответствуют закону, повлекли необоснованное уменьшение размера компенсационного фонда, что нарушает права членов Ассоциации.
В отзыве на апелляционную жалобу Ассоциация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции Эссен Л.Л. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель Ассоциации высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу. Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о судебном разбирательстве в суде апелляционный инстанции, в том числе, публично, путем размещения информации на сайте суда в сети Интернет (статья 121 АПК РФ).
В судебном заседании истец сделал заявление о вынесении частного определения, в котором следует обратить внимание высшего органа управления ассоциации - общего собрания, на противоречие закону пункта 2.5. "Положения о размерах и порядке уплаты взносов в ассоциацию" и необходимость приведения Положения в соответствие с законом.
В соответствии со статьей 188.1 АПК РФ при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.
При этом, по смыслу приведенной нормы Кодекса, вынесение частных определений в целях устранения нарушения законодательства Российской Федерации является правом суда, что не предполагает рассмотрение соответствующего вопроса по заявлению стороны в споре.
При рассмотрении настоящего дела суд оснований для вынесения частного определения не установил.
Рассмотрев материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Ассоциация "УрСО АУ" является саморегулируемой организацией (далее -СРО), объединяющей субъектов профессиональной деятельности определенного вида, целью деятельности которых являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Уставом Ассоциации предусмотрена обязанность ее членов своевременно вносить (уплачивать) членские взносы, предусмотренные уставом и внутренними документами ассоциации "УрСО АУ".
Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 391-ФЗ) внесены изменения, в соответствии с которым минимальный размер компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих с 01.01.2019 должен составлять пятьдесят миллионов рублей.
Решением общего собрания Ассоциации (протокол от 26.04.2017) утверждено Положение о приведении минимального размера компенсационного фонда ассоциации "УрСО АУ" в соответствии с требованиями Закона N 391-ФЗ.
Советом Ассоциации принято решение привести размер компенсационного фонда Ассоциации в соответствие с требованиями Закона N 391-ФЗ и осуществить пополнение компенсационного фонда Ассоциации.
Утвержден дополнительный взнос для каждого члена в размере 139 000 руб., подлежащий зачислению на расчетный счет, предназначенный для внесения членами Ассоциации дополнительных взносов в соответствии с данным решением, который должен быть внесен не позднее 01.09.2018 (пункты 1, 2.4, 2.5 по пятому вопросу повестки дня протокола N 203 от 04.05.2018).
В соответствии с пунктом 8.16 Устава Ассоциации постоянно действующим коллегиальным органом управления ассоциации "УрСО АУ" является Совет Ассоциации.
Согласно протоколу заседания Совета ассоциации "УрСО АУ" от 04.05.2018 принято решение:
Привести размер компенсационного фонда Ассоциации в соответствие с требованиями Закона N 391-ФЗ и осуществить пополнение компенсационного фонда ассоциации "УрСО АУ".
Утвердить дополнительный взнос, подлежащий уплате в следующем порядке, сроки и условиях:
- на дату принятия настоящего решения размер компенсационного фонда ассоциации "УрСО АУ" составляет 26 001 056 руб. 06 коп.
- на момент принятия настоящего решения в членстве Ассоциации состоит 173 арбитражных управляющих.
- на основании пункта 5 Положения о приведении минимального размера компенсационного фонда ассоциации "УрСО АУ" в соответствие с требованиями Закона N 391-ФЗ, произвести следующий расчет: 50 000 000 - 26 001 056,06 = 23 998 943,94/173 = 138 722,22 руб.
- в соответствии с пунктом 2.6 Положения о размерах и порядке уплаты взносов в ассоциации "УрСО АУ" размер дополнительного взноса для каждого члена Ассоциации установить в размере 139 000 руб.
- дополнительный взнос должен быть внесен в срок не позднее 01.09.2018.
- дополнительный взнос подлежит зачислению на расчетный счет N 40703810301800000023, открытый в Новосибирском филиале ПАО Банка "ФК Открытие", г. Новосибирск, кор. счет 30101810550040000839, БИК 045004839 предназначенный для внесения членами Ассоциации дополнительных взносов в соответствии с настоящим решением.
- не позднее 15.12.2018 денежные средства, размещенные на расчетном счете, предназначенном для внесения членами ассоциации "УрСО АУ" дополнительных взносов в соответствии с настоящим решением, подлежат перечислению на специальный расчетный счет Ассоциации, предназначенный для формирования компенсационного фонда, если иное не предусмотрено настоящим решением.
- с момента перечисления денежных средств, размещенных на расчетном счете, предназначенном для внесения членами ассоциации "УрСО АУ" дополнительных взносов в соответствии с настоящим решением, на специальный расчетный счет, предназначенный для формирования компенсационного фонда, все дополнительные взносы считаются взносами в компенсационный фонд Ассоциации и возврату членам ассоциации "УрСО АУ" не подлежат.
- до момента перечисления денежных средств, размещенных на расчетном счете, предназначенном для внесения членами ассоциации "УрСО АУ" дополнительных взносов в соответствии с настоящим решением, на специальный расчетный счет, предназначенный для формирования компенсационного фонда, все дополнительные взносы могут быть возвращены членам ассоциации "УрСО АУ" по решению Совета Ассоциации,
- до 30.11.2018 Советом ассоциации "УрСО АУ" может быть принято решение о порядке, сроках и условиях возврата дополнительных взносов членам Ассоциации их уплатившим, если к указанному сроку будет очевидно, что по результатам переговоров, указанных в пункте 6 настоящего решения, компенсационный фонд ассоциации "УрСО АУ" будет приведен в соответствии с требованиями Закона N 391-ФЗ.
- внесение дополнительных взносов в соответствии с настоящим решением является обязательным для всех арбитражных управляющих, являющихся членами ассоциации "УрСО АУ" на дату принятия настоящего решения.
- объявить акцию "Приведи друга" со следующими условиями. Члены Ассоциации вправе дать рекомендацию о приеме в члены ассоциации "УрСО АУ" предлагаемого кандидата.
- в случае приема кандидата по рекомендации члена ассоциации "УрСО АУ", такой член Ассоциации освобождается от уплаты дополнительного взноса, указанного в пункте 2 настоящего решения.
- сроки акции: с 04.05.2018 до 01.09.2018.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) предусмотрено, что СРО признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Статьей 2 Закона N 315-ФЗ определено, что СРО арбитражных управляющих является некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона N 315-ФЗ одним из источников формирования имущества СРО являются регулярные и единовременные поступления от членов СРО (вступительные, членские и целевые взносы). Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В силу части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражные управляющие обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, соответствующего требованиям настоящего Закона. Компенсационным фондом СРО арбитражных управляющих является обособленное имущество, принадлежащее СРО на праве собственности.
Он формируется за счет членских взносов членов СРО, перечисляемых только в денежной форме в размере не менее чем 200 000 руб. на каждого ее члена. Минимальный размер компенсационного фонда составляет пятьдесят миллионов рублей.
Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд СРО (часть 2 статьи 25.1 Закона N 127-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 7-ФЗ и пункту 1 части 1 статьи 12 Закона N 315-ФЗ одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей, членов (вступительные, членские и целевые взносы).
Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов СРО определяется внутренними документами СРО, утвержденными общим собранием членов СРО, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации (часть 3 статьи 12 Закона N 315-ФЗ).
В соответствии с абзацем 12 части 2 статьи 22 Закона N 127-ФЗ СРО арбитражных управляющих обязана обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.
Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов ассоциации "УрСО АУ", а также их размер определены Уставом Ассоциации, Положениями о размерах и порядке уплаты взносов в ассоциацию "УрСО АУ" и о приведении минимального размера компенсационного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В силу пункта 5.4 Устава ассоциации "УрСО АУ" под членскими взносами понимается: взносы в компенсационный фонд; вступительные взносы; ежеквартальные взносы; ежемесячные взносы; обеспечительные взносы; целевые взносы; иные взносы.
Согласно пункту 5.8 Устава, пункту 2.1 Положения о размерах и порядке уплаты взносов компенсационным фондом Ассоциации является обособленное имущество, принадлежащее Ассоциации на праве собственности.
Не допускается освобождение члена Ассоциации от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд Ассоциации.
В соответствии с пунктом 2.2 названного Положения взносы в компенсационный фонд подлежат внесению на специальный расчетный счет ассоциации "УрСО АУ".
Аналогичное правило для перечисления дополнительного взноса в компенсационный фонд закреплено в пункте 6 Положения о приведении минимального размера компенсационного фонда ассоциации "УрСО АУ".
Законом N 391-ФЗ изменен минимальный размер компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, внесены соответствующие изменения в часть 2 статьи 25.1 Закона N 127-ФЗ, которые вступают в силу с 01.01.2019 (часть 5.1 статьи 23 Закона N 391-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Советом Ассоциации установлен дополнительный взнос для каждого члена в размере 139 000 руб., который должен быть внесен не позднее 01.09.2018 (пункты 2.4, 2.5 выписки из протокола N 203 от 04.05.2018).
В части доводов о том, что дополнительный взнос в размере 139 000 руб., установленный решением Совета Ассоциации, оформленным протоколом N 203 от 04.05.2018, не соответствует признакам дополнительного взноса в компенсационный фонд ассоциации "УрСО АУ", суд апелляционной инстанции отмечает следующее. Буквальное значение изложенного в оспариваемом решении порядка внесения взноса, предусматривающего, в том числе, возможность его возврата, природу установленного решением взноса не отменяет.
Как указано выше, данное решение было принято в связи с изменением законодательства и с целью приведения размера компенсационного фонда в соответствии с требованиями закона. При этом лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на момент принятия решения Советом ассоциации принятый порядок был обусловлен возможностью реализации иного способа соблюдения требований законодательства в части размера компенсационного фонда, а именно, путем слияния в другой ассоциацией.
Поэтому, исходя из существа принятого решения, его положения в целом позволяют сделать вывод о том, что оно принято именно в целях формирования компенсационного фонда и доведения его размера в соответствии с установленными требованиями закона.
Оспариваемое решение принято в соответствии с утверждённым Положением, утверждённым решением общего собрания членом ассоциации от 26.04.2017.
Доводам истца о несоответствии оспариваемого решения требованиям закона судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
На основании пункта 1.1 части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
В силу части 2 статьи 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Пунктом 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Доводы о неверном расчете общей суммы и размера дополнительного взноса для каждого из членов СРО Ассоциация "УрСО АУ", не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Как следует из оспариваемого решения Совета Ассоциации на 04.05.2018, размер компенсационного фонда ассоциации "УрСО АУ" составлял 26 001 056 руб. 06 коп., что подтверждается отчетом по состоянию на 30.04.2018 управляющей компании, осуществляющей в соответствии с частями 14-20 статьи 25.1 Закона N 127-ФЗ размещение средств компенсационного фонда Ассоциации в целях их сохранения и прироста, их инвестирование на основании договора доверительного управления средствами компенсационного фонда СРО.
Разница между размером компенсационного фонда в соответствии с измененными требованиями Закона N 127-ФЗ и размером компенсационного фонда, существовавшим на момент принятия оспариваемого решения Совета Ассоциации от 04.05.2018 составляла 23 998 943 руб. 94 коп., численность членов Ассоциации - 173 человека.
При этом сам порядок расчета размера дополнительного взноса в компенсационный фонд (формула расчета) принят общим собранием членов Ассоциации от 26.04.2017 и зафиксирован в Положении "О приведении минимального размера компенсационного фонда Ассоциации в соответствие с требованиями Закона N 391-ФЗ".
Доводы о неправильном определении размера взноса выходят за пределы обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, исходя из предмета заявленного иска, так как не относятся к предусмотренным законом основаниям признания решений недействительными (статьи 181.4, 181.5. ГК РФ). Порядок определения размера взноса в настоящем случае может быть изменен высшим органом управления - собранием членов ассоциации.
Доводы о том, что решение Совета Ассоциации о внесении дополнительного взноса относится к принципам формирования имущества Ассоциации, не входит в компетенцию Совета Ассоциации, и не соответствует действующему законодательству, отклоняются апелляционным судом.
В силу пункта 5.4 Устава ассоциации "УрСО АУ" источниками формирования имущества ответчика являются, в том числе, регулярные и единовременные поступления от членов Ассоциации.
Для целей Устава и внутренних документов Ассоциации под членскими взносами понимаются, в том числе, взносы в компенсационный фонд - обязательные взносы, вносимые членами Ассоциации в целях формирования компенсационного фонда.
Под формированием компенсационного фонда, в свою очередь, понимается: внесение взносов в компенсационный фонд при вступлении в члены Ассоциации, в размере, определенном в порядке, установленном действующим законодательством, настоящим Уставом и внутренними документами Ассоциации; пополнение компенсационного фонда в случае осуществления компенсационной выплаты; пополнение компенсационного фонда в соответствии с действующим законодательством и/или решениями органов управления Ассоциации о необходимости увеличения размера компенсационного фонда.
Таким образом, Устав Ассоциации "УрСО АУ" предусматривает такой источник формирования имущества как пополнение компенсационного фонда в соответствии с действующим законодательством и/или решениями органов управления Ассоциации о необходимости увеличения компенсационного фонда.
Как указано выше, общим собранием членов Ассоциации 26.04.2017 принято Положение "О приведении минимального размера компенсационного фонда Ассоциации в соответствие с требованиями Закона N 391-ФЗ".
Пунктами 5 и 7 указанного Положения от 26.04.2017 установлен порядок определения размера и способа уплаты дополнительного взноса, а также окончание срока внесения дополнительного взноса в компенсационный фонд; обязанность по определению конкретного размера дополнительного взноса, порядка, сроков, условий внесения возложена на Совет Ассоциации.
В соответствии с пунктом 8 Положения окончание срока внесения дополнительного взноса членами ассоциации "УрСО АУ" в компенсационный фонд не может быть определено позднее 01.09.2018.
Во исполнение решения от 26.04.2017 общего собрания членов Ассоциации, Советом Ассоциации 04.05.2018 принято оспариваемое решение о приведении минимального размера компенсационного фонда Ассоциации "УрСО АУ" в соответствии с требованиями Закона N 391-ФЗ от 29.12.2015 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Таким образом, порядок определения размера и способ уплаты дополнительного взноса в компенсационный фонд, установлен общим собранием членов Ассоциации в Положении от 26.04.2017, пунктом 7 которого Общее собрание членов Ассоциации возложило на Совет Ассоциации принятие решения о конкретном размере, порядке, сроках и условиях внесения дополнительного взноса.
Принятие решения о размере, порядке, сроках и условиях внесения дополнительного взноса по принятому высшим органом управления Ассоциации порядку расчета не относится к исключительной компетенции общего собрания членов Ассоциации, и возложение соответствующей обязанности на коллегиальный орган управления Ассоциации не противоречит требованиям действующего законодательства и внутренним документам ассоциации "УрСО АУ".
При этом полномочие Совета Ассоциации устанавливать размер взносов, порядка, сроков и условий их внесения в компенсационный фонд предусмотрено подпунктом "м" пункта 8.20 Устава Ассоциации.
Ссылка подателя жалобы на ничтожность решения Общего собрания от 26.04.2017 не принимается судом апелляционной инстанции во внимание в силу того, что истцами не доказаны обстоятельства, позволяющие признать данное решение ничтожной сделкой в соответствии со статьей 181.5 ГК РФ.
На основании пункта 103 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Таким образом, вступление в ассоциацию нового члена предполагает его определение как часть гражданско-правового сообщества, которое не соответствует признакам неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного применительно к обстоятельствам настоящего спора и результатам его рассмотрения по существу, суд апелляционной инстанции исходит из того, что ссылки истца на возможность возврата дополнительного взноса, а также возможность освобождения от обязанности уплаты дополнительного взноса, на распространение обязанности по уплате членского взноса на всех членов Ассоциации, состоящих в ней на дату принятия решения 04.05.2018, наличие конфликта интересов при принятии оспариваемого решения, нарушения порядка голосования на общем собрании членов Ассоциации от 26.04.2017, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Как указано выше, возможность возврата взноса была обусловлена нереализованной на момент принятия решения возможностью слияния с другой ассоциацией.
Ответчик указывает, что принятие решения об освобождении от уплаты не может считаться нарушающим права членов ассоциации в силу того, что данное условие не влияет на размер взноса, так как введение в состав нового члена компенсирует пополнение фонда за счет взноса нового участника.
Оспариваемое решение в части возможного освобождения от уплаты взноса или возложение обязанности по его уплате на лиц, которые после 01.01.2019 уже не являлись членами ассоциации, подлежит применению с учетом императивных норм законодательства.
Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется лицом, участвующим в деле, и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса (статья 4 АПК РФ).
Оспариваемое решение принято в целях приведения размера компенсационного фонда ассоциации в соответствии с требованиями действующего законодательства и сохранения статуса саморегулируемой организации.
Поэтому пополнение фонда за счет средств членов ассоциации являлось обязанностью членов ассоциации в соответствии с требованиями закона.
При этом заявителем не доказано, что иная форма принятия оспариваемого решения повлекла бы для истца иные последствия, не связанные с уплатой взноса.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела суд апелляционный инстанции не установил.
Как следует из материалов дела, суд отказал в принятии к рассмотрению требования об обязании Совета Ассоциации произвести перерасчет размера дополнительного взноса с учетом всех активов (л.д. 4 т.3), поскольку данное требование применительно к положениям статьи 49 АПК РФ суд квалифицировал как новое самостоятельное требование.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Арбитражного суда Омской области от 25 апреля 2019 является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку.
Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, статьями 270, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 25 апреля 2019 года по делу N А46-19348/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19348/2018
Истец: Арбитражные управляющие, члены Ассоциации "Урало-сибирское объединение арбитражных управляющих" Мишарин Максим Васильевич, Арбитражные управляющие, члены Ассоциации "Урало-сибирское объединение арбитражных управляющих" Черкасова Светлана Федоровна, Арбитражные управляющие, члены Ассоциации "Урало-сибирское объединение арбитражных управляющих" Эссен Лидия Львовна, Арбитражный управляющий АССОЦИАЦИИ "УРАЛО-СИБИРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ" Мишарин Максим Васильевич, Арбитражный управляющий АССОЦИАЦИИ "УРАЛО-СИБИРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ" Черкасова Светлана Федеровна, Арбитражный управляющий АССОЦИАЦИИ "УРАЛО-СИБИРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ" ЭССЕН ЛИДИЯ ЛЬВОВНА, Мишарин М.В.
Ответчик: АССОЦИАЦИЯ "УРАЛО-СИБИРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ"
Третье лицо: Витковский Евгений Федорович, Петров Александр Васильевич, Сибиченко Сергей Сергеевич, Стрекалов Алекнсандр Викторович, Тараненко Вячеслав Викторович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области, Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Фирюлин Леонид Александрович, Целуев Арсений Александрович
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3914/2022
06.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4513/19
12.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15155/20
22.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4474/20
06.11.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4513/19
29.07.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6971/19
25.04.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-19348/18
29.11.2018 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-19348/18