г. Пермь |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А50-6123/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харисовой А.И.,
при участии:
от заявителя: Лазаревский Е.Л., паспорт, доверенность от 02.08.2021, диплом;
от заинтересованного лица, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края: Кудинова Е.В., удостоверение, доверенность от 23.03.2023, диплом;
от заинтересованного лица, Правительства Пермского края: Кудинова Е.В., удостоверение, доверенность от 05.02.2024, диплом;
от третьего лица, Краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края", Манаков Я.Ю., паспорт, доверенность от 29.12.2023, диплом;
от третьего лица, Министерства транспорта Пермского края, Карпов А.С., паспорт, доверенность от 18.10.2023,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Вольнова Сергея Николаевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 декабря 2023 года
по делу N А50-6123/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Вольнова Сергея Николаевича (ОГРНИП 313590203700020, ИНН 590606457491)
к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192), Правительству Пермского края в лице Администрации Губернатора Пермского края (ОГРН 1055900364156, ИНН 5902293202),
третьи лица: Министерство транспорта Пермского края (ОГРН 1035900070678, ИНН 5902291090), краевое государственное бюджетное учреждение "Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края (ОГРН 1035900096462, ИНН 5902192934),
о признании приказа недействительным, обязании подготовить акт и принять постановление,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Вольнов Сергей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - Министерство), Правительству Пермского края в лице Администрации Губернатора Пермского края (далее - Правительство) (далее - заинтересованные лица) с требованиями о признании недействительным приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 22.12.2022 N 31-02-1-4-2482 об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, обязании Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края подготовить проект акта о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:18:3580101:1701, 59:18:3580101:1702, 59:18:3580101:1703 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в форме Постановления Правительства Пермского края с приложением пояснительной записки и направить его в Правительство Пермского края, возложении на Правительство Пермского края в лице Администрации Губернатора Пермского края обязанности принять постановление о переводе земельных участков из одной категории в другую, путем совершения действий по его подписанию, регистрации и опубликованию в установленном порядке, выдаче заявителю и направлению в орган кадастрового учета.
К участию в деле в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство транспорта Пермского края, краевое государственное бюджетное учреждение "Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края" (статьи 51, 200 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.11.2023 предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что перевод спорных земельных участков противоречит Схеме территориального планирования Пермского края, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 N 780-п, согласно которой земельные участки расположены в придорожной полосе автомобильной дороги, планируемой к реконструкции. Также суд указал на отсутствие согласия владельца автомобильной дороги. Вместе с тем, в чем заключается указанное противоречие, суд не указал. Напротив, размещение региональной автомобильной дороги на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует категории земель и виду разрешенного использования земельного участка. Кроме того, из предоставленного фрагмента карты планируемого размещения автодороги не следует, что автомобильная дорога проходит по земельным участкам предпринимателя; из письма Министерства транспорта Пермского края следует, что мероприятия по реконструкции автомобильной дороги запланированы вблизи спорных земельных участков. Отмечает, что документы, предоставленные в обоснование планируемой реконструкции автомобильной дороги, относятся к 2009-2012 годам, что не позволяет их принять в качестве относимых и допустимых доказательств, в связи с определенным сроком их действия. Срок действия акта выбора земельного участка, установленный ранее действующими положениями части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавший в течение 3-х лет, истек. Решение об изъятии спорных земельных участков у заявителя не принято. Считает, что применение предоставленной проектной документации для реконструкции автомобильной дороги в настоящее время невозможно в связи с ее несоответствием СНиП 1.02.01-85. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (утв. Постановлением Госстроя СССР от 23.12.1985 N 253), Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, Приказу Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капительного строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации. Необходимость актуализации проектно-сметной документации и ее повторной государственной экспертизы подтверждена в судебном заседании 24.11.2023 представителем краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края" (далее - КГБУ "УАДиТ"). Полагает, что факт нахождения земельных участков в придорожной полосе автомобильной дороги, отсутствие согласия владельца автомобильной дороги не имеет значения для рассмотрения заявленных требований. Оспариваемый приказ Министерства содержит ссылку на письмо Министерства транспорта Пермского края от 07.11.2022 N 44-01-10 исх-829, в котором изложены возражения против перевода спорных земельных участков из одной категории в другую с указанием на Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). Однако, ни письмо, на оспариваемый приказ, не содержат указания какая норма Закона N 257-ФЗ в сочетании с пунктом 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) запрещает перевод земельных участков из одной категории в другую. Нахождение земельных участков в придорожной полосе автомобильной дороги либо в зоне реконструкции автомобильной дороги не относится к установленным законам основаниям для отказа в переводе земель. Отсутствие согласия владельца автомобильной дороги на перевод земельных участков из одной категории в другую не является основанием для отказа в переводе. В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона N 257-ФЗ наличие согласия владельца автомобильной дороги необходимо исключительно для строительства, реконструкции в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства и т.п. Также заявитель апелляционной жалобы отмечает, что суд первой инстанции не установил, какая часть земельных участков предпринимателя находится в придорожной полосе автомобильной дороги. Характеристики земельных участков, содержащиеся в Публичной кадастровой карте и выписках из ЕГРН, не содержат сведений о расположении в зоне с особыми условиями использования территории. Согласно Генеральному плану Добрянского городского округа Пермского края спорные земельные участки расположены в функциональной зоне транспортной инфраструктуры. Согласно Правилам землепользования и застройки Добрянского городского округа Пермского края, утвержденным Постановлением Администрации Добрянского городского округа от 20.09.2021 N 1878 (далее - ПЗЗ), земельные участки расположены в зоне транспортной инфраструктуры (Тл), к основным видам разрешенного использования которой относится - объекты придорожного сервиса (4.9.1). Испрашиваемое целевое назначение земельных участков (объекты придорожного сервиса) полностью соответствует утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории. Также заявитель апелляционной жалобы приводит доводы о том, что суд не дал оценки нарушения оспариваемым приказом законных прав и интересов предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности. Указывает, что полномочия по принятию решения о переводе земельных участков из одной категории в другую, в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по переводу земельных участков из одной категории в другую, утвержденным Приказом агентства по управлению имуществом Пермского края от 13.04.2012 N СЭД-31-02-374, возложены на Министерство и Правительство Пермского края.
До начала судебного заседания Министерство транспорта Пермского края предоставило отзыв на апелляционную жалобу.
Предпринимателем предоставлены возражения на отзыв Министерства транспорта Пермского края.
Возражения на апелляционную жалобу предпринимателя от Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края поступили в судебном заседании суда апелляционной инстанции, приобщены к материалам дела в отсутствие возражений сторон.
В судебном заседании заявитель на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представители Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Министерства транспорта Пермского края, КГБУ "УАДиТ" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 59:18:3580101:1701, 59:18:3580101:1702, 59:18:3580101:1703, расположенные по адресу: Пермский край, г.о. Добрянский, г.Добрянка, СПК "Уральская Нива", урочище "Верхняя Полазна", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выписками из ЕГРН.
29.10.2022 заявитель обратился с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:18:3580101:1701, 59:18:3580101:1702, 59:18:3580101:1703 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, для размещения объектов придорожного сервиса (код 4.9.1), ввиду невозможности и нерациональности использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
22.12.2022 приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края N 31-02-1-4-2482 в переводе земельных участков из одной категории в другую отказано со ссылкой на пункт 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ и заключение Министерства транспорта Пермского края от 07.11.2022 N 44-01-10исх-829.
Полагая, что отказ в переводе участков в иную категорию не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзывов на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух условий: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, ИП Вольнов С.Н. исходил из того, что категория земель и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:18:3580101:1701, 59:18:3580101:1702, 59:18:3580101:1703 для сельскохозяйственного производства не позволяют их использовать по назначению в связи с невозможностью и нерациональностью, указав, что перевод земельных участков из одной категории в другую предусмотрен документами территориального планирования, а именно Генеральным планом Добрянского городского округа Пермского края, утвержденным решением Думы Добрянского городского округа от 26.08.2001 N 471, а также Правилами землепользования и застройки Добрянского городского округа Пермского края, утвержденными Постановлением администрации Добрянского городского округа от 20.09.2021 N 1878.
В соответствии со статьей 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:18:3580101:1701, 59:18:3580101:1702, 59:18:3580101:1703 относятся к землям сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 42 ЗК РФ содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Законом N 172-ФЗ.
Статьей 2 Закона N 172-ФЗ установлено, что для перевода земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Как следует из пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Статьей 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье.
Согласно части 2 названной статьи, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7, 8 части 1 данной статьи.
Из положений пункта 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ следует, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (п. 8 данной статьи).
Частью 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ определено, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения на территории Пермского края принято Постановление Правительства Пермского края от 29.09.2008 N 464-п "Об утверждении формы ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации и состава документов, прилагаемых к ходатайству" (далее - Постановление N 464-п).
В составе документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельных участков, содержится перечень документов, которые направляются непосредственно заинтересованным лицом вместе с ходатайством, а также документы, которые запрашиваются в органах и подведомственных государственным органам организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
К числу документов запрашиваемых в органах и подведомственных организациях, относится Заключение Министерства транспорта Пермского края с обоснованием выводов в пределах своей компетенции об отсутствии (наличии) в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую либо запрета на такой перевод (пункт 16 Постановления N 464-п).
Отказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:18:3580101:1701, 59:18:3580101:1702, 59:18:3580101:1703 из одной категории в другую содержит ссылку на письмо Министерства транспорта Пермского края от 07.11.2022 N 44-01-10исх-829.
Согласно письму Министерства транспорта Пермского края от 07.11.2022 N 44-01-10исх-829 спорные земельные участки расположены в придорожной полосе автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Пермского края "Пермь-Березники" (далее - автодорога), находящейся в собственности Пермского края и предоставленной на праве оперативного управления КГБУ "УАДиТ". Схемой территориального планирования Пермского края, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 N 780-п (ред. от 31.08.2022) (далее - СТП ПК) запланировано мероприятие по реконструкции автодороги, в том числе вблизи земельных участков. Министерство транспорта Пермского края выражает несогласие с переводом земельных участков из одной категории в другую.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2016 N 449-п, содержит автомобильную дорогу "Пермь-Березники", факт предоставления дороги в оперативное управление КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края" подтвержден сведениями из ЕГРН. Придорожная полоса автомобильной дороги установлена приказом Министерства транспорта Пермского края от 15.07.2022 N 44-01-02-530.
Согласно представленным в материалы дела схемам размещения, земельные участки заявителя находятся в придорожной полосе указанной выше автомобильной дороги, прилегают к участку автодороги на км 41-42.
Согласно Схеме территориального планирования Пермского края, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 N 780-п, в области развития автомобильного транспорта регионального и межмуниципального значения предусмотрено мероприятие по реконструкции автомобильной дороги Пермь-Березники (исключая участок км 25+780 - км 37+024), протяженность оценочно - 122 км. II, III категории, срок реализации - 2025 год (расчетный период) (п.1.1.15).
В целях реализации мероприятий по реконструкции разработана и утверждена Проектная документация ИС-018-2009 объекта "Строительство автомобильной дороги "Пермь-Березники, участок км 37+024 - км 41+350 в Добрянском районе Пермского края", получено положительное заключение государственной экспертизы от 02.05.2012. Согласно имеющихся в проектной документации схем расположения земельных участков, чертежей и планов, земельный участок с кадастровым номером 59:18:3580101:65, из которого образованы спорные участки заявителя, находится в границах отвода для строительства автомобильной дороги.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из несоответствия испрашиваемой предпринимателем категории земельных участков СТП ПК, согласно которой в пределах спорных земельных участков не предусмотрена испрашиваемая заявителем категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; из того, что спорные участки находятся в придорожной полосе автомобильной дороги, планируемой к реконструкции, в границах отвода для строительства; отсутствия согласия владельца автомобильной дороги.
С данными выводами суд апелляционной инстанции не может согласиться в силу следующего.
Согласно положениям статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
В силу части 2 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования Российской Федерации; 2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; 3) документы территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с частью 3.3 ГрК РФ документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения.
Содержание документов территориального планирования субъекта Российской Федерации приведено в статье 14 ГрК РФ.
Положениями статьи 14 ГрК РФ в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации не предусмотрено определение категорий земель и функциональное зонирование земельных участков.
Согласно статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов; 4) генеральные планы муниципальных округов.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ГРК РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, такого муниципального округа или такого городского округа.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2-4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Исходя из вышеприведенных положений закона в области градостроительной деятельности, СТП ПК не устанавливает функциональные зоны и не содержит информации о функциональных зонах в отношении земельных участков, назначение функциональных зон и определение их границ относится к полномочиям муниципальных образований (городских округов).
При рассмотрении межведомственного запроса по ходатайству предпринимателя Администрацией Добрянского городского округа предоставлен ответ от 03.11.2022 N 265-01-01-17-2487 согласно которому, в соответствии с Генеральным планом Добрянского городского округа, утвержденным решением Думы Добрянского городского округа от 26.08.2021 N 471, рассматриваемые земельные участки расположены в функциональной зоне транспортной инфраструктуры; испрашиваемое целевое назначение земельных участков "для размещения объектов придорожного сервиса" соответствует генеральному плану Добрянского городского округа. К ответу приложен фрагмент карты функциональных зон Добрянского городского округа Пермского края.
Согласно предоставленному в материалы дела фрагменту карты градостроительного зонирования территории Добрянского городского округа Пермского края, ПЗЗ, утвержденным постановлением администрации Добрянского городского округа от 20.09.2021 N 1878 (в ред. от 12.09.2022, от 20.02.2023, от 17.04.2023) рассматриваемые земельные участки с кадастровыми номерами 59:18:3580101:1701, 59:18:3580101:1702, 59:18:3580101:1703 отнесены к территориальной зоне транспортной инфраструктуры (Т), к одному из видов разрешенного использования которой относится размещение объектов дорожного сервиса (4.9.1).
Следовательно, испрашиваемая предпринимателем категория земельных участков СТП ПК по функциональному назначению земельных участков не противоречит; испрашиваемое предпринимателем целевое назначение земельных участков под объекты придорожного сервиса соответствует документам территориального планирования Добрянского городского округа.
В соответствии со статьей 1 N 257-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1); под полосой отвода автомобильной дороги следует понимать земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15); придорожные полосы автомобильной дороги - это территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16).
В части 10 статьи 22, части 8 статьи 26 Закона N 257-ФЗ установлено, что строительство подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет и наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов (часть 3 статьи 22 Закона N 257-ФЗ).
В силу части 8 статьи 26 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Из предоставленного в материалы дела фрагмента карты планируемой к реконструкции автодороги с наложением ее на общедоступные сведения публичной кадастровой карты не следует, что автодорога планируется к размещению с изъятием спорных земельных участков заявителя; из письма Министерства транспорта Пермского края от 07.11.2022 N 44-01-10исх-829, положенного в основание отказа, следует, что реконструкция автодороги запланирована вблизи земельных участков предпринимателя; предоставленная в материалы дела проектная и землеустроительная документация не содержит сведений о координатах размещения автодороги с использованием земельных участков истца; расположение придорожных полос на спорных земельных участках и предполагаемое предпринимателем размещение объектов дорожного сервиса на стадии перевода земельных участков из одной категории в другую не требует получения согласия владельца автомобильной дороги в силу вышеприведенных положений Закона N 257-ФЗ.
Кроме того, из материалов дела следует, что Министерство агропромышленного комплекса Пермского края в письме от 15.12.2022 N 25-03.1-06-389 согласовало перевод спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель специального назначения.
Согласование на изменение категории спорных земельных участков отражено в письмах Министерства промышленности и торговли Пермского края от 18.11.2022 N 03-05-03-827, администрации Добрянского городского округа Пермского края от 03.11.2022 N 265-01-01-17-2487, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 02.11.2022 исх.55-01-16.2-1467, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14.11.2022 N 30-01-16-4822.
Ранее, КГБУ "УАДиТ" в письме от 22.02.2022 N 44-001у-03-01исх-314 дало предпринимателю согласие на проезд к земельному участку с кадастровым номером 59:18:3580101:1703 с существующего примыкания в полосе отвода автомобильной дороги "Пермь-Березники" в целях использования земельного участка по назначению с соблюдением технических требований и условий.
Доказательства расположения на испрашиваемом земельном участке пашни, лесных насаждений в материалах отсутствуют, земельный участок находится в зоне дорожной развязки вблизи региональной (межмуниципальной) автомобильной дороги.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предприниматель вправе требовать перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ, в связи с чем Приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 22.12.2022 N 31-02-1-4- 2482 об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую следует признать незаконным.
Согласно пункту 2.3 Приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края от 13.04.2012 N СЭД-31-02-374 "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель или перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию" (далее - Административный регламент) результатом предоставления указанной государственной услуги являются:
- принятие акта о переводе земельных участков из одной категории в другую в форме приказа Министерства о переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - акт о переводе земельных участков, приказ о переводе земельных участков соответственно) либо акта об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую в форме приказа Министерства об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - акт об отказе в переводе земельных участков, приказ об отказе в переводе);
- отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую и возврат ходатайства в форме письма Министерства (далее - отказ в рассмотрении ходатайства и возврат ходатайства, письмо об отказе в рассмотрении ходатайства и возврат ходатайства соответственно).
В соответствии с пунктом 3.4 Административного регламента акт о переводе земельных участков либо акт об отказе в переводе земельных участков принимаются в форме приказа Министерства.
С учетом вышеприведенных положений Административного регламента, в редакции на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем подготовки и принятия решения (акта, постановления) о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:18:3580101:1701, 59:18:3580101:1702, 59:18:3580101:1703 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Поскольку в соответствии с Административным регламентом полномочия по принятию решения о переводе земельных участков либо об отказе в переводе земельных участков относятся к полномочиям Министерства и принимаются в форме приказа, требования к Правительству Пермского края являются излишне заявленными, в удовлетворении требований к Правительству следует отказать.
Таким образом, решение суда от 21.12.2023 подлежит отмене (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные предпринимателем требования к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края подлежат - удовлетворению.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на Министерство.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 декабря 2023 года по делу N А50-6123/2023 - отменить.
Заявление индивидуального предпринимателя Вольнова Сергея Николаевича (ИНН 590606457491, ОГРНИП 313590203700020) к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ИНН 5902293192, ОГРН 1055900361835) удовлетворить.
Признать незаконным приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 22.12.2022 N 31-02-1-4- 2482 об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Обязать Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Вольнова Сергея Николаевича путем подготовки и принятия решения (приказа, постановления) о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:18:3580101:1701, 59:18:3580101:1702, 59:18:3580101:1703 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Заявление индивидуального предпринимателя Вольнова Сергея Николаевича (ИНН 590606457491, ОГРНИП 313590203700020) к Правительству Пермского края оставить без удовлетворения.
Взыскать с Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ИНН 5902293192, ОГРН 1055900361835) в пользу индивидуального предпринимателя Вольнова Сергея Николаевича (ИНН 590606457491, ОГРНИП 313590203700020) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 150 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6123/2023
Истец: Вольнов Сергей Николаевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, Правительство Пермского края
Третье лицо: Министерство транспорта Пермского края, КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ТРАНСПОРТА" ПЕРМСКОГО КРАЯ