город Омск |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А75-16575/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Кливера Е.П., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7363/2019) общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийское строительное управление" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2019 по делу N А75-16575/2018 (судья Заболотин А.Н.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийское строительное управление" (ОГРН 1138601000867, ИНН 8601049380) к Администрации муниципального образования г. Ханты-Мансийска о взыскании убытков в размере 25 000 000 руб.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Букаринова Андрея Геннадьевича, Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска, Департамента управления финансами Администрации г. Ханты-Мансийска,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийское строительное управление" - Кунавиной Альбины Викторовны (паспорт, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2017 по делу N А75-13761/2016);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийское строительное управление" (далее по тексту - истец, общество, ООО "ХМСУ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципальному образованию город Ханты-Мансийск в лице Администрации города Ханты-Мансийска о взыскании убытков в размере 25 000 000 руб., причиненных обществу в результате издания незаконного приказа от 23.03.2011 N 291 и приказа от 01.04.2010 N 358, в результате чего ООО "ХМСУ" утратило права на земельные участки.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета споры, привлечены Букаринов Андрей Геннадьевич, департамент муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска, департамент управления финансами Администрации города Ханты- Мансийска.
Решением от 23.04.2019 по делу N А75-16575/2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении иска, взыскал с общества в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 148 000 руб.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на подтверждение материалами дела состава убытков. Так факт причинения убытков ООО "ХМСУ" подтверждается утратой Обществом права собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:12:0101024:1303 площадью 3723 кв.м, который в соответствии с выпиской из ЕГРП в настоящее время находится в собственности муниципального образования. Размер убытков в сумме 25 000 000 руб. определен, исходя из стоимости приобретения земельных участков по договору купли-продажи недвижимого имущества N 2-2013/КП от 12.08.2013 и балансовой стоимости земельного участка, право собственности на который признано судом отсутствующим. Причинная связь между понесенными убытками и неправомерными действиями государственного органа выражается в том, что земельный участок, принадлежащий Обществу, был утрачен в результате издания незаконных приказов Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска от 23.03.2011 г. N 291, от 23.09.2011 г. N 1158, а также незаконной постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93.
Администрация в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции письменным отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворения. Как указывает ответчик, между действиями Администрации и прекращением права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 86:12:0101024:1303 отсутствует причинно-следственная связь; Общество не предприняло мер к восстановлению права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 86:12:0101024:42, 86:12:0101024:43, 86:12:0101024:44 и 86:12:0101024:7, постановка которых на кадастровый учет является законной; земельный участок с кадастровым номером 86:12:0101024:1303 не изымался Администрацией, а сформирован как новый земельный участок с кадастровым номером 86:12:0101024:1675 и предоставлен Обществу в аренду по его заявлению.
Администрация и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Представитель Общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Общества, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела 12.08.2013 между Букариновым А.Г. (продавец) и ООО "ХМСУ" (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N 2-2013/КП, по условиям которого продавец передал в собственность покупателя пять земельных участок, а именно:
1) земельный участок 1 - общей площадью 425 кв.м, расположенный по адресу: г. Ханты-Мансийск, пер. Сибирский, 1, кадастровый номер 86:12:0101024:42, стоимостью 780 000 руб.;
2) земельный участок 2 - общей площадью 520 кв.м, расположенный по адресу: г. Ханты- Мансийск, пер. Сибирский, 3, кадастровый номер 86:12:0101024:43, стоимостью 400 000 руб.;
3) земельный участок 3 - общей площадью 594 кв.м, расположенный по адресу: г. Ханты-Мансийск, пер. Сибирский, 5, кадастровый номер 86:12:0101024:44, стоимостью 3 840 000 руб.;
4) земельный участок 4 - общей площадью 1 229 кв.м, расположенный по 5 адресу: г. Ханты-Мансийск, Пионерская, 26, кадастровый номер 86:12:0101024:71, стоимостью 8 320 000 руб.;
5) земельный участок 5 - общей площадью 974 кв.м, расположенный по адресу: г. Ханты-Мансийск, пер. Энгельса, 25, кадастровый номер 86:12:0101024:93, стоимостью 6 660 000 руб.
Общая стоимость земельных участков составила 25 000 000 (двадцать пять миллионов) руб., денежные средства были перечислены продавцу в полном объеме за счет кредитных средств ОАО Ханты-Мансийский Банк на основании кредитного договора N 0099-К/13-0280 от 12.08.2013 г. (т. 1 л.д. 15-22).
Впоследствии ООО "ХМСУ" проведено объединение перечисленных земельных участков в один общей площадью 3723 кв.м с постановкой на государственный кадастровый учет и присвоением земельному участку кадастрового номера 86:12:0101024:1303.
28.11.2014 департаментом муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска издан приказ N 990 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карет территории", которым утверждена схема расположения, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:1303.
Право собственности ООО "ХМСУ" на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, получено свидетельство о государственной регистрации права 86-АБ 727443.
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 13.02.2015 по иску Кривошеевой О.А, Стельмах И.В., Кулик Т.В. и др. к Администрации города Ханты-Мансийска, департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, Букаринову А.Г., ООО "ХМСУ", департаменту градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска, признаны незаконными и подлежащими отмене приказы департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска от 23.03.2011 и 01.04.2010 об утверждении схем расположения земельных участков. Применены последствия недействительности ничтожной сделки договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93 заключенного между Букариновым А.Г. и департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска (т. 1 л.д. 119-135).
Судом постановлено: применить последствия недействительности ничтожной сделки-договора купли-продажи от 12.04.2013 N 32, заключенного между департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска и Букариновым Андреем Геннадьевичем. Передать департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 86:12:0101024:93, общей площадью 974 кв.м, расположенный по адресу: г. Ханты-Мансийск, район ул. Энгельса, 25, в границах, согласно кадастрового плана. Взыскать с департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска в пользу Букаринова Андрея Геннадьевича денежные средства, переданные во исполнение договора купли-продажи от 12.04.2013 N 32, в размере 5 200 000 руб. Признать незаконным и подлежащим отмене разрешение на строительство жилого дома по ул. Энгельса в г. Ханты-Мансийске N 86312000-08, выданное 03.04.2014 департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты- Мансийска обществу с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийское строительное управление".
Из содержания названного решения следует, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93 в его состав вошла часть земельных участков, находящихся в общей долевой собственности истцов по делу.
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 13.02.2015 вступило в законную силу на основании апелляционного определения Суда ХМАО-Югры от 23.06.2015.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 86:12:0101024:93 фактически не находился в собственности Букаринова А.Г. департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска подано заявление в суд об изменении способа и порядка исполнения решения суда. Заявление судом удовлетворено, изменен способ и порядок исполнения решения Ханты- Мансийского районного суда путем замены передачи от Букаринова А.Г. земельного участка на взыскание денежных средств в сумме 5 200 000 руб. (т. 2 л.д. 37-40). Определение об изменении способа и порядка вступило законную силу на основании апелляционного определения Суда ХМАО-Югры от 13.12.2016.
Далее решением от 30.03.2016 Ханты-Мансийский районный суд обязал ООО "ХМСУ" возвратить Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска земельный участок, расположенный по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Энгельса, 25, общей площадью 974 кв.м, в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93.
При этом из решения суда следует, что поскольку договор купли-продажи от 12.04.2014 между департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска и Букариновым А.Г. является ничтожной сделкой, то последующая сделка в части отчуждения земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93 является недействительной в силу ее ничтожности и не требует ее признания таковой судом.
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 11.09.2017 признано отсутствующим право собственности ООО "ХМСУ" на земельный участок с кадастровым номером 86:12:0101024:1303 площадью 3723 кв.м.
Апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.12.2017 года решение Ханты-Мансийского районного суда от 11.09.2017 в части признания отсутствующим право собственности ООО "ХМСУ" на земельный участок оставлено без изменений (т. 1 л.д. 34-45).
Из содержания названного решения следует, что основанием для признания права ООО "ХМСУ" отсутствующим послужило решение Ханты-Мансийского районного суда от 13.02.2015 и установленный факт частичного наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 86:12:0101024:0079 и 86:12:0101024:1303.
По мнению истца, в результате издания незаконных приказов департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска от 23.03.2011 N 291 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории и отмене приказа "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" N 358 от 01.04.2010", от 23.09.2011 г. N 1158 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории", ООО "ХМСУ" лишилось земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:1303 площадью 3723 кв.м, стоимостью 25 000 000 руб.
Конкурсным управляющим ООО "ХМСУ" данный земельный участок исключен из конкурсной массы.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального образования город Ханты-Мансийск убытков в размере 25 000 000 руб.
23.04.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение об отказе в удовлетворении иска, обжалуемое истцом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим частичной отмене, исходя из следующего.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной нормами упомянутой статьи, необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также наличие собственно убытков.
Убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ), при этом вред, причиненный государственными органами возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
Как верно указал суд первой инстанции, для взыскания убытков истцу необходимо доказать следующую совокупность обстоятельств: причинение убытков, а также их размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица, вину причинителя вреда.
В данном случае судебными актами установлена незаконность действий Департамента муниципальной собственности Администрации по утверждению схемы расположения земельного участка площадью 974 кв.м, в дальнейшем поставленного на кадастровый учет с номером 86:12:0101024:93, что привело к признанию ничтожными сделок купли-продажи в отношении этого земельного участка (часть 3 статьи 69 АПК РФ).
Отказывая в удовлетворении иска в части убытков в виде стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 86:12:0101024:42, 86:12:0101024:43, 86:12:0101024:44 и 86:12:0101024:71, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается прекращение права собственности ООО "ХМСУ" на земельный участок площадью 3 723 кв.м с кадастровым номером 86:12:0101024:1303, а так же фактическое выбытие из владения общества земельного участка площадью 974 кв.м с кадастровым номером 86:12:0101024:93. При этом прекращение прав собственности и выбытие из фактического владения иных земельных участков, объединенных в земельный участок с номером 86:12:0101024:1303, в материалы дела не представлены.
В связи с указанными обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права на земельные участки с кадастровыми номерами 86:12:0101024:42, 86:12:0101024:43, 86:12:0101024:44 и 86:12:0101024:71, приобретенные обществом у Букаринова А. Г. по договору купли-продажи от 12.08.2013, третьими лицами не оспаривались, из владения и распоряжения общества не истребовались. А учитывая бездействие общества в восстановлении прав собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 86:12:0101024:42, 86:12:0101024:43, 86:12:0101024:44 и 86:12:0101024:71, а так же учитывая обращение общества в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для целей, для которых приобретались первоначальные земельные участки, суд пришел к выводу о том, что земельные участки 86:12:0101024:42, 86:12:0101024:43, 86:12:0101024:44 и 86:12:0101024:71 выбыли из владения и распоряжения общества в результате добровольных действий самого общества, что исключает возникновение у общества убытков в результате действий или бездействий органов местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая решение суда в данной части, исходя из следующего.
Действительно, ни формирование, ни кадастровый учет, ни право собственности сперва у Букаринова А.Г., а потом и у ООО "ХМСУ" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 86:12:0101024:42, 86:12:0101024:43, 86:12:0101024:44 и 86:12:0101024:71, не оспаривались, не признавались незаконными (недействительными).
Из мотивировочной части решения суда от 11.09.2017 следует, что признание отсутствующим права Общества на земельный участок 86:12:0101024:1303 обусловлено тем, что вошедший в его состав земельный участок 86:12:0101024:93 пересекает земельный участок 86:12:0101024:0079, находящийся в общей долевой собственности физических лиц.
При этом, до вынесения указанного судебного акт о признании отсутствующим права собственности, решением от 30.03.2016 суд обязал Общество возвратить Департаменту земельный участок в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что признание судом решением от 11.09.2017 отсутствующим у Общества права на земельный участок с кадастровым номером 86:12:0101024:1303, в состав которого вошли указанные выше четыре земельных участка и земельный участок 86:12:0101024:93, обусловлено не только незаконностью действий органа местного самоуправления по утверждению схемы расположения земельного участка 86:12:0101024:93, на что указано в решении суда, но и неисполнением самим Обществом решения суда от 30.03.2016 о возврате Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска земельного участка в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствует прямая причинно-следственная связи между незаконными действиями Департамента муниципальной собственности Администрации по утверждению схемы расположения земельного участка 86:12:0101024:93, и признанием отсутствующим у Общества права собственности на земельный участок то 86:12:0101024:1303, в состав которого кроме земельного участка 86:12:0101024:93 вошли еще четыре земельных участка.
Относительно земельного участка площадью 974 кв.м с кадастровым номером 86:12:0101024:93 суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования о взыскании убытков исходил из того, что поскольку Обществу для завершения строительства многоквартирного жилого дома, предоставлен в аренду земельный участок, в состав которого частично вошел указанный земельный участок 86:12:0101024:93, то у истца имеется реальная возможность осуществить строительство жилого дома, а с учетом положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации получить в долевую собственность земельный участок пропорционально площади жилых помещений, находящихся в собственности общества.
Суд апелляционной инстанции, считает, что указанные судом выводы относительно возможности в будущем достроить многоквартирный дом и получить в долевую собственность земельный участок пропорционально площади жилых помещений, находящихся в собственности общества, не опровергает наличие у Общества убытков в результате незаконных действий Департамента муниципальной собственности Администрации по утверждению схемы расположения земельного участка площадью 974 кв.м, в дальнейшем поставленного на кадастровый учет с номером 86:12:0101024:93.
Как указано выше, незаконность действий Департамента муниципальной собственности Администрации установлена судами.
В результате этих действий решениями судом признаны ничтожными договоры купли-продажи в отношении этого земельного участка и на Общество возложена обязанность по возврату Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска земельного участка в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93.
В результате указанных действий у Общества изъят земельный участок, часть его в составе вновь сформированного земельного участка предоставлена Обществу в аренду для завершения строительства. То есть Общество сперва оплатило за указанный земельный участок денежные средства по договору купли-продажи, а теперь обязано за него же вносить арендную плату.
При этом, учитывая, что решением Ханты-Мансийского районного суда от 13.02.2015 в порядке применения двусторонней реституции с Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска взысканы в пользу Букаринова А.Г. денежные средства, переданные во исполнение договора купли-продажи от 12.04.2013 N 32, в размере 5 200 000 руб., а определением от 09.08.2016 изменен способ исполнения решения Ханты-Мансийского районного суда от 13.02.2015 путем замены передачи от Букаринова А.Г. земельного участка на взыскание денежных средств в сумме 5 200 000 руб., то у Букаринова А.Г. и Администрации имеются обязательства по передаче друг другу денежных средств в сумме 5 200 000 руб.
Таким образом, Администрация получила и земельный участок, и право требования с Букаринова А.Г. стоимости этого земельного участка в размере 5 200 000 руб. Букаринов А.Г. получил право требования с Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска 5 200 000 руб., оплаченных по договору купли-продажи за земельный участок.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что стоимость приобретенного Обществом земельного участка, с учетом нахождения у Администрации и земельного участка, и права требования к Букаринову А.Г. о взыскании его стоимости, является убытками для Общества.
Таким образом, незаконные действия Департамента муниципальной собственности Администрации привели к изъятию у Общества земельного участка и убыткам в виде расходов на его приобретение.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего 3 закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 15 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отмечено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статьями 51, 80 Устава города Ханты-Мансийска установлено, что исполнение бюджета города Ханты-Мансийска в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обеспечивает Администрация города.
Таким образом, надлежащим представителем муниципального образования город Ханты-Мансийск в спорном правоотношении является Администрация города Ханты-Мансийска.
В связи с изложенным, убытки в виде расходов на приобретение земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93 в размере 6 660 000 руб. подлежат взысканию в муниципального образования город Ханты-Манисийск в лице Администрации города Ханты-Мансийска за счет казны города.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части в связи с несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В связи с частичным удовлетворением иска судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе относятся на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
В соответствии с пунктом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
Таким образом, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 108 573 рублей.
С Администрации в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы по апелляционной жалобе в сумме 799 руб. 50 коп.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2019 по делу N А75-16575/2018 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101024:93. В этой части принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Взыскать с муниципального образования город Ханты-Манисийск в лице Администрации города Ханты-Мансийска за счет казны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийское строительное управление" (ОГРН 1138601000867, ИНН 8601049380) убытки в размере 6 660 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийское строительное управление" (ОГРН 1138601000867, ИНН 8601049380) в доход федерального бюджета 108 573 рублей государственной пошлины.
Взыскать с Администрации города Ханты-Мансийска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийское строительное управление" (ОГРН 1138601000867, ИНН 8601049380) 799 руб. 50 коп. судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16575/2018
Истец: ООО "Ханты-ансийское строительное управление", ООО "ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА, Администрация муниципального образования города Ханты-Мансийска
Третье лицо: Букаринов А. Г., ООО Конкурсный управляющий "ХМСУ" Кунавина Альбина Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5035/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5035/19
29.07.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7363/19
23.04.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-16575/18
15.01.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15565/18