г. Владимир |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А43-44094/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Александровой О.Ю., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.04.2019 по делу N А43-44094/2018, принятое судьей Дерендяевой А.Н.,
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, ИНН 5260041262, ОГРН 1025203042710, г.Нижний Новгород, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения
Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 17 Сормовского района г. Нижнего Новгорода", ИНН 5263039180, ОГРН 1025204416951, г.Нижний Новгород, Государственному предприятию Нижегородской области "Нижегородская областная фармация", ИНН 5260136299, ОГРН 1045207464015, г.Нижний Новгород,
о признании закупки и контракта недействительными,
при участии: от истца (заявителя) - не явился, извещен;
от ответчика - государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" - Ясиновской И.И. по доверенности от 25.10.2018 (сроком на 1 год), Судденок К.В. по доверенности от 25.10.2018 (сроком на 1 год);
от ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 17 Сормовского района г. Нижнего Новгорода" - не явился, извещен,
установил.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 17 Сормовского района г. Нижнего Новгорода" и государственному предприятию Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" о признании недействительными закупки у единственного исполнителя услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения, номер извещения 0332300321918000057, размещенной в Единой информационной системе 28.09.2018; контракта от 15.10.2018 N96-2018/1 на оказание услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения, заключенного между ответчиками.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил признать недействительными закупку у единственного исполнителя услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения, номер извещения 0332300321918000057, размещенной в Единой информационной системе 28.09.2018; контракта от 15.10.2018 N 96-2018/1 на оказание услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения, заключенного между ответчикам и применить последствия недействительной сделки. Уточнение судом принято.
Решением от 18.04.2019 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что ГП НО "Нижегородская областная фармация" не может обладать исключительными полномочиями на оказание каких-либо услуг за счет средств федерального бюджета.
Пояснил, что в извещении об осуществлении закупки неверно указана информация о количестве товара, а также отсутствуют характеристики закупаемого товара.
Представитель ГП НО "Нижегородская областная фармация" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность обжалуемого решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 17 Сормовского района г. Нижнего Новгорода" в отзыве на апелляционную жалобу также указало на законность и обоснованность обжалуемого решения, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель, ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 17 Сормовского района г. Нижнего Новгорода", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Поступившим ходатайством ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 17 Сормовского района г. Нижнего Новгорода" просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.09.2018 в Единой информационной системе размещено извещение об осуществлении закупки у единственного исполнителя (поставщика) на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения на основании Закона Нижегородской области от 28 января 2016 года N 1-3 "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области", номер извещения 0332300321918000057.
15.10.2018 между ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 17 Сормовского района г. Нижнего Новгорода" и Государственным предприятием Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" заключен государственный контракт N 96-2018/1, в соответствии с которым исполнитель обязался оказать услуги по обеспечению заказчика медицинскими изделиями за счет субсидий бюджетным учреждениям на реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций за счет федеральных средств субсидии из резервного фона Правительства РФ на реализацию направления мероприятий подпрограммы 4 "Охрана здоровья матери и ребенка" государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области" на 2013-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.04.2013 N274 и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги, на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта составляет 22 043 340 рублей.
Согласно пункту 3.1 контракта оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями осуществляется с момента подписания контракта по 31.12.2018 включительно, в объемах и сроках, указанных в заявках заказчика.
По мнению Нижегородского УФАС России, при проведении закупки у единственного поставщика учреждением здравоохранения нарушены положения части 2 статьи 8, части 5 статьи 24, части 1 статьи 93 Закона, статьи 42 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), а именно: ГП НО "Нижегородская областная фармация" не может обладать исключительными полномочиями на оказание каких-либо услуг за счет средств федерального бюджета, поскольку принятие решения по организации оказания услуги по обеспечению изделиями медицинского назначения, предусматривающее финансирование за счет средств федерального бюджета путем наделения полномочиями выступать единственным поставщиком, вне рамок полномочий представительного органа субъекта РФ; ГП НО "Нижегородская областная фармация" не обладает исключительными полномочиями по оказанию услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения, учитывая, что фактически предметом является поставка, закупка которой не может быть осуществлена сама по себе на основании пункта 6 части 1 статьи 93 о контрактной системе (только услуги и работы); в извещении о закупке неверно указана информация о количестве товара и отсутствуют характеристики закупаемого товара.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения УФАС по Нижегородской области с настоящим иском в суд.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При этом основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов (п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушен порядок определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организатора торгов или работников заказчиков в торгах.
Согласно части 4 названной статьи нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В силу пункта 3 части 22 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган
в сфере закупок вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Доказательств проведения каких-либо плановых или внеплановых проверок в отношении ответчиков, наличия жалоб на действия заказчика не имеется.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов не следует факт проведения торгов с нарушением процедуры.
Истец ссылается на отсутствие у ГП НО "Нижегородская областная фармация" исключительных полномочий на оказание каких-либо услуг за счет средств федерального бюджета, поскольку принятие решения по организации оказания услуги по обеспечению изделиями медицинского назначения, предусматривающее финансирование за счет средств федерального бюджета путем наделения полномочиями выступать единственным поставщиком, вне рамок полномочий представительного органа субъекта РФ; на отсутствие у ГП НО "Нижегородская областная фармация" исключительных полномочий по оказанию услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения, учитывая, что фактически предметом является поставка, закупка которой не может быть осуществлена сама по себе на основании пункта 6 части 1 статьи 93 о контрактной системе (только услуги и работы).
Между тем данный довод правомерно отклонен судом первой инстанции с учетом следующего.
Как следует из представленных в дело извещения о проведении закупки у единственного поставщика и заключенного государственного контракта, закупка производилась ГБУЗ Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 17 Сормовского района г.Н.Новгорода" на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N44-ФЗ и Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N 1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области".
Статьей 1 Закона N 1-З предусмотрено, что он в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным
законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает полномочия государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" на оказание услуг, закупка которых осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 2 Закона определено, что государственное предприятие в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляет полномочия в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обеспечению за счет всех источников финансирования лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных уполномоченному Правительством Нижегородской области органу исполнительной власти Нижегородской области в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган), участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи (пункт 1). Порядок организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных уполномоченному органу, определяется Правительством Нижегородской области (пункт 2).
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 3 статьи 2 данного Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ следует, что под термином: "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)" понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении
закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлены статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Случаи, когда закупки могут осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определены статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Именно пункт 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указан в статье 2 Закона Нижегородской области в виде правового основания для его принятия.
Подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том
числе об организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 5 и 21 настоящего пункта.
Пунктами 3 - 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальных программ в сфере здравоохранения; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Закон Нижегородской области от 28 января 2016 года N 1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" принят Законодательным Собранием Нижегородской области в пределах имеющейся у него компетенции, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации" и Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и не противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе и пункту 6 части 1 статьи 93 данного Закона.
Указанный вывод нашел свое отражение в решении Нижегородского областного суда от 29 июня 2016 года, оставленном без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2016 по делу N 9-АПГ16-30.
Согласно пунктам 1.1, 1.4, 2.1 Устава ГП НО "НОФ" данное государственное предприятие учреждено Нижегородской областью как государственное предприятие в целях организации оказания населению медицинской помощи, включая организацию обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области.
Вышеуказанным решением Нижегородского областного суда установлено, что Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" в соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" входит в систему здравоохранения Нижегородской области и законодательным актом Нижегородской области наделено полномочиями по осуществлению единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обеспечению за счет всех
источников финансирования лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных уполномоченному Правительством Нижегородской области органу исполнительной власти Нижегородской области в сфере здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи.
При изложенных обстоятельствах обоснованно отклонена ссылка истца на отсутствие у ГП НО "Нижегородская областная фармация" полномочий по оказанию услуг как не нашедшая своего подтверждения в материалах дела.
В соответствии с условиями закупки у единственного поставщика финансирование производится за счет субсидий бюджетным учреждениям на реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций за счет федеральных средств субсидии из резервного фона Правительства РФ и внебюджетные средства учреждения, что не нарушает
требований Закона N 184-ФЗ.
При рассмотрении дела по N 9-АПГ16-30 Верховным Судом РФ установлено, что обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями является комплексной услугой, оказываемой ГП "НОФ".
В связи с этим также не нашел своего подтверждения вывод УФАС о невозможности применения п.6 ч.1 ст.93 Закона N 44-ФЗ (поскольку этот пункт распространяется на закупку работ или услуг).
Поскольку предметом закупки у единственного поставщика (исполнителя) является услуга, обоснованно отклонена ссылка истца на неверное указание в извещении о закупке информации о количестве товара и отсутствие характеристики закупаемого товара.
Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что УФАС освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.04.2019 по делу N А43-44094/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.Ю. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-44094/2018
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Ответчик: ГБУЗ НО "Детская городская больница N17 Сормовского района г.Н.Новгорода", ГП НО "Нижегородская областная фармация"
Третье лицо: ГП НО "Нижегородская областная фармация"
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6241/19
30.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5270/19
18.04.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44094/18
08.11.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44094/18
06.11.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44094/18