г. Красноярск |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А33-22044/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края: Матюшевой И.И., представителя по доверенности от 29.12.2018 N МЛХ/1-04075,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация лесопромышленников Дзержинского района" (ИНН 2410003658, ОГРН 1072450001392)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 апреля 2019 года по делу N А33-22044/2018, принятое судьёй Петроченко Г.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация лесопромышленников Дзержинского района" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора аренды лесного участка от 30.12.2009 N 377-з, выраженного в уведомлении об одностороннем отказе от выполнения обязательств по договору от 12.07.2018 N МЛХ/3-02250.
Определением от 19.12.2018 к участию в деле в третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Дзержинское лесничество".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.04.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец указал, что к спорым правоотношения должен быть применен пункт 9 стать 22 Земельного кодекса Российской Федерации; считает, что незначительность допущенных апеллянтом нарушений договора, не дает права ответчику на односторонний отказ, при том, что апеллянтом в разумный срок устранены допущенные нарушения.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 23.07.2019.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, согласен с решением суда первой инстанции. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца и иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 373-з (л.д.13-37), согласно которому арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 настоящего договора (пункт 1 договора). Лесные участки общей площадью 55430 га расположены: Красноярский край, Дзержинский, Сухобузимский районы, Дзержинское лесничество, Шеломковское лесничество, в кварталах N N 91-99, 112-115, Усольское участковое лесничество в кварталах NN 21-41, 47-58, 65-74, 79-84, 91-101, Орловское участковое лесничество, СПК "Искра", в кварталах NN 1, 2, 7-9, 15, 17-23, 26, 28, 29, 32-35 (пункт 2 договора).
Пунктом 13 договора предусмотрены обязанности арендатора. В соответствии с подпунктом Ж договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 за счет собственных средств.
В пункте 25 договора аренды установлено, что арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях:
- систематического (более двух раз) нарушения Арендатором лесного законодательства Российской Федерации;
- систематического (более двух раз) нарушения Арендатором своих обязанностей, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 25 договоров в случае одностороннего отказа от исполнения обязательств по договора арендодатель письменно уведомляет об этом арендатора за 30 дней до указанной даты расторжения.
Договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении об одностороннем отказе от выполнения обязательств по договору, арендатор исполняет свои обязанности в полном объеме.
В случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора арендатор обязан возвратить лесной участок в течение 10 рабочих дней по акту приема-передачи с момента получения уведомления (и уплатить всю имеющуюся задолженность за период пользования частью лесного участка.
Срок действия договора 49 лет с момента государственной регистрации (пункт 26).
Приложением 3 к договору указаны цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, в том числе рубки ухода 0,11 тыс. м
в год на площади
24,9 га, хвойные леса, 0.13 тыс. м на площади 38,9 га мягколиственные леса.
Приложением N 6 к договору установлены объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
По акту приема-передачи от 30.12.2009 лесные участки переданы в аренду обществу.
Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Агентство лесной отрасли Красноярского края (ИНН 2466146986, ОГРН 1072466002091) прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (ОГРН 1082468037915, ИНН 2466212188), о чем 10.01.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена регистрационная запись.
Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края" в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Согласно абзацам 1 и 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р принято решение о создании Министерства лесного хозяйства Красноярского края с передачей ему полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений, определив Министерство лесного хозяйства Красноярского края правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края. Пунктом 2 данного распоряжения установлено, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений (в редакции распоряжения Правительства Красноярского края от 24.08.2016 N 700-р).
Распоряжением Правительства Красноярского края от 24.08.2016 N 700-р установлено, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений и, соответственно, в настоящее время Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет все действия по вопросам, связанным с осуществлением полномочий в области лесных отношений.
Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, в Едином государственном реестре юридических лиц Министерство лесного хозяйства Красноярского края зарегистрировано 03.08.2016.
В письме от 24.05.2018 N МЛХ/2-6336 министерство указало, что считает возможным корректировку лесовосстановительных мероприятий 2018 года, представило скорректированный план 2018 года по договору аренды от 30.12.2009 N 373-з (л.д.40).
Письмом от 12.07.2018 N МЛХ/2-02252 арендодатель уведомил истца о расторжении договора аренды лесного участка от 30.12.2009 N 373-3 (л.д.39), в котором указал следующее:
- министерством выявлены факты использования лесов истцом с нарушением условий договора аренды N 373-з: мероприятия по уходу за лесами за 2016-2017 годы не выполнены в полном объеме согласно проекту освоения лесов; противопожарные мероприятия в 2016-2017 не выполнены в полном объеме согласно проекту освоения лесов
- у арендатора имеется один неоплаченный административный штраф в 2016 году (захламление мест порубочными остатками).
В письме от 12.07.2018 N МЛХ/2-02252 арендодатель указал, что данные обстоятельства свидетельствуют о систематическом невыполнении истцом существенных условий договора аренды N 373-з.
Согласно справке о выполнении лесовосстановительных работ за 2016-2018 годы арендатором не выполнены в полном объеме мероприятия: в 2016 году - агротехнический уход за лесными культурами (1 73,2 га); в 2017 году - естественное лесовосстановление (-14 га); в 2018 году - естественное лесовосстановление (- 423,6 га), агротехнический уход (- 53,4 га), заготовка лесных семян (- 1 га) (л.д.75).
Ссылаясь на то, что одностороння сделка Министерства лесного хозяйства Красноярского края оформленная уведомлением от 12.07.2018 N МЛХ/2-02252 является недействительной (ничтожной), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (л.д.72-74).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию Министерства входит, в том числе, владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения договора аренды) в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, введенной Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ) предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", в соответствии со статьей 310 и пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, влечет те же последствия, что и расторжение договора по соглашению его сторон или по решению суда, и к ним подлежат применению правовые позиции, сформулированные в настоящем постановлении.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указывалось ранее, между сторонами заключен договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 373-з, отношения по которому регулируются нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Стороны в пункте 25 договора, согласовали условие, при котором арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, при этом, арендодатель обязан письменно уведомить арендатора об этом за 30 дней до указанной даты расторжения.
Согласно представленному в материалы дела акту сверки объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а также сводным актам по воспроизводству лесов от 30.12.2016 N 6, от 30.12.2017 N 6 и от 28.09.2018 N 10, арендатором не исполнены мероприятия по воспроизводству лесов, что послужило основанием, в силу пункта 25 договора, для одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора.
Письмом от 12.07.2018 N МЛХ/2-02252 арендодатель уведомил истца о расторжении договора аренды лесного участка от 30.12.2009 N 373-3.
Согласно указанному письму, арендодателем были выявлены факты пользования арендованными лесными участками с нарушением условий договора (мероприятия по уходу за лесами за 2016-2017 годы не выполнены в полном объеме согласно проекту освоения лесов; противопожарные мероприятия в 2016-2017 не выполнены в полном объеме согласно проекту освоения лесов); при этом у арендодателя имеется один неоплаченный административный штраф в 2016 году (захламление мест порубочными остатками).
Согласно пункту 27 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", в договоре аренды могут быть предусмотрены основания отказа арендодателя от исполнения договора и его расторжения во внесудебном порядке, в том числе связанные с нарушением арендатором того или иного условия договора (пункт 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих правоотношения по досрочному расторжению договоров следует, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке арендодателем, если такое условие предусмотрено договором.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (в редакции на дату заключения договора аренды).
Частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Следовательно, нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующие аренду лесных участков, являются специальными нормами по отношению к норма об аренде содержащимся в Гражданском кодексе Российской Федерации и Земельном кодексе Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 24 и части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Согласно части 1 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минлесхоза от 16.07.2007 N 183, лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами (пункт 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил лесовосстановления на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Воспроизводство лесов согласно пункту 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации включает в себя: 1) лесное семеноводство; 2) лесовосстановление; 3) уход за лесами; 4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.
В соответствии с пунктом 9 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2017 N 626 "Об утверждении Правил ухода за лесами" рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, должны осуществляться для достижения следующих результатов: улучшение возрастной структуры и породного состава лесных насаждений; повышение качества и устойчивости лесных насаждений; сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений; поддержание и восстановление биологического разнообразия лесов; повышение продуктивности насаждений (их ресурсного потенциала); сокращение сроков выращивания технически спелой древесины; рациональное использование ресурсов древесины.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями:
- рубки осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород;
- рубки прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков;
- рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев;
- проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, и других.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в качестве одной из национальных целей обозначено сохранение лесов.
Поскольку факт систематического (более двух раз) невыполнения арендатором мероприятий по уходу за лесами, при этом названные условия являются достаточным основанием, в соответствии с Лесного кодекса Российской Федерации и условиями договора, для отказа от договора, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае,, отсутствуют основания для признания незаконной сделки по отказу от договора аренды со стороны ответчика.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ответчик, не опровергая факт нарушения условий договора, указал, что к спорым правоотношения должен быть применен пункт 9 стать 22 Земельного кодекса Российской Федерации; считает, что незначительность допущенных апеллянтом нарушений договора, не дает права ответчику на односторонний отказ, при том, что апеллянтом в разумный срок устранены допущенные нарушения.
Рассмотрев указанные доводы, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Довод общества о том, что договор аренды лесного участка может быть расторгнут только в судебном порядке в силу правил пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Между тем, в соответствии положениями статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды), регулирующей порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 3).
Лесным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды) не были предусмотрены иные, чем в Гражданском кодексе Российской Федерации, условия прекращения договора аренды лесного участка, в том числе особого порядка его расторжения.
С 01.10.2015 вступили в силу изменения в Лесной кодекс Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в редакции, в соответствии с которой к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Также введена статья 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Статьей 6 Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ установлено, что он вступает с 01.10.2015, положения закона не имеют обратной силы.
Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент заключения договора аренды лесного участка N 373-з от 30.12.2009, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации применению не подлежит.
Поскольку пунктом 25 договора аренды предусмотрено право на односторонний отказ арендодателя от договора, арендодатель правомерно воспользовался указанным правом, основания для признания сделки недействительной отсутствуют.
Довод о незначительности нарушений не обоснован. По какой причине истец счел невыполнение определенных мероприятий по сохранению лесов незначительным нарушением, истец мотивированных доводов не привел.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В целом доводы в апелляционной жалобе направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 апреля 2019 года по делу N А33-22044/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22044/2018
Истец: ООО "АССОЦИАЦИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИКОВ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: КГБУ "Дзержинское лесничество"
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4646/19
30.07.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3552/19
30.04.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-22044/18
13.08.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-22044/18