г. Ессентуки |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А20-309/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осипьяном Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2019 по делу N А20- 309/2019, по иску Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации, г. Нальчик (ИНН 0711008455, ОГРН 1020700746901) к муниципальному учреждению "Местная администрация городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики", п. Залукокоаже (ОГРН 1020700540640, ИНН 0702002680) о взыскании задолженности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения,
при участии в судебном заседании представителя Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации Сабанова М.М. (доверенность N 07АА0636069 от 09.01.2019), представителя местной администрации городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Хашкулова Т.Х. (доверенность N 5 от 08.02.2019),
УСТАНОВИЛ:
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (далее - АО "Каббалкэнерго", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Местная администрация городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (далее - МУ "Местная администрация г. п. Залукокоаже", администрация, ответчик) о взыскании стоимости потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных жилых домах в г. п. Залукокоаже за период с января по апрель 2017 года и за январь, май 2018 года в размере 8 396 рублей 50 копеек.
Решением суда от 20.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что вне зависимости от того, что управление спорными многоквартирными домами не может осуществляться непосредственно собственниками, а управляющая компания не выбрана, истец обязан приступить к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению и является исполнителем соответствующей коммунальной услуги для собственников помещений в спорных домах, соответственно сохраняет право начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, непосредственно собственникам помещений в силу положений части 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Каббалкэнерго" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что поскольку администрацией не был проведен конкурс по отбору управляющей организации в нарушение пункта 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, то по вине ответчика истец несет убытки в размере стоимости электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, превышающей нормативное потребление коммунального ресурса.
В судебном заседании представитель АО "Каббалкэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2019 по делу N А20- 309/2019 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, АО "Каббалкэнерго" в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2016 N 111-Э определено гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Выполняя функции гарантирующего поставщика электрической энергии, АО "Каббалкэнерго" поставляет электрическую энергию на общедомовые нужды в многоквартирные дома, находящиеся в г. п. Залукокоаже.
Как указывает истец, собственники помещений в указанных домах не приняли решение о выборе способа управления многоквартирными домами. В силу пункта 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, на администрации лежит обязанность по проведению конкурса по отбору управляющей компании в многоквартирным домах, в которых жильцы не избрали способ управления. Вместе с тем, администрация не провела конкурс по отбору управляющей компании в многоквартирных домах, в которых истец поставлял электрическую энергию. Поскольку собственники помещений в многоквартирных домах не выбрали способ управления, ими не принято решение о распределении между всеми собственниками помещений "сверхнормативного" потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, то АО "Каббалкэнерго" выставлена жильцам указанных многоквартирных домов к оплате стоимость электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды в пределах установленного норматива, а администрации предъявлена к оплате стоимость электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, превышающей нормативное потребление данного коммунального ресурса.
30.10.2018 в адрес ответчика направлена претензия N 3042-орэ с просьбой произвести оплату потребленной электрической энергии. Указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
По смыслу действующего процессуального законодательства (статья 133, часть 1 статьи 168 и пункт 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) арбитражный суд не связан правовой квалификацией заявленных требований (спорных правоотношений), а должен рассматривать их исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
При очевидности преследуемого заявителем материально-правового интереса, суд вправе самостоятельно определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Так, в обоснование заявленных требований АО "Каббалкэнерго" фактически ссылается на несение обществом убытков ввиду неисполнения администрацией обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения убытков.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков необходимо установление фактов наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. При этом факт возникновения убытков зависит от установления наличия или отсутствия всей совокупности указанных выше условий наступления гражданско-правовой ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 21 (1) Правил N 124 основанием возмещения стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды, является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
По смыслу пункта 17 Правил N 354 собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 названных Правил, получают коммунальную услугу соответствующего вида от ресурсоснабжающей организации до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, в том числе в случае, если собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пунктах 14, 15 Правил.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Каббалкэнерго", выполняя функции гарантирующего поставщика электрической энергии, поставляет электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды, в многоквартирные дома, находящиеся в г. п. Залукокоаже, в которых выбран непосредственный способ управления.
Следовательно, в силу прямого указания закона в домах, в которых выбран непосредственный способ управления или способ управления не выбран, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация (истец), и в силу пункта 30 Правил N 354 с даты начала предоставления коммунальной услуги истец связан с потребителями фактическими договорными отношениями.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции, что истец не вправе требовать оплаты стоимости переданной электроэнергии, в части поставленной в многоквартирные дома на общедомовые нужды электрической энергии сверх норматива, установленного на общедомовые нужды, от муниципального образования в качестве убытков, причиненных бездействием органа местного самоуправления, является верным.
Довод апеллянта о необходимости взыскании с администрации переданной электроэнергии, в части поставленной в многоквартирные дома на общедомовые нужды электрической энергии сверх норматива, установленного на общедомовые нужды, в том числе в связи с тем, что часть помещений передана по договору социального найма, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг только до заселения этих жилых помещений, указанная позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2015 N 302-ЭС15-1968 и абзаца 2 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленный Жилищным кодексом (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Правила N 354 также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Таким образом, жилищное законодательство не устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи наймодателю.
Согласно части 1.1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: плату за наем жилого помещения и плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды сверх норматива, не может быть вменена администрации и как наймодателю по договорам социального найма, заключенным в отношении части помещений спорных многоквартирных домов.
С учетом установленных обстоятельств, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2019 по делу N А20-309/2019 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2019 по делу N А20-309/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-309/2019
Истец: АО "Каббалкэнерго"
Ответчик: Местная администрация г.п. Залукокоаже
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9413/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9413/19
31.07.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2764/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-309/19