город Ростов-на-Дону |
|
01 августа 2019 г. |
дело N А32-50047/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от Прокуратуры Краснодарского края - прокурора Суворова А.В.,
от администрации муниципального образования город Краснодар - Василенко В.В. по доверенности от 09.01.2019,
от департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар - Василенко В.В. по доверенности от 29.12.2018,
от индивидуального предпринимателя Меликян Алика Айдыновича - Криушина А.В. по доверенности от 23.07.2018,
от индивидуального предпринимателя Кочубея Сергея Федоровича - Моисеевой Н.А. по доверенности от 28.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Меликян Алика Айдыновича и Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2019 по делу N А32-50047/2017 (судья Николаев А.В.),
по заявлению Прокуратуры Краснодарского края
к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Меликян Алик Айдынович, индивидуальный предприниматель Кочубей Сергей Федорович, департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края,
о признании разрешения на отклонение от предельных параметров строительства недействительным, о признании разрешения на строительство недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Краснодарского края (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании недействительным постановления администрации от 19.04.2017 N 1591 о предоставлении Меликяну А.А. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по ул. Красных Партизан в г. Краснодаре, признании недействительным разрешения N RU23306000-4825-р-2017 на строительство административного здания, выданного департаментом Меликяну А.А.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2019 заявленные требования удовлетворены. Постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.04.2017 N 1591 "О предоставлении гражданину А.А. Меликяну разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара" признано недействительным. Разрешение на строительство от 03.05.2017 N RU 23306000-4825-р-2017, выданное Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Меликян Алик Айдынович и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что прокуратурой Краснодарского края при подаче заявления пропущен трехмесячный срок для обжалования выданного разрешения на строительство и постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 19.04.2017 N 1591, так как заявление предъявлено в Арбитражный суд Краснодарского края 15.11.2017, при этом разрешение на строительство выдано от 03.05.2017, постановление администрации муниципального образования город Краснодар вынесено 19.04.2017. В заявлении заместителя прокурора Краснодарского края указано, что 11.08.2017 стало известно о нарушении требований градостроительного законодательства. Таким образом, в случае исчисления срока с 11.08.2017 прокуратурой Краснодарского края также пропущен трехмесячный срок в связи с предъявлением заявления 15.11.2017. Также в заявлении заместителя прокурора Краснодарского края отсутствует ссылка на уважительность причины пропуска установленного срока. Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений о запрете повторного рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранено ранее имеющееся противоречие в зонировании земельного участка по ул. Красных Партизан, 90 между Генеральным планом муниципального образования город Краснодар и Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар. Отнесение земельного участка одновременно к нескольким функциональным зонам создает правовую неопределенность его правового режима и препятствует использованию участка в соответствии с видом разрешенного использования. Реализация прав собственника (правообладателя) земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления, не осуществившего внесение соответствующих изменений и не устранившего противоречия положений генерального плана и правил землепользования и застройки.
Индивидуальный предприниматель Меликян Алик Айдынович просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом незаконно, в отсутствие уважительных причин, удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления. В пункте 7 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 разъяснено, что течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором по уважительной причине срок подачи заявления об оспаривании ненормативного акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора в том случае, если до истечения указанного срока или в иной разумный срок прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределённого круга лиц или иных публичных интересов. При этом позднее выявление прокурором нарушений прав неопределённого круга лиц и иных публичных интересов само по себе не является уважительной причиной пропуска подачи заявления. Таким образом, срок для оспаривания постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.04.2017 N 1591 истек 02.08.2017, а разрешения на строительство от 03.05.2017 N RU 23306000-4825-р-2017 истек 03.08.2017. Прокурором не указано, а судом не дана надлежащая оценка тому, что оспариваемые акты направлялись в адрес прокуратуры в недельный срок после их издания, о чем имеется соответствующая отметка прокуратуры о принятии (вх. штамп Прокуратуры г. Краснодара на сопроводительном письме от 28.04.2017 N 774/10.1). Таким образом, срок для оспаривания постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.04.2017 N 1591 истек 02.08.2017, следовательно, меры прокурорского реагирования осуществлены за пределами установленного срока. Уважительности пропуска процессуального срока, а также доказательств наличия объективных причин, препятствующих обратиться в суд в рамках процессуального срока заявителем представлено не было. Согласно информации Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 11.08.2017, на которую ссылается заявитель, Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края по поручению прокуратуры Краснодарского края совместно с прокуратурой города Краснодара рассмотрено обращение Моисеевой П.А. в интересах Кочубей С.Ф. по вопросу соблюдения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объекта капитального строительства по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара. В свою очередь Кочубей С.Ф. 04.07.2017 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.04.2017 N 1591 и разрешения на строительство от 03.05.2017 N RU 23306000-4825-р-2017 (дело А32-27211/2017). Таким образом, из представленных документов следует, что действия заявителя направлены в интересах конкретного лица - Кочубея С.Ф., а не неопределенного круга лиц, а также заявителю было известно об оспариваемых актах ранее 11.08.2017. Перечень оснований для отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не является исчерпывающим и не ограничивается лишь площадью и конфигурацией земельного участка. Оспариваемое решение суда основано лишь на том факте, что участок имеет прямоугольную форму и его размер больше минимально допустимой площади земельного участка. При этом суд не мотивировал данное утверждение, не указал, какая площадь является минимально допустимой и каким нормативным актом это регламентируется. Иные неблагоприятные характеристики земельного участка судом безосновательно и немотивировано отклонены. Основанием для признания разрешения недействительным послужило несоответствие проектной документации нормам градостроительного законодательства, а именно несоответствие запроектированных парковочных мест действующим нормам. Данные выводы суда немотивированы, противоречат материалам дела, указаны без учета проведенных корректировок проектной документации, положительных заключениях негосударственной экспертизы, что отражено в экспертных заключениях проведенных по делу NА32-27211/2017 судебных экспертиз, действующих специальных нормативно-правовых актов. Между тем, согласно Местным нормативам градостроительного проектирования муниципального образования г. Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 22.12.2016 N 30 п. 6, на 100 работающих по нормативу необходимо 58 машино-мест, следовательно, для спорного объекта необходимо 16 машино-мест. Проектное решение в части размещения парковочных мест на территории общего пользования принято проектной организацией на основании и в соответствии с п. 11.19 примечание п. 3 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" от 30.12.2016, согласно которому допускается предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами. Также в обжалуемом решении отсутствуют причины отклонения и неприменения судом первой инстанции Приказа Департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края от 13.03.2017 N 73 "О внесении изменений в Приказ Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16.04.2015 N 78 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края". Между тем, согласно п. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не применен п. 1 ст. 9 ФЗ от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ..", который установил, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. Информация, содержащаяся в Градостроительном плане земельного участка, утвержденном Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.03.2015 N 2635 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара", действительна и должна быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство до 01.01.2020 года. Вывод суда о том что, заявленный объект строительства не соответствует разрешенным видам использования земельного участка, утвержденным Генеральным планом, основания для выдачи разрешения на строительство, предусматривающего возведение здания с количеством наземных этажей 4 и с процентом застройки земельного участка в размере 80%, отсутствовали - не соответствует материалам дела, а также положениям абз. 1 п. 2 ст. 33, п. 4 ч. 3 ст. 44, п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Отнесение судом земельного участка к зоне Ж 1.1. необосновано. В градостроительном плане земельного участка КН 23:43:0204003:36 площадью 755 кв.м. по ул. Красных партизан, 90 в Западном внутригородском округе г. Краснодара указано на его нахождение в границах территориальной зоны ОД 2. Градостроительный план земельного участка является документом, содержащим актуальную информацию о градостроительном регламенте земельного участка. Исходя из положений абз. 1 п. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, до внесения в установленном порядке изменений в Правила землепользования и застройки, вызванных устранением несоответствия Правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, Градостроительный план земельного участка содержит информацию о градостроительном регламенте, действующем до внесения в установленном порядке изменений в Правила землепользования и застройки. Таким образом, при выдаче разрешения на строительство заинтересованное лицо обоснованно руководствовалась градостроительными регламентами и предельными параметрами разрешенного строительства указанными в градостроительном плане N RU 23306000-00000000004789 от 27.03.2015, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар N2635 от 20.03.2015.
В отзыве на апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Меликян Алика Айдыновича индивидуальный предприниматель Кочубей Сергей Федорович указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Прокуратура Краснодарского края просила в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, указала, что в целях устранения выявленных нарушений в досудебном порядке прокурором города Краснодара внесено в адрес главы администрации города представление об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства. Однако данный акт прокурорского реагирования отклонен органом местного самоуправления, что подтверждено ответом от 30.10.2017. Исковое заявление в арбитражный суд подано прокуратурой края 15.11.2017. С учетом указанных обстоятельств суд обоснованно восстановил прокурору срок для обжалования разрешений. Изменение предельных параметров разрешенного строительства, направленное в сторону увеличения площади застройки, может быть обусловлено для земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом. Судом установлено, что участок с кадастровым номером 23:43:0204003:36 имеет правильную прямоугольную форму и площадь 755 +/- 10 кв.м., что больше минимально допустимой площади земельного участка и является благоприятным для застройки. Согласно информации от 16.10.2018 N 71-09-01-14391/18, представленной департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, площадь рассматриваемого земельного участка (755 кв.м) превышает предельно допустимые минимальные размеры (300 кв.м), установленные для земельных участков в территориальной зоне (ОД.2) в 2,5 раза, поэтому решение администрации от 19.04.2017 N 1591 является необоснованным. В материалы дела представлено письмо главного инженера Т.В. Стрельникова от 24.03.2017 N 25, адресованное и.о. директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, в котором необходимость отклонения от предельных параметров строительства объясняется следующим: соответствием проектируемого здания существующей линии застройки; ограниченной площадью земельного участка; соответствием сложившейся градостроительной ситуации архитектурному облику ул. Красных Партизан и улучшением архитектурного облика. Однако указанные основания не предусмотрены ст. 40 ГрК РФ. При этом ни застройщиком, ни органом местного самоуправления не представлены доказательства того, что инженерно-геологические или иные характеристики указанного земельного участка неблагоприятны для застройки, что отсутствует возможность строительства на данном участке правильной формы объекта, соответствующего предельным параметрам разрешённого строительства. Проведение публичных слушаний, на которые ссылаются заявители апелляционных жалоб, не может восполнить отсутствие законных оснований для предоставления предпринимателю разрешения на отклонение от разрешенных параметров строительства. Кроме того, смежный землепользователь Кочубей С.Ф. не участвовал в публичных слушаниях по вопросу застройки названного земельного участка, С учетом того, что площадь указанного земельного участка 755 кв.м превышает предельно допустимые минимальные размеры, установленные для земельных участков в территориальной зоне ОД.2, суд обоснованно признал недействительным постановление администрации от 19.04.2017 N 1591. Территориальная зона застройки, установленная Правилами, в границах которой расположен данный участок, не соответствует функциональному зонированию, предусмотренному Генеральным планом. В ч.3 ст. 9, ч.9 ст. 10, ч.10 ст. 31, п.1 ч.2 ст. 33, п.2 ч.1 ст. 34, ч.15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования. Несоответствие Правил Генеральному плану свидетельствует о незаконности указанных Правил. Правила подлежат применению только в части, не противоречащей Генеральному плану. Поскольку в предусмотренной Генеральным планом функциональной зоне, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, не предполагается возможность строительства указанных административных зданий, разрешение на строительство выдано Департаментом Меликяну А.А. незаконно. В период рассмотрения судом данного дела администрацией внесены изменения в Правила (ред. от 16.07.2018 N 57 п.12), согласно которым указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1.). Проектная документация административного здания также не соответствует требованиям градостроительного законодательства.
В судебном заседании представители индивидуального предпринимателя Меликян Алика Айдыновича и Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объеме.
Представители Прокуратуры Краснодарского края и индивидуального предпринимателя Кочубея Сергея Федоровича не согласились с доводами апелляционных жалоб, просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения градостроительного законодательства в деятельности администрации г. Краснодара установлено, что Постановлением от 19.04.2017 N 1591 индивидуальному предпринимателю Меликяну А.А. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0204003:36 по ул. Красных Партизан, 90, г. Краснодара. Застройщику предоставлено право увеличить площадь застройки участка до 80%, а также уменьшить отступы от границ земельного участка.
03.05.2017 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Краснодара индивидуальному предпринимателю Меликяну А.А. выдано разрешение N RU 23306000-4825-р-2017 на строительство административного здания.
Полагая, что постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.04.2017 N 1591 о предоставлении Меликяну А.А. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по ул. Красных Партизан, 90 в г. Краснодаре, разрешение от 03.05.2017 N RU 23306000-4825-р-2017 на строительство административного здания, выданного департаментом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования г. Краснодар Меликяну А.А., не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Прокуратура Краснодарского края обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В частях 1, 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях соблюдения установленного порядка.
Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок. При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Кодекса не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Из содержания приведенных норм следует, что срок для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих государственные полномочия, не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
Течение процессуального срока в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации началось с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении его права.
Оспариваемое заявителем постановление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и разрешение на строительство датированы 19.04.2017 и 03.05.2017, соответственно.
Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Однако конкретные нарушения законодательства могут быть выявлены лишь в результате проверки. Так, на основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, а также другие материалы, свидетельствующие о допущенных правонарушениях и требующих использования прокурорских полномочий.
Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления Прокуратура Краснодарского края указала, что о нарушении требований градостроительного законодательства при выдаче органом местного самоуправления оспариваемого разрешения на строительство заявителю стало известно после получения 11.08.2017 информации из Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.
В целях устранения данных нарушений в досудебном порядке прокурором г. Краснодара 18.08.2017 внесено в адрес главы администрации г. Краснодара представление об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства. Однако данный акт прокурорского реагирования отклонен органом местного самоуправления, что подтверждено ответом от 30.10.2017.
В связи с тем, что произведенные меры прокурорского реагирования не достигли своей цели, прокуратура Краснодарского края обратилась с настоящим заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края 15.11.2017.
В пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснено, что применительно к части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.
Поскольку прокурор до истечения трехмесячного срока предпринимал меры прокурорского реагирования для устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, суд первой инстанции обоснованно восстановил пропущенный срок.
Исходя из статей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельным кодексом Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, согласно которым регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты решения, обеспечивающие сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (статья 1 ЗК РФ).
Градостроительным кодексом Российской к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 2 ГрК РФ).
Градостроительная деятельность осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства. Одним из результатов территориального планирования является установление функциональных зон.
При градостроительном зонировании в правилах землепользования и застройки определяются территориальные зоны и устанавливаются градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации право на обращение с заявлениями за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства имеют правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки.
В силу части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар Меликяну А.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:43:0204003:36 площадью 755 кв. м с видом разрешенного использования "общественные здания административного назначения: административные и офисные здания" по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Меликяну А.А. выдан градостроительный план земельного участка N RU 23306000-00000000004789 по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.03.2015 N 2635 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара" утвержден выданный градостроительный план земельного участка по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
21.11.2016 Меликян А.А. обратился в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания с отступом от соседних земельных участков по ул. Энгельса, 160-3 метра, по ул. Красных Партизан, 92-1,5 метра, определив минимальный отступ строений от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования по ул. Красных Партизан - 3 метра, по ул. Энгельса - 1 метр, увеличив процент застройки до 80%.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.04.2017 N 1591 "О предоставлении А.А. Меликяну разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара" А.А. Меликяну предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0204003:36 площадью 755 кв. м по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара, определив минимальный отступ строений от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования по ул. Красных Партизан - 3 метра, по ул. Энгельса - 1 метр, увеличив процент застройки до 80%.
На основании заявления А.А. Меликяна и документов, предоставленных в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдано разрешение на строительство от 03.05.2017 N RU 23306000-4825-р четырехэтажного с подземным этажом административного здания по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
В состав земель населенных пунктов в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается вхождение земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской о Федерации Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения п или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации карта функционального зонирования генерального плана содержит границы и описание функциональных зон с указанием планируемых и для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов I регионального значения, линейных объектов местного значения.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу N 310-КГ17-15291, выкопировка из генерального плана с указанием зоны функционального использования подлежит учету судами при определении возможности строительства на участке капитальных объектов.
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с частью 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Согласно генеральному плану, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" земельный участок по ул. Красных Партизан, 90 расположен в зоне индивидуальной жилищной застройки с высокой степенью озеленения не подлежащей уплотнению.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, на момент выдачи спорного разрешения земельный участок по вышеуказанному адресу расположен в общественно-деловой зоне местного значения ("ОД 2").
Исходя из требований генерального плана, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", земельный участок по ул. Красных Партизан, 90, как на момент выдачи спорных разрешений, так и на момент вынесения судом первой инстанции решения мог находиться только в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1).
Доводы о том, что Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар устранено ранее имеющееся противоречие в зонировании земельного участка по ул. Красных Партизан, 90 между Генеральным планом муниципального образования город Краснодар и Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Согласно п. 3 ч. 1.1.1. ст. 32 Решения городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (ред. от 17.11.2016, с изм. от 16.11.2017, действующей на момент выдачи спорного разрешения) "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" к основным видам разрешенного использования зоны застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1) являются, в том числе, административные и офисные здания с количеством надземных этажей не более двух.
При этом выданным разрешением от 03.05.2017 N RU 23306000-4825-р дано согласие на строительство четырехэтажного с подземным этажом административного здания по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
Поскольку правила землепользования и застройки не соответствовали генеральному плану города Краснодара, они подлежали применению только в части, не противоречащей генеральному плану (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2017 N Ф08-2730/2017 по делу N А32-2694/2016).
При соответствии правил землепользования и застройки генеральному плану в отношении указанного земельного участка был бы установлен иной градостроительный регламент, в частности, для зоны застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж. 1.1), действующим на момент принятия оспариваемого разрешения на строительство градостроительным регламентом предусмотрено строительство административных и офисных зданий с количеством надземных этажей не более двух, максимальный процент застройки участка - 50%.
Т.о., поскольку заявленный объект строительства не соответствовал разрешенным видам использования земельного участка, утвержденным Генеральным планом, основания для выдачи разрешения на строительство, предусматривающего возведение здания с количеством наземных этажей 4 и с процентом застройки земельного участка в размере 80%, отсутствовали.
Согласно Постановлению от 19.04.2017 N 1591 главы муниципального образования город Краснодар на проектируемом земельном участке разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания, а именно: минимальный отступ строений от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования по ул. Красных Партизан - 3 метра, по ул. Энгельса - 1 метр, увеличен процент застройки до 80%.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
На официальном сайте администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара 18.11.2016 опубликовано "Информационное сообщение о проведении публичных слушаний 06.12.2016 в Западном округе", в котором администрация муниципального образования город Краснодар информирует о проведении публичных слушаний 06.12.2016 в 18.15 в актовом зале здания администрации Западного внутригородского округа города Краснодара, расположенного по ул. Калинина, 339 по следующему вопросу: "О предоставления гражданину Меликяну Алику Айдыновичу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания на земельном участке по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара, с отступом от соседних земельных участков по ул. Энгельса, 160-3 метра, по ул. Красных Партизан - 1,5 метра, определив минимальный отступ строений от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования по ул. Красных Партизан - 3 метра, по ул. Энгельса - 1 метр, увеличив процент застройки до 80%".
В газете "Краснодарские известия" 19.11.2016 также опубликовано вышеуказанное "Информационное сообщение о проведении публичных слушаний 06.12.2016 в Западном округе".
Согласно пункту 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
На официальном сайте администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара 16.12.2016 (время московское 16 часов 52 минуты) опубликовано "Заключение о результатах публичных слушаний от 06.12.2016 в Западном округе": "О предоставления гражданину Меликяну Алику Айдыновичу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания на земельном участке по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара, с отступом от соседних земельных участков по ул. Энгельса, 160-3 метра, по ул. Красных Партизан - 1,5 метра, определив минимальный отступ строений от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования по ул. Красных Партизан - 3 метра, по ул. Энгельса - 1 метр, увеличив процент застройки до 80%".
Публичные слушания являются публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования.
Публичные слушания по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.
Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар главе муниципального образования город Краснодар рекомендовано отказать в выдаче гражданину Меликяну А.А. разрешения на отклонение о предельных параметров разрешенного строительства административного здания на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0204003:36 площадью 755 кв. м по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара, определив минимальный отступ строений от границы, отделяющий земельный участок от территории общего пользования по ул. Красных Партизан - 3 метра, по ул. Энгельса - 1 метр, увеличив процент застройки земельного участка до 80% (протокол от 23.12.2016 N 17).
Однако 03.03.2017 Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар рекомендовано главе муниципального образования город Краснодар предоставить гражданину Меликяну А.А. разрешение на отклонение о предельных параметров разрешенного строительства административного здания на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0204003:36 площадью 755 кв. м по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара, определив минимальный отступ строений от границы, отделяющий земельный участок от территории общего пользования по ул. Красных Партизан - 3 метра, по ул. Энгельса - 1 метр, увеличив процент застройки земельного участка до 80% (протокол от 03.03.2017, 10.03.2017 N 2).
Прокуратура Краснодарского края, обращаясь с настоящим заявлением, указала, что из публичной кадастровой карты следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0204003:36 имеет прямоугольную форму, при этом ни застройщиком, ни органом местного самоуправления при принятии оспариваемого постановления не представлены доказательства того, что участок имеет неблагоприятные характеристики для застройки, перечисленные в статье 40 ГрК РФ.
В материалы дела представлено письмо за подписью главного инженера Т.В. Стрельникова от 24.03.2017 N 25, адресованное на имя и.о. директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, в котором необходимость отклонения от предельных параметров строительства объясняется соответствием проектируемого здания существующей линии застройки; ограниченной площадью земельного участка; соответствием сложившейся градостроительной ситуации, архитектурному облику ул. Красных Партизан; улучшением архитектурного облика.
Доводы об ограниченной площади земельного участка правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:43:0204003:36 имеет правильную прямоугольную форму и площадь 755 +/- 10 кв. м, что больше минимально допустимой площади земельного участка, то есть является благоприятным для застройки.
Из материалов проверки, проведенной Департаментом архитектуры и градостроительства Краснодарского края совместно с Прокуратурой города Краснодара в отношении рассматриваемого объекта капитального строительства, следует, что правообладатель земельного участка в своем обращении о предоставлении разрешения на отклонение просил сократить минимальные отступы от строения до границы смежных земельных участков и территории общего пользования, а также увеличить предельный процент застройки земельного участка до 80%. Однако изменение предельных параметров разрешенного строительства, направленное в сторону увеличения площади застройки, может быть обусловлено для земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом.
ИП Меликян Алик Айдынович в материалы дела не представил документы, свидетельствующие об отсутствии возможности строительства на спорном земельном участке правильной формы объекта, соответствующего предельным параметрам разрешенного строительства.
ИП Кочубей С.Ф., являющийся смежным землепользователем по отношению к ИП Меликян А.А., указал, что последний начал строительство административного здания на недопустимо близком расстоянии от индивидуального жилого дома, принадлежащего Кочубей С.Ф., что нарушает его права с учетом действующего генерального плана г. Краснодара.
Учитывая, что площадь рассматриваемого участка в размере 755 кв. м превышает предельно допустимые минимальные размеры, установленные для земельных участков в территориальной зоне ОД.2, оспариваемое постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.04.2017 N 1591 о предоставлении Меликяну А.А. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по ул. Красных Партизан, 90 в г. Краснодаре, является недействительным.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, заинтересованные лица в обход существа института согласования отступления от предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных процедур публичных слушаний в части обеспечения участия смежных землепользователей, права которых напрямую затрагиваются принятым решением, а также при несоблюдении императивных норм генерального плана, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", приняли постановление от 19.04.2017 N 1591 о предоставлении Меликяну А.А. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по ул. Красных Партизан, 90 в г. Краснодаре, а также выдали разрешение от 03.05.2017 N RU 23306000-4825-р-2017 на строительство административного здания.
Более того, Прокуратура Краснодарского края, оспаривая выданное разрешение на строительство, указывает, что проектная документация административного здания не соответствует требованиям градостроительного законодательства.
В соответствии с таблицей 7 Нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 19.07.2012 N 32 п. 13, при проектировании административных общественных зданий следует предусматривать места для хранения и парковки автомобилей из расчета 58 машино-мест на 100 работающих в проектируемом здании.
Заявитель указывает, что согласно п. 4 раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" представленной проектной документации в административном здании в смену работает 28 человек. Таким образом, парковка легковых автомобилей для сотрудников здания должна быть запроектирована на 16 машино-мест, 12 машино-мест - подземная парковка в подвальном этаже здания, 7 машино-мест - открытая автостоянка на территории общего пользования, что противоречит ч. 1 ст. 48 ГрК РФ. Указанное подтверждается информацией от 11.08.2017 департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края.
В целях получения разрешения на строительство застройщиком предоставляются материалы, содержащиеся в проектной документации (п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ), положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно приобщенным в материалы дела заключениям судебно-строительных экспертиз от 05.03.2018 и от 24.12.2018, проведенных в рамках дела N А32-27211/2017 относительно документации по объекту "Административное здание по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе г. Краснодара", разработанной ИП Щербинин Ю.Д., получено положительное заключение негосударственной экспертизы ООО "Центр экспертных решений" от 27.03.2017 N 77-2-1-3-0037-17.
Согласно пункту 3.2.2.1 данного заключения негосударственной экспертизы "Схема планировочной организации земельного участка" (лист 12), парковка легковых автомобилей для сотрудников здания запроектирована на 11 машино-мест, из них 6 машино-мест - располагаются на территории благоустройства, 5 машино-мест - на ул. Красных Партизан и ул. Энгельса. Недостающие парковочные места будут расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0203021:3 по ул. Бабушкина, 60.
Также в пункте 3.2.2.2 "Архитектурные решения" (лист 13) указано, что большая часть подвального помещения предусмотрена под выставочный зал. Входы выполнены изолированными от наземных этажей и ведут непосредственно наружу.
Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту, либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.
На основании вышеизложенного доводы ИП Меликян А.А. относительно количества парковочных мест также обоснованно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Учитывая вышеизложенное, постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.04.2017 N 1591 "О предоставлении гражданину А.А. Меликяну разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по ул. Красных Партизан, 90 в Западном внутригородском округе города Краснодара", разрешение на строительство от 03.05.2017 N RU 23306000-4825-р-2017, выданное Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, не соответствуют Генеральному плану, утвержденному Решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", нарушают права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вследствие чего правомерно признаны недействительными.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2019 по делу N А32-50047/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50047/2017
Истец: Прокуратура Краснодарского края
Ответчик: Администрация МО г Краснодар, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации МО г.Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Меликян Алик Айдынович, Прокуратура Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8847/19
01.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10366/19
22.04.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50047/17
05.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22482/18
22.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4470/18