В целях уменьшения размера дебиторской задолженности ОАО "РЖД" и организации работы по ее своевременному взысканию приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по взысканию дебиторской задолженности ОАО "РЖД".
2. Руководителям филиалов ОАО "РЖД" в месячный срок разработать на основе утвержденного настоящим приказом Положения и утвердить порядок организации работы по взысканию дебиторской задолженности, и направить копию этого документа в Правовой департамент.
Президент |
В.И. Якунин |
Положение
об организации работы по взысканию дебиторской задолженности ОАО "РЖД"
(утв. приказом ОАО "РЖД" от 19 октября 2006 г. N 248)
Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок работы подразделений ОАО "РЖД" по взысканию дебиторской задолженности.
2. Настоящее Положение не распространяется на порядок работы подразделений ОАО "РЖД" по предъявлению контрагентам претензий и ведению судебной работы по количеству и качеству поставляемых товарно-материальных ценностей, выполняемых работ, оказываемых услуг.
3. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:
- дебиторская задолженность - не исполненное в срок контрагентом обязательство о выплате денежных средств в пользу ОАО "РЖД" в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, а также не исполненное в срок обязательство контрагента, задолженность по которому возникла в соответствии с предварительно уплаченной контрагенту суммой (авансом) по договору;
- юридическое подразделение - Правовой департамент, юридическая служба (управление, отдел, сектор), юрисконсульт, осуществляющие правовое сопровождение деятельности ОАО "РЖД";
- бухгалтерское подразделение - Департамент бухгалтерского учета, службы бухгалтерского и налогового учета железных дорог, бухгалтерии структурных подразделений железных дорог, бухгалтерии функциональных филиалов ОАО "РЖД";
- подразделение-исполнитель - структурное подразделение ОАО "РЖД", инициировавшее заключение договора согласно Положению о договорной работе в ОАО "РЖД" либо отвечающее за осуществление расчетов с контрагентами в соответствии со своей компетенцией.
В случае передачи договора, заключенного подразделением аппарата управления ОАО "РЖД", на исполнение структурному подразделению ОАО "РЖД" (причем осуществление расчетов остается за аппаратом управления ОАО "РЖД") права и обязанности подразделения-исполнителя в соответствии с настоящим Положением осуществляет соответствующее подразделение аппарата управления ОАО "РЖД" (департамент, управление), инициировавшее заключение этого договора.
4. Ответственность за своевременный и надлежащий учет исполнения обязательств перед ОАО "РЖД", полноту и достоверность документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, несет подразделение-исполнитель.
5. Бухгалтерское подразделение ведет учет и проводит инвентаризацию дебиторской задолженности.
6. Юридическое подразделение несет ответственность за правильность составления претензий и исков к контрагентам, представление в установленном порядке интересов ОАО "РЖД" в судах, органах прокуратуры, юстиции, внутренних дел и иных органах при взыскании дебиторской задолженности, за соблюдение сроков и порядка обжалования судебных актов.
7. При наличии у контрагента неисполненного обязательства о выплате денежных средств в пользу ОАО "РЖД" в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, срок образования задолженности по которому превышает 60 календарных дней, структурные подразделения ОАО "РЖД" обязаны отказывать в заключении (продлении) договоров с этим контрагентом, за исключением случаев, когда неисполнение обязательства связано с обстоятельствами непреодолимой силы либо когда обязанность ОАО "РЖД" заключить договор предусмотрена законодательством Российской Федерации.
8. Для контроля за состоянием дебиторской задолженности подразделение-исполнитель ведет реестр контрагентов, имеющих дебиторскую задолженность, в системе сводной отчетности ЕК АСУФР (модуль "Управленческая отчетность, документы "Расшифровка дебиторской задолженности по контрагентам").
Первоочередные мероприятия по взысканию дебиторской задолженности
9. Подразделение-исполнитель осуществляет контроль за полным и своевременным погашением контрагентом дебиторской задолженности в соответствии с Положением о договорной работе в ОАО "РЖД".
10. В случае образования дебиторской задолженности в связи с неисполнением обязательства перед ОАО "РЖД" контрагенту предъявляется претензия в порядке, предусмотренном договором или настоящим Положением.
Цель предъявления претензии - доказательно убедить контрагента в том, что его действия не соответствуют условиям договора и невыгодны для него, принимая при этом меры досудебного разбирательства.
Предъявление контрагенту претензии не освобождает подразделение-исполнителя от осуществления таких направленных на погашение дебиторской задолженности мер, как направление писем, телеграмм, составление актов сверок и т.д.
11. Претензии о взыскании дебиторской задолженности, вытекающей из деятельности подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", предъявляет Правовой департамент.
Претензии о взыскании дебиторской задолженности, вытекающей из деятельности филиалов ОАО "РЖД", в т.ч. их структурных подразделений, предъявляют юридические подразделения филиалов ОАО "РЖД" и их структурные подразделения.
12. Не позднее десяти рабочих дней с даты образования дебиторской задолженности подразделение-исполнитель направляет в юридическое подразделение письменное обращение о необходимости предъявления претензии, к которому прилагаются следующие документы:
- копии документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т.д.);
- реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т.д.);
- расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);
- копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;
- копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства.
13. Юридическое подразделение в течение пяти рабочих дней с даты получения письменного обращения, указанного в пункте 12 настоящего Положения, определяет правовые основания для предъявления претензии и при наличии таких оснований предъявляет контрагенту претензию.
14. Претензия должна содержать следующие данные:
- наименование контрагента;
- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие статьи договора и нормативных правовых актов;
- указание о предполагаемом способе исполнения обязательств;
- расчет суммы требований по претензии и номер счета, на который должны быть перечислены денежные средства;
- срок исполнения обязательств контрагентом и/или срок ответа на претензию, который не может превышать 60 дней с даты, когда обязательство контрагента должно было быть исполнено, если иной срок не предусмотрен договором или законодательством Российской Федерации;
- информация о мерах, которые будут осуществлены в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств ОАО "РЖД", обращение в суд и т.д.);
- дата и регистрационный номер претензии;
- подпись уполномоченного лица.
15. Претензия направляется контрагенту заказным письмом (иным способом, позволяющим доказать факт направления претензии).
16. При отсутствии у юридического подразделения достаточной информации и/или документов для предъявления претензии подразделение-исполнитель должно в течение двух рабочих дней со дня извещения об этом предоставить недостающую информацию.
Если оснований для предъявления претензии нет, юридическое подразделение письменно сообщает об этом подразделению-исполнителю.
17. О факте предъявления контрагенту претензии юридическое подразделение не позднее дня, следующего за днем ее предъявления, информирует подразделение-исполнителя, а также направляет ему копию претензии.
18. Передача в юридическое подразделение материалов и документов для предъявления претензии не освобождает подразделение-исполнителя от дальнейшей работы по обеспечению погашения контрагентом дебиторской задолженности.
19. Подразделение-исполнитель осуществляет контроль за исполнением контрагентом требований, содержащихся в претензии, включающий в себя следующие мероприятия:
- проверка полноты и соблюдения сроков исполнения требований, содержащихся в претензии;
- информирование юридического подразделения в случае полного или частичного отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок.
20. В случае если ответ на претензию представляется в юридическое подразделение, это подразделение не позднее следующего за днем получения ответа дня направляет его копию в подразделение-исполнитель.
21. В случае если контрагент не исполнил заявленные в претензии требования в указанный в претензии срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.
22. Претензии должны предъявляться всем контрагентам без исключения, даже если направление претензий не предусмотрено условиями договора.
Если по каким-либо причинам претензия не была предъявлена контрагенту и ее предъявление не является обязательным согласно условиям договора или требованиям законодательства, то по истечении 60 дней с даты образования дебиторской задолженности она подлежит взысканию в судебном порядке.
Организация работы по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке
23. Не позднее трех рабочих дней с даты получения полного (частичного) отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок, а также в случае, предусмотренном пунктом 22 настоящего Положения, подразделение-исполнитель направляет в юридическое подразделение письменное обращение о необходимости предъявления судебного иска, к которому прилагаются следующие документы:
- копии документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т.д.);
- информация о результатах рассмотрения контрагентом претензии, включая копию претензии, или информация о том, что претензия не направлялась;
- реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т.д.);
- расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);
- копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;
- копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства.
24. Юридическое подразделение в течение десяти рабочих дней с даты получения письменного обращения с комплектом документов согласно пункту 22 настоящего Положения предъявляет исковое заявление в суд в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
При расчете суммы иска в нее в обязательном порядке включаются суммы штрафов, предусмотренных договором и законодательством Российской Федерации.
25. При отсутствии у юридического подразделения достаточной информации и документов для предъявления иска подразделение-исполнитель в течение трех рабочих дней со дня получения извещения об этом обязано предоставить недостающие информацию и документы или сообщить письменно об отсутствии таковых.
Если в этом случае имеющиеся информация и документы не позволяют ОАО "РЖД" обосновать исковые требования, то иск не предъявляется.
О причинах непредъявления иска юридическое подразделение уведомляет подразделение-исполнителя.
26. Передача в юридическое подразделение материалов и документов для ведения судебной работы в отношении контрагента не освобождает подразделение-исполнителя от обязанности контроля за исполнением контрагентом своих обязательств.
27. Подразделение-исполнитель обязано контролировать поступление от контрагентов платежей в счет погашения дебиторской задолженности, а также незамедлительно представлять в юридическое подразделение документы, имеющие отношение к взысканию дебиторской задолженности (переписка, акты сверки расчетов и т.д.).
В случае погашения контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга подразделение-исполнитель незамедлительно направляет в юридическое подразделение письменное сообщение об этом с целью дальнейшей корректировки способов защиты интересов ОАО "РЖД".
28. При рассмотрении искового заявления о взыскании дебиторской задолженности подразделение-исполнитель обязано оказывать юридическому подразделению помощь в подготовке документов, а при необходимости обеспечить присутствие на судебных заседаниях своих специалистов.
29. После выдачи судом исполнительного листа о взыскании с контрагента просроченной дебиторской задолженности юридическое подразделение в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- направляет в структурные подразделения ОАО "РЖД" либо в органы государственной власти запросы о предоставлении информации о банковских счетах и имуществе контрагента;
- направляет исполнительный лист в банки, обслуживающие счета контрагента;
- организует взаимодействие с подразделениями службы судебных приставов для взыскания дебиторской задолженности на основании выданного судом исполнительного листа;
- обращается в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
30. Подразделение-исполнитель ежемесячно, до пятого числа, направляет в юридическое подразделение запрос о результатах проведенной судебной работы с указанием контрагентов, по которым были представлены документы для предъявления исков.
Юридическое подразделение ежемесячно, до десятого числа, представляет в подразделение-исполнитель ответ на указанный запрос, который должен содержать следующие данные:
- наименование контрагента;
- предмет спора и реквизиты договора, по которому образовалась дебиторская задолженность;
- размер дебиторской задолженности и сумма иска, включающая суммы штрафов;
- текущее состояние рассмотрения судебного дела: краткое содержание вынесенных по делу судебных актов, информация о получении исполнительных листов и т.д.;
- информация о ходе взыскания по исполнительным листам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положением установлен порядок работы подразделений ОАО "РЖД" по взысканию дебиторской задолженности. Этот порядок разработан в целях уменьшения размера дебиторской задолженности ОАО "РЖД" и организации работы по ее своевременному взысканию.
Ответственность за своевременный и надлежащий учет исполнения обязательств перед ОАО "РЖД" несет подразделение-исполнитель (подразделение, инициировавшее заключение договора либо отвечающее за расчеты с контрагентами в соответствии со своей компетенцией). Бухгалтерское подразделение ведет учет и проводит инвентаризацию дебиторской задолженности. Юридическое подразделение несет ответственность за правильность составления претензий и исков к контрагентам, представление интересов ОАО "РЖД" в судах, органах прокуратуры, юстиции, внутренних дел и иных органах при взыскании дебиторской задолженности.
Установлен порядок проведения первоочередных мероприятий по взысканию дебиторской задолженности, а также организации работы по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке.
Приказ ОАО "РЖД" от 19 октября 2006 г. N 248 "Об утверждении Положения об организации работы по взысканию дебиторской задолженности ОАО "РЖД"
Текст приказа опубликован в журнале "Экономика железных дорог", 2007 г., N 5