г. Томск |
|
01 августа 2019 г. |
Дело N А03-3674/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Хабарского района Алтайского края (07АП-5577/2019) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.04.2019 по делу N А03-3674/2018 (судья Смотрова Е.Д.)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (65054, г. Кемерово, Пионерский бульвар, 4а, ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935)
к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Хабарского района Алтайского края (658780, Алтайский край, с. Хабары, ул. Ленина, 42, ИНН 2286001540, ОГРН 1022202892800), председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Хабарского района Алтайского края Куприенко Марине Николаевне (658780, с. Хабары, Алтайского края, ул. Ленина, 42)
о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии АС N 006726800 по делу N А03-14916/2015, в трехмесячный срок, как несоответствующего пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; о признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Хабарского района Алтайского края Куприенко Марине Николаевне, выразившегося в не внесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Хабарский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии АС N 006726800 по делу N А03- 14916/2015 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнении;
об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исполнения исполнительного листа серии АС N 006726800 по делу N А03-14916/2015 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу;
об обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Хабарского района Алтайского края Куприенко Марину Николаевну внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Хабарский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии АС N 006726800 по делу N А03-14916/2015 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу.
С привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Хабарского района Алтайского края (658780, с. Хабары Алтайского края, ул. Ленина, 42).
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными бездействия:
- Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края (далее - Комитет), выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии АС N 006726800 по делу NА03-14916/2015 в трехмесячный срок как несоответствующего пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
- председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Баевского района Алтайского края Куприенко М.Н. (далее - председатель Комитета Куприенко М.Н.), выразившегося в не внесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Хабарский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006726800 по делу NА03-14916/2015 в течение трех месяцев со дня поступления на исполнение,
- об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исполнения исполнительного листа серии АС N 006726800 по делу NА03-14916/2015 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу,
- об обязании председателя Комитета Куприенко М.Н. внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Хабарский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006726800 по делу NА03-14916/2015 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Хабарского района Алтайского края (далее - Администрация, третье лицо).
Решением от 22.04.2019 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены частично, суд признал незаконным бездействие Комитета по неисполнению исполнительного листа серии АС N 006726800 по делу N А03-14916/2015 в течении трех месяцев со дня его поступления как несоответствующее пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязав Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества; признал незаконным бездействие председателя Комитета Куприенко М.Н., выразившееся в не внесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Хабарский район Алтайского края" в целях исполнения исполнительного листа серии АС N 006726800 по делу N А03-14916/2015 как несоответствующее пункту 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязав председателя Комитета внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Хабарский район Алтайского края" для исполнения исполнительного листа АС N 006726800 по делу N А03-14916/2015.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым в удовлетворении требований общества отказать.
Указывает, что в период с 05.09.2017 и по 27.11.2018 у Комитета отсутствовала обязанность и возможность исполнить судебное решение и исполнительный лист ввиду несоответствия предъявленных обществом документов требованиям законодательства, в частности наличия описки. Указанная описка препятствовала Комитету исполнить судебный акт, общество инициативу в устранении указанной описки не проявляло, что исключает в данном случае вину и ответственность Комитета, его председателя по неисполнению судебного акта.
С учетом того, что препятствия по исполнению исполнительного листа серии ФС N 006726800 по делу N А03-14916/2015, объективно существовавшие не по вине Комитета и председателя Комитета, устранены по инициативе Комитета 27.11.2018, трехмесячный срок, установленный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения необходимо исчислять с 28.11.2018, окончание течения срока 28.02.2019.
При таких обстоятельствах, обращение общества в суд в марте 2018 года было преждевременным.
В оспариваемом решении все выводы суда построены на том, что фактическим ответчиком и должником по основному делу N А03-14916/2015 и по исполнительному листу должно было быть и является муниципальное образование Хабарский район Алтайского края как публично-правовое образование, которое к участию в делах не привлекалось, что является существенным нарушением процессуальных норм.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.09.2015 по делу N А03-14916/2015 с Администрации Хабарского района Алтайского края в пользу общества взыскано 6 019 498 руб. 78 коп., в том числе 5 301 686 руб. 77 коп. основного долга и 717 812 руб. 01 коп. неустойки, а также 9 020 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В целях исполнения судебного акта арбитражным судом взыскателю выдан исполнительный лист ФС N 006726800 по делу NА03-14916/2015 о взыскании денежных средств с администрации Хабарского района Алтайского края, с. Хабары.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о разъяснении судебного акта, а именно за счет каких средств должны быть исполнены исполнительные листы серии ФС N 006726800 по делу NА03-14916/2015.
Определением от 14.08.2017 по делу А03-14916/2015 судом разъяснено, что исполнительные листы подлежит исполнению за счет казны Муниципального образования Баевского района Алтайского края. Определением суда от 27.11.2018 была исправлена опечатка в определении о разъяснении судебного акта по делу N А03-14916/2015 слова "Баевского района" заменены словами "Хабарского района".
Исполнительный лист серии ФС N 006726800 по делу NА03-14916/2015 был направлен обществом письмом от 01.09.2017, получен Комитетом 05.09.2017 (лист дела 15).
Полагая незаконными бездействие Комитета и его председателя, выразившееся в неисполнении исполнительных листов в установленный законодательством срок, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованными лицами не были представлены доказательства совершения необходимых действий по исполнению исполнительных листов в трехмесячный срок с момента их поступления (05.09.2017).
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод обоснованным, при этом исходит из следующего.
По правилам статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными возможно при несоответствии таких актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий, предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий воздержанию от совершения определенных действий.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 242.2 названного Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 N 1312-О-О, направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Судом из материалов дела установлено, что для целей исполнения судебного акта в 2017 году в бюджете муниципального образования было выделено недостаточно денежных средств.
Установив, что сумма взыскания по судебному акту превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования, с учетом того, что председатель Комитета имеет право вносить изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о допущенном бездействии председателя Комитета.
При этом суд первой инстанции предлагал заинтересованному лицу представить доказательства совершения необходимых действий по исполнению исполнительных листов в трехмесячный срок с момента их поступления (05.09.2017).
Представленные заинтересованным лицом обращение Комитета по финансам к Главе Хабарского района от 26.03.2018 N 11, обращение Администрации Хабарского района от 29.03.2018 N 499 "Об оказании финансовой помощи" в адрес Правительства Алтайского края; обращение Администрации Хабарского района от 26.04.2018 N 645 к Хабарскому районному Совету депутатов по вопросу внесения изменения в решение районного Совета депутатов от 26.12.2017 N 55 "О бюджете муниципального образования Хабарский район на 2018 год", решение Хабарского районного совета депутатов от 27.04.2018 N 24 об отказе во внесении изменений в решение о бюджете на 2018 год, обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве таких доказательств, поскольку действия совершены в более поздний период, а не в трехмесячный срок с момента поступления исполнительных листов на исполнение (05.09.2017 по 05.12.2017).
Ссылка подателя жалобы на то, что с 05.09.2017 и по 27.11.2018 у Комитета отсутствовала обязанность и возможность исполнить судебное решение и исполнительный лист ввиду того, что предъявленные обществом документы не соответствовали требованиям законодательства (опечатка в определении суда от 14.08.2017 о разъяснении судебного акта в части наименования муниципального образования), отклоняется.
Как верно указал суд первой инстанции, обществом на исполнение был направлен исполнительный лист АС N 006726800 по делу N А03-14916/2015, содержащий правильное наименование муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Комитета, выразившегося в неисполнении исполнительного листа, в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение, незаконным бездействие председателя Комитета, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа.
Довод подателя жалобы о нарушении норм процессуального права, выразившееся в не привлечении муниципального образования Хабарский район Алтайского края к участию в делах, подлежит отклонению.
По смыслу пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 к лицам, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт, относятся лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, в случае, если судебный акт принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Исходя из этого, принимая во внимание характер спорного правоотношения, указание в мотивировочной и резолютивной частях судебных актов на взыскание денежных средств с муниципального образования Хабарского района Алтайского края в лице администрации Хабарского района Алтайского края как главного распорядителя бюджетных средств, суд апелляционной инстанции полагает, что судебные акты не повлияли на права и обязанности Комитета, в том числе не создали препятствий для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора, поскольку каких-либо выводов относительно прав и обязанностей Комитета он не содержат.
Таким образом, судом не допущено нарушение норм процессуального права.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных норм права, доказательств, представленных в материалы настоящего дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 22 апреля 2019 года по делу N А03-3674/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Хабарского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3674/2018
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Ответчик: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района АК
Третье лицо: Администрация Хабарского района АК