Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления среднего профессионального образования П.Ф. Анисимова о состоянии и перспективах развития среднего технического образования и его роли в обеспечении экономики квалифицированными кадрами, коллегия отмечает, что на современном этапе среднее техническое образование является одним из наиболее востребованных видов профессионального образования, играет значительную роль в кадровом обеспечении экономики, повышении ее эффективности и конкурентоспособности.
В конце XX века подготовка специалистов со средним техническим образованием претерпела существенные изменения. Общесистемный социально-экономический кризис 90-х годов привел к заметному спаду производства и, как следствие, - к снижению потребности в квалифицированных кадрах. Подготовка специалистов со средним техническим образованием за период с 1985 по 1994 годы сократилась почти в два раза- прием на специальности технического профиля уменьшился с 421 до 222 тысяч человек. Со второй половины 90-х годов в российской экономике начался подъем производства, который обусловил повышение спроса на квалифицированные кадры. При этом рост востребованности специалистов со средним техническим образованием в ведущих отраслях промышленности вызван не только восстановлением масштабов традиционного использования таких кадров, но и изменением профессионально-квалификационной структуры занятости в связи с применением нового поколения технических устройств и технологий. Внедрение наукоемких автоматизированных процессов, технологизация производства, глобальная информатизация - все это приводит к повышению доли численности работников со средним техническим образованием, сочетающих достаточно широкую теоретическую подготовку с практикоориентированными умениями по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-технических функций, контролю качества продукции.
В настоящее время специалисты со средним профессиональным образованием составляют в промышленности 32 %, в строительстве - 30 %, на транспорте и в связи - 35%.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу отмечается, что на современном этапе возрастает потребность в специалистах со средним профессиональным образованием для обеспечения технологической культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического и информационного сервиса.
В сложных экономических условиях средние специальные учебные заведения сумели сохранить свой образовательный потенциал, необходимый для подготовки специалистов технического профиля. Дальнейшее развитие среднего технического образования, осуществляемое в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и Программой развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы, позволило достигнуть целого ряда позитивных результатов: увеличение масштабов и рационализация структуры подготовки специалистов, совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, укрепление связи среднего технического образования с производством.
Современная средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового технического образования по 166 специальностям. Динамика подготовки специалистов технического профиля в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях характеризуется стабильным ростом приема, численности студентов и выпуска специалистов. За последние 5 лет прием студентов на специальности технического профиля увеличился на 89 тыс. человек или 38 %. Численность студентов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях по специальностям технического профиля, составляет 1 млн. человек, прием на обучение - 321 тыс. человек. Доля приема студентов на специальности среднего технического образования составляет 37% от общего приема в средние специальные учебные заведения.
Введение второго поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования создало условия для качественного обновления среднего технического образования, позволило сформировать его содержание как практикоориентированного профессионального образования, которое обеспечивает не только широкий функциональный профиль специалиста, но и овладение гуманитарными и естественнонаучными знаниями, подготовку в области экономики, менеджмента, права, информатики.
Развитие среднего технического образования сдерживается рядом проблем, важнейшими из которых являются:
отсутствие обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие Российской Федерации;
неразработанность тарифно-квалификационных характеристик (профессионального стандарта) по должностям работников, требующим среднего профессионального образования;
снижение эффективности управления средними специальными учебными заведениями технического профиля, что обусловлено их значительной рассредоточенностью по ведомственной принадлежности;
разрушение традиционных связей средних специальных учебных заведений с производством, старение учебно-лабораторной базы учебных заведений, затруднение организации производственной практики студентов;
отсутствие пополнения кадрового состава средних специальных учебных заведений технического профиля руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном производстве.
В условиях расширения востребованности специалистов со средним техническим образованием, повышения требований к качеству их труда основной задачей образовательной системы является обеспечение соответствия результатов ее деятельности кадровым запросам экономики, определяемым тенденциями развития науки, техники, производства. Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу перед профессиональным образованием поставлены задачи формирования эффективного рынка образовательных услуг, выполнения государственных приоритетов в подготовке кадров. В соответствии с этим, важным аспектом развития среднего технического образования является ориентация на потребности реального сектора экономики, кадровое обеспечение ведущих отраслей производства, прежде всего оборонно-промышленного, машиностроительного комплекса, других отраслей, играющих значительную роль в формировании экономического потенциала.
В целях реализации стратегии развития среднего технического образования, разработанной в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и Программой развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы, подготовлен проект основных мероприятий по развитию среднего технического образования России на 2004-2006 годы. Коллегия решила:
1. Одобрить рассмотренный проект основных мероприятий по развитию среднего технического образования России на 2004-2006 годы (далее - Основные мероприятия).
2. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову):
2.1. Доработать проект основных мероприятий по развитию среднего технического образования России на 2004-2006 годы и представить его на утверждение.
2.2. Довести Основные мероприятия до государственных органов управления средним профессиональным образованием, средних специальных учебных заведений, общественных организаций.
2.3. Обеспечить координацию и контроль работы по реализации Основных мероприятий.
2.4. Совместно с Управлением экономики и социального развития (Ю.Н. Фроловым):
2.4.1. При оптимизации сети средних специальных учебных заведений в регионально-отраслевом аспекте учитывать государственные приоритеты по кадровому обеспечению ведущих отраслей производства специалистами со средним техническим образованием.
2.4.2. Осуществлять учет перспективных тенденций развития производства, государственных приоритетов кадрового обеспечения отраслей экономики при формировании контрольных цифр приема в средние специальные учебные заведения и распределении финансирования.
2.4.3. Способствовать развитию устойчивых договорных отношений средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов технического профиля, с работодателями с целью повышения уровня практической подготовки студентов и улучшения их трудоустройства, обеспечить развитие целевой контрактной подготовки специалистов со средним техническим образованием.
2.5. Совместно с Управлением начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) в срок до 01.04.2004:
2.5.1. Разработать рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по организации управления образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, передаваемыми из ведения федеральных министерств и ведомств.
2.5.2. Подготовить предложения по формированию многоуровневых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального и среднего профессионального образования.
2.6. Обеспечить проведение эксперимента по подготовке специалистов со средним техническим образованием для работы в условиях высокотехнологичного производства на Московском машиностроительном производственном предприятии "Салют".
3. Структурным подразделениям Министерства предусмотреть в планах работы реализацию Основных мероприятий в соответствии со своей компетенцией.
4. Управлению развития материально-технической базы (С.К. Сергееву) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым) обеспечить формирование на базе ведущих средних специальных учебных заведений современного материально-технического потенциала для практического обучения студентов по перспективным направлениям подготовки специалистов технического профиля (в соответствии с Федеральной программой развития образования).
5. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову), Управлению международного образования и сотрудничества (Н.М. Дмитриеву) провести анализ европейских процессов по развитию профессионального образования технического профиля.
6. В целях кадрового обеспечения развития среднего технического образования Институту проблем развития среднего профессионального образования (А.А. Скамницкому) обеспечить проведение работы по повышению квалификации и профессиональной переподготовке преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин специальностей среднего технического образования.
7. В целях научного обеспечения развития среднего технического образования:
7.1. Институту проблем развития среднего профессионального образования (А.А. Скамницкому) осуществить расширение научных исследований в области среднего технического образования.
7.2. Просить Российскую академию образования (Н.Д. Никандрова), Институт среднего профессионального образования РАО (Г.В. Мухаметзянову) провести работу по научному обоснованию формирования системы управления качеством среднего технического образования.
7.3. Управлению развития образования и региональной политики (П.Е. Кондрашову) предусмотреть включение на конкурсной основе проектов, направленных на обеспечение реализации Основных мероприятий, в планы научно-исследовательских работ по научно-методическому обеспечению Федеральной программы развития образования.
7.4. Управлению развития и планирования научных исследований (С.В. Лебедеву) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым) провести работу по включению на конкурсной основе проектов, обеспечивающих научную поддержку реализации Основных мероприятий, в программы научно-исследовательских работ.
8. Рекомендовать федеральным министерствам и ведомствам, имеющим в своем ведении средние специальные учебные заведения, органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
8.1. Довести Основные мероприятия до подведомственных средних специальных учебных заведений, реализующих специальности технического профиля.
8.2. Осуществить корректировку отраслевых и региональных программ развития среднего профессионального образования в соответствии с Основными мероприятиями.
8.3. Предусмотреть обеспечение реализации Основных мероприятий при разработке программ развития соответствующих отраслей экономики в части формирования кадрового потенциала.
8.4. Обеспечить корректировку и реализацию программ развития подведомственных средних специальных учебных заведений в соответствии с Основными мероприятиями.
8.5. Обеспечить развитие договорных отношений подведомственных средних специальных учебных заведений с работодателями с целью совершенствования образовательного процесса, улучшения трудоустройства выпускников, привлечения дополнительных источников для совершенствования учебно-материальной базы.
9. Просить Союз директоров средних специальных учебных заведений России (В.М. Демина), другие общественные организации в системе среднего профессионального образования принять участие в реализации Основных мероприятий.
10. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову) в срок до 04.02.2004 подготовить приказ по реализации решения коллегии.
Председатель коллегии |
В.М. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Среднее техническое образование является одним из наиболее востребованных видов профессионального образования, играет значительную роль в кадровом обеспечении экономики, повышении ее эффективности и конкурентоспособности. Несмотря на то, что доля специалистов со средним профессиональным образованием на начало 2004 г. составила в промышленности 32 %, в строительстве - 30 %, на транспорте и в связи - 35%, потребность в них постоянно растет.
Отражены динамика и основные проблемы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Так, основными проблемами среднего специального образования являются: отсутствие обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие Российской Федерации; неразработанность тарифно-квалификационных характеристик (профессионального стандарта) по должностям работников, требующим среднего профессионального образования; снижение эффективности управления средними специальными учебными заведениями технического профиля, что обусловлено их значительной рассредоточенностью по ведомственной принадлежности, а также некоторые другие.
В этой связи одобрен проект основных мероприятий по развитию среднего технического образования России на 2004-2006 г. Даны соответствующие указания по его реализации.
Приказ Минобразования РФ от 24 января 2004 г. N 1/2 "О состоянии и перспективах развития среднего технического образования и его роли в обеспечении экономики квалифицированными кадрами"
Текст приказа размещен на сайте Минобрнауки России в Internet (http://www.edu.ru)