город Томск |
|
5 августа 2019 г. |
Дело N А02-1453/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Стасюк Т.Е., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Павловой Ю.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый И.Б., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроснаб" (N 07АП-5673/2019) на решение от 30.04.2019 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Новикова О.Л.) по делу N А02-1453/2017 по иску соистцов - Прокурора Республики Алтай в лице заместителя прокурора и Министерства природных ресурсов, экологии и туризма (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Муниципальному образованию "Чойский район" Республики Алтай в лице Администрации (ОГРН 1030400607962, ИНН 0409381852, ул. Ленина, д. 27, с. Чоя, Чойский район, Республика Алтай) и Крестьянскому хозяйству "Паспаульское" (ОГРН 1030400607775, ИНН 0409000070, ул. Совхозная, д. 2, с. Паспаул, Чойский район, Республика Алтай), о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ИНН 0411119757, ОГРН 1040400770486, место нахождения: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, 8), общество с ограниченной ответственностью "Восток Холдинг" (ОГРН 1147746821826, ИНН 7703814278), общество с ограниченной ответственностью "Агроснаб" (ОГРН 1130411004745, ИНН 0411166524), общество с ограниченной ответственностью "Чолмон" (Республика Алтай, Усть-Канский район с. Яконур, ул. Туткушева, д. 26), Ильин Александр Геннадьевич (г. Москва), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН 1052201876946, ИНН 2221067818, место нахождения: ул. Пролетарская, д. 65, г. Барнаул, Алтайский край), Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу. ОГРН 1075406009073, ИНН 5406388224, место нахождения: ул. Крылова д. 31, г. Новосибирск, Новосибирская область).
В судебном заседании приняли участие:
от Прокурора Республики Алтай: Дашевская О.С. по поручению, удостоверение;
от Министерства природных ресурсов, экологии и туризма: не явился (извещен);
от ответчиков: не явились (извещены);
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Агроснаб": Балакаев Р.В. по доверенности от 05.04.2019, паспорт;
от иных лиц: не явились (извещены).
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Алтай в лице заместителя прокурора Республики Алтай (далее - прокурор) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Администрации Муниципального образования "Чойский район" Республики Алтай (далее - администрация) и к Крестьянскому хозяйству "Паспаульское" (далее - крестьянское хозяйство, к/х "Паспаульское") о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 04:02:070601:149, 04:02:070601:147, 04:02:041006:125, 04:02:041007:25, 04:02:040805:262, 04:02:041005:55, 04:02:041004:79, 04:02:041004:78, 04:02:040805:261, 04:02:040804:87, 04:02:040901:156, 04:02:040903:97, 04:02:041002:129 из земель сельскохозяйственного назначения, заключенных 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" и Крестьянским хозяйством "Паспаульское".
Всего, прокурором заявлено о признании недействительными (ничтожными) 14 договоров купли - продажи земельных участков.
Заявив аналогичные требования, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (после переименования - Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай) (далее - министерство) вступило в дело в качестве соистца.
В обоснование требований о признании сделок недействительными министерство указало обстоятельства нахождение земельный участков с кадастровыми номерами 04:02:070601:149, 04:02:070601:147, 04:02:041006:125, 04:02:041007:25, 04:02:040805:262, 04:02:041005:55, 04:02:041004:79, 04:02:041004:78, 04:02:040805:261, 04:02:040804:87, 04:02:040901:156, 04:02:040903:97, 04:02:041002:129 на землях участка лесного фонда с кадастровым номером 04:02:0000:156, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией.
В ходе рассмотрения данного дела министерство обратилось с самостоятельным иском к ООО "Агроснаб", ООО "АлтайАгро", ООО "Восток Холдинг", ООО "Чолмон" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером:
- 04:02:070601:147, расположенного на землях лесного фонда - Паспаульского участкового лесничества, в кварталах N N 304, 309, 310, 311, Саракокшинского участкового лесничества, в кварталах N N 17, 18, 19, 212, 213, 214,215;
- 04:02:070601:149, расположенного на землях лесного фонда - Саракокшинского участкового лесничества, в кварталах N N 22, 29, 30, 215, 216, 217 и Саракокшинского участкового лесничества в урочище Каракокша, в квартале N 3 и в Паспаульском участковом лесничестве, в квартале N 313;
- 04:02:041007:25 - расположенного на землях лесного фонда - Паспаульского участкового лесничества, в кварталах N N 42, 277, 286, 287, 289, 297, 298, 299, 303, 308;
- 04:02:040901:156 (был образован в объект недвижимости 04:02:040901:167), расположенного на землях лесного фонда в Паспаульском участковом лесничестве, в кварталах N N 21, 24, 242, 243, 245, 246, 247, 253, 254, 255, 256, 257, 261, 264;
- 04:02:041004:79 - расположенного на землях лесного фонда - Паспаульского участкового лесничества, в кварталах N N 30, 283, 284, 285, 295, 296, 302;
- 04:02:041002:129 - расположенного на землях лесного фонда - Паспаульского участкового лесничества, в кварталах N N 25, 233, 238, 239, 250, 251, 259, 260, 271 и в Чойском участковом лесничестве, в квартале N 538;
- 04:02:041005:55 - расположенного на землях лесного фонда - в Паспаульском участковом лесничестве, в кварталах N N 26, 28, 42, 249, 258, 270, 277, 286, 297, 298, 299, 303;
- 04:02:040903:97 - расположенного на землях лесного фонда- в Паспаульском участковом лесничестве, в кварталах N N 29, 34, 281, 282, 283, 284, 292, 293, 294, 295, 301, 302, 305, 306, 307;
- 04:02:041006:125- расположенного на землях лесного фонда, в Паспаульском участковом лесничестве, в кварталах N N 259, 260, 271, 272, 278, 279, 280, 288, 290, 291, 300, 304 и в Чойском участковом лесничестве, в кварталах NN 20, 538, 541, 543, 547;
- 04:02:041004:78 - расположенного на землях лесного фонда в Паспаульском участковом лесничестве, в кварталах N N 30, 33, 34, 35, 306, 307;
- 04:02:040805:261 - расположенного на землях лесного фонда в Паспаульском участковом лесничестве, в кварталах N N 231, 232, 237;
- 04:02:040804:87- (был образован в объект недвижимости 04:02:040804:96) - расположенного на землях лесного фонда в Паспаульском участковом лесничестве, в кварталах N N 2, 3, 20, 22, 217, 218, 230, 236, 241, 242, 244;
об истребовании из чужого незаконного владения:
общества с ограниченной ответственностью "Восток Холдинг" - земельного участка категории земель с кадастровым номером 04:02:070601:148, расположенного на землях лесного фонда в Паспаульском участковом лесничестве, в кварталах N N 42, 43, 303, 308, 309, 310, 312, 313, 314, 315, 316, 317 и в Саракокшинском участковом лесничестве, в кварталах N N 29, 212, 215, 216.
общества с ограниченной ответственностью "АлтайАгро" - земельного участка с кадастровым номером 04:02:040805:262, расположенного на землях лесного фонда в Паспаульском участковом лесничестве, в кварталах N N 3, 19, 215, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 231.
Исковое заявление министерства принято судом к производству - дело N А02-2181/2018.
Судом объединены дело N А02-1453/2017 и N А02-2181/2018 для совместного рассмотрения в рамках дела N А02-1453/2018.
После объединения дел по ходатайству Прокурора Республики Алтай в лице первого заместителя прокурора суд привлек прокурора к участию в деле в порядке статей 46 и 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве истца об истребовании из незаконного владения ООО "Агроснаб", ООО "АлтайАгро", ООО "Восток Холдинг" и ООО "Чолмон" земельных участков с кадастровыми номерами: 04:02:070601:147, 04:02:070601:149, 04:02:041007:25, 04:02:040901:156 (был образован в объект недвижимости 04:02:040901:167), 04:02:041004:79, 04:02:041005:55, 04:02:040903:97, 04:02:041006:125, 04:02:041004:78, 04:02:040805:261, 04:02:040804:87, 04:02:070601:148, 04:02:040805:262.
В процессе рассмотрения дела требования министерства и прокурора рассматривались в деле N А02-1453/2017, однако, придя к выводу о достаточности доказательств для оценки требований прокурора и министерства о признании недействительными договоров купли-продажи 14 спорных земельных участков, суд закончил стадию судебного разбирательства по иску о признании сделок недействительными, выделив в отдельное производство (дело N А02-604/2019) требование прокурора и министерства об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
Таким образом, предметом спора по делу N А02-1453/2017 являлось признание недействительными 14 договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 04:02:070601:147, 04:02:070601:149, 04:02:041007:25, 04:02:040901:156 (был образован в объект недвижимости 04:02:040901:167), 04:02:041004:79, 04:02:041005:55, 04:02:040903:97, 04:02:041006:125, 04:02:041004:78, 04:02:040805:261, 04:02:040804:87, 04:02:070601:148, 04:02:040805:262.
Решением от 30.04.2019 Арбитражного суда Республики Алтай исковые требования удовлетворены, признаны недействительным (ничтожным):
- договор N 1 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:070601:148, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 20268680 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское",
- договор N 2 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:070601:149, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 8641061 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское",
- договор N 3 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:070601:147, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 13077887 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское",
- договор N 4 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:041006:125, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 22982857 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское",
- договор N 5 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:041007:25, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 13792928 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское",
- договор N 6 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:040805:262, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 9617140 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское";
- договор N 7 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:041005:55, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 13629899 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское";
- договор N 8 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:041004:79, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 7066711 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское";
- договор N 9 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:041004:78, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 2298398 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское";
- договор N 10 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:040805:261, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 3938046 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское";
- договор N 11 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:040804:87, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 15074355 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское";
- договор N 12 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:040901:156, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 25695711 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское";
- договор N 13 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:040903:97, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 19932921 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское";
- договор N 14 купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:02:041002:129, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, площадью 11263926 кв. м., заключенный 28.08.2014 между Муниципальным образованием "Чойский район" в лице администрации и Крестьянским хозяйством "Паспаульское".
Производство по требованию к Крестьянскому хозяйству "Паспаульское" (ОГРН 1030400607775, ИНН 0409000070, ул. Совхозная, д. 2, с. Паспаул, Чойский район, Республика Алтай) прекращено в связи с его ликвидацией.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агроснаб" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда по настоящему делу отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Считает принятое решение необоснованным и незаконным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильным применение норм материального права и норм процессуального права.
В обоснование к отмене судебного акта ссылается на то, что судом к спорным правоотношениям неправильно применены положения части 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку заключенные договоры купли-продажи исполнены как одной стороной Администраций (участки фактически переданы), так и второй стороной к/х "Паспаульское" (участки приняты у продавца, произведена оплата), все существенные условия сделки купли-продажи соблюдены, переход права собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке зарегистрирован в ЕГРН; указывает, что нахождение на земельном участке лесов и лесных насаждений не может безусловно свидетельствовать о том, что данные земли относятся исключительно к категории земель лесного фонда; Считает, что спор о признании сделки недействительной (ничтожной) не может быть рассмотрен по существу заявленных требований, так как к/х "Паспаульсткое", являющийся стороной в договорах купли-продажи, в отношении которого заявлено требование о признании указанной сделки недействительной, согласно данным в Едином государственном реестре юридических лиц прекратило свою деятельность (исключено из ЕГРП как недействующее юридическое лицо).
Кроме того, апеллянт указывает на то, что отсутствует информация в общедоступном источнике об отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда, напротив орган местного самоуправления (публичный орган власти) - администрация продавала эти участки как земли сельскохозяйственного назначения; в Едином государственном реестре недвижимости ведения о земельных участках как об участках лесного фонда также отсутствуют. Не представлено доказательств ненадлежащего использования земельных участков.
Истцы в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению истца, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельны.
Прокурор и представитель апеллянта в судебном заседании поддержали свои позиции изложенные письменно.
Министерство, ответчик и третьи лица надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав прокурора и представителя апеллянта (третьего лица по делу), проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не устанлвил оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 27.08.2014 администрация МО "Чойский район" вынесла постановление N 305 о предоставлении К/Х "Паспаульское" на праве собственности за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, с указанием местоположения - Чойский район, с кадастровыми номерами 04:02:070601:148, 04:02:070601:149, 04:02:070601:147, 04:02:041007:25, 04:02:041006:125, 04:02:040805:262, 04:02:041005:55, 04:02:041004:79, 04:02:041004:78, 04:02:040805:261, 04:02:040804:87, 04:02:040901:156, 04:02:040903:97, 04:02:041002:129.
Указанное постановление о предоставлении земельных участков в собственность было принято по итогам обращения 27.08.2017 крестьянского хозяйства "Паспаульское" с заявлением N 001/02 о предоставлении в собственность за плату в размере 2 % от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в границах Чойского муниципального образования, с кадастровыми номерами в соответствии с кадастровыми паспортами: NN 04:02:070601:148; 04:02:041004:78; 04:02:041002:129; 04:02:041005:55; 04:02:070601:149; 04:02:040901:156; 04:02:041007:25; 04:02:040804:87; 04:02:040805:261; 04:02:070601:147; 04:02:041004:79; 04:02:040805:262; 04:02:040903:97; 04:02:041006:125.
В заявлении крестьянское хозяйство указало, что земельные участки необходимы для расширения многопрофильного сельскохозяйственного производства.
28.08.2014 на основании Постановления от 27.08.2014 N 305 между Администрацией МО "Чойский район" в лице Главы МО "Чойский район" Борисова А.М. (продавец) и К/Х "Паспаульское" в лице главы Танзыкова А.Э. (покупатель) было подписано 14 договоров купли-продажи земельных участков:
- с кадастровым номером 04:02:070601:148, общей площадью 20268680 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:070601:149, местоположение: Республика Алтай, Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:070601, общей площадью 8641061 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:070601:147, местоположение: Республика Алтай, Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:070601, общей площадью 13077884 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:041006:125, местоположение: Республика Алтай, Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:041006, общей площадью - 22982857 кв. м.), для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:041007:25, местоположение: Республика Алтай, Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:041007, общей площадью 13792928 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, являющегося неотъемлемой частью договора, по цене 183862 руб. 85 коп.
- с кадастровым номером 04:02:040805:262, местоположение: Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:040805, общей площадью 9617140 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, являющегося неотъемлемой частью договора, по цене 76937 руб. 12 коп.
- с кадастровым номером 04:02:041005:55, местоположение: Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:041005, общей площадью 13629899 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:041004:79, местоположение: Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:041004, общей площадью 7066711 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:041004:78, местоположение: Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:041004, общей площадью 2298398 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:040805:261, местоположение: Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:040805, общей площадью 3938046 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:040804:87, местоположение: Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:040804, общей площадью 15074355 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:040901:156, местоположение: Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:040901, общей площадью 25695711 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:040903:97, местоположение: Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:040903, общей площадью 19932921 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка,
- с кадастровым номером 04:02:041002:129, местоположение: Чойский район в границах кадастрового квартала 04:02:041002, общей площадью 11263926 кв. м., для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
25.09.2014 и 26.09.2014 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности К/Х "Паспаульское" на указанные земельные участки - номера регистрации: 04-02-02/028/2014-153, 04-02- 02/028/2014-154, 04-02-02/028/2014-155, 04-02-02/028/2014-155, 04-02-02/028/2014-157, 04-02-02/028/2014-158, 04-02-02/028/2014-159, 04-02-02/028/2014-160, 04-02-02/028/2014-161, 04-02-02/028/2014-162, 04-02-02/028/2014-163, 04-02-02/028/2014-164, 04-02-02/028/2014-165, 04-02-02/028/2014-166.
По платежному поручению от 02.12.2014 N 528 Ильин Александр Геннадьевич перечислил администрации 1 700 000 руб. с указанием в назначении платежа: оплата за К/Х "Паспаульское" по договорам от 28.08.2014 NN 1-14.
После заключения указанных договоров купли-продажи земельных участков и регистрации на них прав собственности, крестьянское хозяйство "Паспаульское" совершило сделки по отчуждению спорных земельных участков третьим лицам.
Так земельный участок с кадастровым номером 04:02:070601:148 был отчужден по договору купли-продажи от 12.11.2014, заключенному между К/Х "Паспаульское" (продавец) и Ильиным Александром Геннадьевичем (покупатель), передан в собственность Ильина А.Г.
11.11.2015 между К/Х "Паспаульское" (продавец) и ООО "Чолмон" (покупатель) был подписан договор купли-продажи N 08-16/01, в соответствии с которым продавец передал в собственность покупателя 13 земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 04:02:070601:147; 04:02:070601:149; 04:02:041007:25; 04:02:040901:156; 04:02:041004:79; 04:02:041002:129; 04:02:040805:262; 04:02:041005:55; 04:02:040903:97; 04:02:041006:125; 04:02:041004:78; 04:02:040805:261; 04:02:040804:87.
По договору купли-продажи от 16.02.2016 N 04-16/02 земельные участки, приобретенные ООО "Чолмон" по договору купли-продажи N 08-16/01 у К/Х "Паспаульское", были отчуждены ООО "Агроснаб".
В соответствии с договором купли-продажи от 28.03.2017 N 04-17/03 земельный участок кадастровым номером 04:02:040805:262 ООО "Агроснаб" передало в собственность ООО "АлтайАгро".
Переход прав собственности на земельные участки был зарегистрирован за новыми правообладателями в ЕГРП.
Согласно данным ЕГРП права собственности на земельные участки зарегистрированы за ООО "Восток Холдинг", "АлтайАгро", за ООО "Агроснаб".
После регистрации права частной собственности на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения началась рубка лесных насаждений.
Прокурор полагая, что состоялось отчуждение в частную собственность под видом земель сельскохозяйственного назначения земель лесного фонда, обратился с иском о признании договоров купли-продажи недействительными в целях защиты интересов Российской Федерации и публичных интересов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковое заявление, основывался на том, что материалами дела подтверждено, что оспариваемые договоры противоречат действующему законодательству, в результате отчуждения земельных участков причинен вред собственнику - Российской Федерации, сделка является мнимой, то есть совершена без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции по существу спора верными, при этом исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен порядок перевода земель из одной категории в другую и предусмотрен перечень документов, в которых может указываться категория земель. К таким документам относятся, в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем, по смыслу пункта 2 этой же статьи, данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которому земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Из анализа пунктов 1 и 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6 (пункты 1 и 3) и 67 - 69, 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 следует, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства (материалы лесоустройства Чойского лесничества).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
На основании части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.
Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение обоснованности заявленных требований в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, а также лесоустроительные документы.
С целью определения местоположения спорных земельных участков судом и была назначена судебная экспертиза, по результатам которой в материалы дела представлено экспертное заключение, согласно которому данные земельные участки расположены на землях лесного фонда на территории Чойского лесничества, при этом указаны конкретные участковые лесничества, квартала и выдела, в которых находятся каждый из спорных земельных участков.
Вхождение спорных земельных участков в состав земель лесного фонда также подтверждается представленными в материалы дела лесохозяйственными документами Чойского лесничества лесоустроительным планшетом данного лесничества, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" и заключением со схемами наложения земель и таблицами, в которых перечислены координаты поворотных точек, находящиеся в конкретных кварталах лесничества.
Оценив представленные в материалах дела документы, в том числе заключение ФГБУ "Рослесинфорг, заключение эксперта ООО "Гео Плюс", информацию государственного лесного реестра, выписки из таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов, планы лесных насаждений, суд первой инстанции установил, что площадь спорных земельных участков, являющихся, по мнению апеллянта землями сельскохозяйственного назначения, полностью занята лесоустроенным лесным фондом.
Вопреки доводам ООО "Агроснаб" сведения, содержащиеся в государственных реестрах, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как могли быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица.
В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, а также части земельных участков.
Из смысла данной правовой нормы во взаимосвязи со статьями 128 и 133 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки и части земельных участков являются объектами гражданских отношений. Неделимый земельный участок - это такой земельный участок, в отношении которого невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом. Делимый земельный участок может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Лесной участок является лесоустроенным, на него зарегистрировано право собственности, значит, он является полноценным объектом гражданских прав независимо от наличия или отсутствия собственных межевых точек и его постановки на кадастровый учет.
Представитель третьего лица, возражая на требования, также указал, что законодатель, установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости.
Коллегией данный довод отклоняется, поскольку не основан на материалах гражданского дела, и противоречит закону ввиду следующего.
Как указано в пункте 3 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоуостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Пунктом 6 Федерального закона N 280-ФЗ установлено, что статьи положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением федерального законодательства, в том числе земельного (пункт 1 статьи 20 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации), именно результаты надзорной деятельности стали поводом для обращения с иском в суд. В томе 3 настоящего дела содержатся материалы прокурорской проверки, обращения граждан, статьи из СМИ, письма из Администрации Президента Российской Федерации, на основании которых был проведен целый комплекс проверок соблюдения земельного и лесного законодательства ответчиками по настоящему делу при распоряжении землями лесного фонда.
В силу закона прокурор составляет акт проверки только в случае отсутствия выявленных нарушений (пункт 14 статьи 20 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации), при этом, если такие нарушения закона выявлены, прокурор вносит меры реагирования, к которым в числе прочих относится исковое заявление.
Кроме того, по поручению прокуратуры республики уполномоченными органами по осуществлению государственного земельного надзора - Управлением Росреестра по Республике Алтай и Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай было проведено обследование спорных земельных участков на предмет их целевого использования или неиспользования, а также на предмет наличия признаков нецелевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Как показали результаты исследования, признаков использования земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с целевым назначением (сельскохозяйственная деятельность) не установлено, на спорных земельных участках имеются признаки использования земельных участков не в соответствии с их целевым назначением - осуществляется вырубка древесины.
Таким образом, прокурор доказал, что спорные земельные участки, незаконно отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не используются по целевому назначению, установлен факт использования с нарушением законодательства Российской Федерации - на них осуществляется вырубка древесины в отсутствие на то законных оснований.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апеллянта об отсутствии сведений, подтверждающих утверждение в установленном порядке материалов лесоустройства, поскольку факт отнесения спорного участка к землям лесного фонда подтверждается представленной в материалы дела совокупностью доказательств (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), на что указано выше.
Выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые договоры противоречат действующему законодательству, в результате отчуждения земельных участков причинен вред собственнику - Российской Федерации, сделка является мнимой, то есть совершена без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 2 той же статьи требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Земли лестного фонда являются собственностью Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, именно Российской Федерации как собственнику принадлежит право распоряжения спорными земельными участками.
Распоряжение Администрацией МО "Чойский район" землями лесного фонда является незаконным и причиняет ущерб интересам собственника, в том числе с точки зрения сохранения лесов как экосистемы (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).
Вывод о мнимости сделки также соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Согласно пункту 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Как следует из материалов дела, сторона оспариваемых договоров купли-продажи земельных участков дважды пытались произвести их отчуждение в частную собственность, указывая цель приобретения земельных участков К/Х "Паспаульское" - расширение многопрфильного сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, первоначальные договоры были расторгнуты после обращения с исками о признании договоров недействительными. После расторжения договоров купли-продажи К/Х "Паспаульское" через шесть месяцев повторно обратилось с заявлением о приобретении спорных земельных участков в собственность, и после заключения договоров купли-продажи земельных участков произвело их отчуждение третьим лицам и ликвидировалось.
Подобные действия не могут быть квалифицированы как направленные на расширение сельскохозяйственного производства. Соответственно, заключая оспариваемые договоры, К/Х "Паспаульское" не имело намерения приобрести земли сельскохозяйственного назначения и вести сельскохозяйственное производство.
Доводы апеллянта о том, что ему не было известно об обстоятельствах приобретения участков лесного фонда ввиду отсутствия о них общедоступной информации отклоняются в силу изложенного выше. Приведенные им доводы не влияют на правовую квалификацию оспариваемых договоров купли-продажи.
Ссылка заявителей на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судами учитываются обстоятельства, установленные в каждом конкретном деле.
По существу доводы жалобы свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств по делу.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 30.04.2019 по делу N А02-1453/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроснаб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1453/2017
Истец: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, Прокурор Республики Алтай
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Чойский район" Республики Алтай, КФХ "Паспаульское", ООО "Агроснаб", ООО "АлтайАгро", ООО "Восток Холдинг", ООО "Чолмон"
Третье лицо: Ильин Александр Геннадьевич, Кыдатов Вячеслав Афанасьевич, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, ООО "Агроснаб", ООО "АлтайАгро", ООО "Восток Холдинг", ООО "Чолмон", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Кухтуеков Анатолий Александрович, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети", Прокуратура Республики Алтай, Прокуратура Томской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5609/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5609/19
05.08.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5673/19
30.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1453/17