г. Владивосток |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А59-961/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Дальний Восток",
апелляционное производство N 05АП-4759/2019
на решение от 21.05.2019
судьи А.И. Белоусова
по делу N А59-961/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Дальний Восток" (ОГРН 1152722001024, ИНН 2722038529)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН 1036500603908, ИНН 6501130026)
о признании незаконными действий должностного лица Таранниковой И.С. при проведении внеплановой проверки 05.02.2019, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены акта проверки от 05.02.2019 N 102,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Дальний Восток": Кайгородова А.Б., по доверенности от 01.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, паспорт;
от Государственной жилищной инспекции Сахалинской области: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Дальний Восток" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром межрегионгаз Дальний Восток") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностного лица Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, ГЖИ) Таранниковой И.С. при проведении внеплановой проверки 05.02.2019 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены акта проверки от 05.02.2019 N 102.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 21.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Газпром межрегионгаз Дальний Восток" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению общества, материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения общества о дате и времени проведении внеплановой документарной проверки, что является грубым нарушением требований к организации и проведении проверки. Указывает, что в распоряжении не указан перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки. В связи с этим отмечает, что при проведении проверки общество было лишено права давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки и защищать свои законные права и интересы.
ГЖИ, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие инспекции по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром межрегионгаз Дальний Восток" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
10.12.2018 в адрес инспекции поступило обращение гражданина Васильева В.В. о систематическом отключении газа в жилых домах с. Дальнее, г. Южно-Сахалинска.
Для всестороннего рассмотрения данного вопроса инспекция направила в адрес общества запрос от 17.12.2018 о предоставлении в срок до 27.12.2018 следующих документов: выписку из журнала оперативно-диспетчерской службы за декабрь 2018 года и документы, подтверждающие основания для отключения газа в вышеуказанном населенном пункте в данный период.
В результате анализа полученных документов (письмо общества от 24.12.2018) советником контрольно-надзорного управления инспекции было составлено мотивированное представление от 29.01.2019 о назначении внеплановой документарной проверки.
В связи с этим 05.02.2019 на основании распоряжения инспекции от 29.01.2019 N 102 в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления государственного надзора (контроля) за использованием, содержанием и сохранностью жилищного фонда, качества, объема и перечня коммунальных услуг гражданам.
В ходе контрольных мероприятий ГЖИ установила, что общество, являясь поставщиком природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд абонентов, допустило перерыв подачи газоснабжения на 4 часа 47 минут, что превысило допустимую продолжительность перерыва подачи газоснабжения.
Результаты проверки оформлены актом от 05.02.2019 N 102.
Не согласившись с действиями должностного лица при проведении внеплановой проверки, обществом обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
На территории Сахалинской области уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, является ГЖИ Сахалинской области, которая действует в соответствии с Положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.2015 N 173.
В силу пункта 3.1 данного Положения инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе, посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Закона N 294-ФЗ,
Так, по правилам пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены) (подпункт "в").
Согласно части 3.2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
По правилам части 3.3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Как установлено частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (часть 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ).
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, по факту обращения гражданина Васильева В.В. от 10.12.2018 в связи с систематическим отключением подачи газа в жилой дом, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее, ул. Рассветная, д. 10, инспекцией 17.12.2018 направлен запрос обществу о предоставлении документов.
Исполняя запрос, общество 24.12.2018 представило журнал учета входящих телефонограмм ОДС за декабрь 2018 года, журнал учета исходящих телефонограмм ОДС за декабрь 2018 года, телефонограммы от 09.12.2018 N 311, от 09.12.2018 N 385, от 09.12.2018 N 386, от 09.12.2018 N 387.
Анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что поводом для вынесения распоряжения от 29.01.2019 N 102 о проведении в отношении общества внеплановой документарной проверки послужило мотивированное представление от 29.01.2019.
Из буквального прочтения данного представления усматривается, что оно вынесено по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданина Васильева В.В., получения данных о фактах ненадлежащего представления обществом коммунальных услуг, выраженных в отсутствии газа по адресу: г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее, ул. Рассветная, д. 10, кв. 35, чем создается угроза жизни и здоровью граждан.
При этом предварительной проверкой поступившей информации от потребителя установлено, что коммунальная услуга по газоснабжению не предоставлялась потребителям многоквартирных домов с. Дальнее продолжительностью 04 часа 47 минут при допустимой продолжительности перерыва газоснабжения не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Данная информация, оформленная мотивированным представлением от 29.01.2019, отвечает признакам сведений, поименованных в подпункте "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и части 4.2 статьи 20 ЖК РФ, что обоснованно расценено органом жилищного надзора в качестве повода для проведения внеплановой проверки.
В свою очередь, изданное распоряжение от 29.01.2019 N 102 о проведении внеплановой документарной проверки общества по форме и содержанию соответствует типовой форме распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной в приложении N 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Соответственно, при назначении проверки административным органом нарушений Закона N 294-ФЗ допущено не было.
Довод заявителя жалобы о том, что в распоряжении не указан перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки, коллегией не принимается.
Как установлено частью 3 статьи 11 Закона N 294-ФЗ, в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
В рассматриваемом случае в ходе проведения предварительной проверки поступившей от гражданина информации, инспекция в соответствии с частью 3.2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ направила в адрес общества запрос от 17.12.2018 о представлении необходимых документов.
Учитывая, что данный запрос обществом был исполнен 24.12.2018, у инспекции отсутствовала необходимость распоряжением от 29.01.2019 N 102 запрашивать у общества какие-либо дополнительные документы, поскольку уже имеющиеся в распоряжении ГЖИ документы позволяли провести проверочные мероприятия.
Довод общества о его ненадлежащем извещении о проведении внеплановой документарной проверки, коллегией признается несостоятельным.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Из материалов дела усматривается, что распоряжение о проведении в отношении общества внеплановой документарной проверки от 29.01.2019 N 102 было получено представителем общества 05.02.2019.
При этом уведомление о начале проведения внеплановой документарной проверки от 29.01.2019 в тот же день было размещено в системе ГИС ЖКХ на официальном сайте https://dom.gosuslugi.ru, направлено обществу по факсимильной связи и по электронной почте на адрес office@sakh.mrgdv.ru, что подтверждается материалами дела и свидетельствует о надлежащем уведомлении общества о проведении внеплановой документарной проверки.
Более того, одновременно с этим следует отметить, что даже отсутствие уведомления общества о предстоящей проверке не свидетельствовало о нарушении инспекцией порядка проведения проверки, поскольку внеплановая проверка по основаниям, указанным в части 4.2 статьи 20 ЖК РФ, что относятся к спорному случаю, проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Указание общества на неправомерность действий должностного лица при проведении проверки апелляционным судом также не принимается.
Пунктом 2 статьи 15 Закона N 294-ФЗ закреплено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 статьи 18 Закона N 294-ФЗ к обязанностям должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки отнесено не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Из содержания приведенных норм следует, что проверяющий орган обязан обеспечить возможность присутствия руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой организации при проведении проверки.
Выявленное инспекцией нарушение зафиксировано в акте проверки от 05.02.2019 N 102, составленном с участием представителя общества по доверенности Марельтуевой В.В., которая, ознакомившись и получив копию акта со всеми приложениями, каких-либо возражений к нему не заявила.
Согласно пояснениям представителя заявителя апелляционной жалобы по результатам проверки к административной ответственности было привлечено должностное лицо общества, какие-либо меры административного реагирования в отношении общества не принимались, в связи с чем обществом избрано оспаривание действий должностного лица контролирующего органа при проведении проверки в качестве способа судебной защиты нарушенного права.
Между тем пояснения по вопросу о том, как оспариваемые действия нарушили права и законные интересы общества, заявитель не пояснил.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия считает, что действия должностного лица инспекции при проведении проверки и составлении акта проверки от 05.02.2019 N 102 соответствуют требованиям Закона N 294-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 21.05.2019 по делу N А59-961/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Дальний Восток" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 10.06.2019 N 1248.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-961/2019
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Дальний Восток"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4759/19
31.07.2019 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N А59-961/19
19.07.2019 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-961/19
13.06.2019 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4279/19
21.05.2019 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-961/19