г. Пермь |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А60-10195/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.М. Зарифуллиной,
судей И.П. Даниловой, С.И. Мармазовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Малышевой,
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбургу - Застроцкий К.В., паспорт, доверенность от 25.12.2018,
иные лиц, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 апреля 2019 года
вынесенное судьей Е.Ю. Майоровой
по делу N А60-10195/2019
по заявлению Шабалдина Владимира Кимовича, Калашникова Владимира Александровича, Упорова Александра Витальевича
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбургу
о признании недействительным решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбургу об отказе в государственной регистрации юридического лица,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Петряев Владимир Михайлович,
установил:
26.02.2019 Шабалдин Владимир Кимович, Калашников Владимир Александрович, Упоров Александр Витальевич обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга N 74102А от 29.12.2018 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов, недостоверных сведений и обязании Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга принять решение о государственной регистрации товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Фонд" согласно представленному ими заявления от 26.12.2018.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.04.2019 (резолютивная часть от 23.04.2019) заявленные требования удовлетворены. Решение от 29.12.2018 Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга N 74102А об отказе в государственной регистрации товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Фонд" признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Инспекция федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем рассмотрения представленного ими заявления от 26.12.2018 и принять решение о государственной регистрации товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Фонд" в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В порядке распределения судебных расходов с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в пользу Шабалдина Владимира Кимовича, Калашникова Владимира Александровича, Упорова Александра Витальевича в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано по 100 рублей.
Не согласившись с решением суда, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указав, что заявитель для государственной регистрации обязан представлять соответствующие требованиям действующего законодательства и содержащие достоверные сведения документы. Отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения (подпункт "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ). Исходя из положений ГК РФ, товарищество собственников недвижимости создается с целью совместного владения, пользования и распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании. Тогда как в пункте 2.3 устава ТСН указано: "товарищество имеет целью совместное владение, пользование и в установленных законом пределах распоряжение имуществом (вещами) учредителей (участников) как их недвижимого имущества - помещениях в зданиях, в том числе в многоквартирном (ных) доме (домах), или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п., в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами". Из представленных для государственной регистрации документов не усматривается наличие имущества, находящегося в силу закона в общей собственности или общем пользовании физических лиц, указанных в качестве учредителей создаваемого товарищества собственников недвижимости (Шабалдина В.К., Калашникова В.А., Упорова А.В.); в уставе не указан предмет деятельности товарищества, цели деятельности товарищества не соответствуют целям, установленным ГК РФ для товариществ собственников недвижимости. Представленные для государственной регистрации ТСН "Интеллект-Фонд" документы содержат недостоверные сведения, что явилось основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
От ТСН "Интеллект-Фонд" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным, просит рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании представитель жалобе ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга доводы апелляционной жалобы поддерживает. Считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Просит определение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, участники ТСН "Интеллект-Фонд" Шабалдиным В.К., Калашниковым В.А., Упоровым А.А. обратились в Инспекцию за государственной регистрацией создания Товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Фонд", приложив для этого необходимый пакет документов, а именно в числе прочего: заявление по форме N Р11001, решение учредителей, оформленное протоколом собрания учредителей ТСН от 25.12.2018 о создании ТСН "Интеллект-Фонд", чек-ордер об уплате государственной пошлины, устав ТСН "Интеллект-Фонд", копии паспортов учредителей. В качестве адреса места нахождения ТСН "Интеллект-Фонд" заявлен почтовый адрес: Свердловская область, г. Березовский, ул. Исакова,18-5.
Рассмотрев данное обращение, Инспекция установила, что в представленном уставе указаны недостоверные сведения: устав общества не содержит сведения о наличии имущества, находящегося в силу закона в общей собственности или общем пользовании физических лиц, указанных в качестве учредителей создаваемого товарищества собственников недвижимости.
Инспекцией принято решение от 26.12.2018 N 74102А об отказе в государственной регистрации его создания (л.д.62). При этом правовым основанием для отказа в совершении регистрационных действий указаны подпункты "х,ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Заявитель, полагая, что указанное решение от 29.12.2018 налогового органа не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что заявителями представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 12 Закона N 129-ФЗ, в связи, с чем у налогового органа отсутствовали установленные статьей 23 названного Закона основания для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя регистрирующего органа, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) принятого судебного акта в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Действия регистрирующего органа по регистрации создания юридических лиц регламентируются Законом N129-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок государственной регистрации юридических лиц урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Из положений Закона о государственной регистрации следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N129-ФЗ адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
На необходимость юридическому лицу иметь место своего нахождения ориентируют также положения пунктов 2, 3 статьи 54 ГК РФ, где место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
В соответствии со статьей 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
В пункте 5 статьи 51 ГК РФ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, в том числе пункты:
х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;
ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения.
В соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Согласно пунктам 4, 4.1 статьи 9 Закона N129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, участниками ТСН "Интеллект-Фонд" Шабалдиным В.К., Калашниковым В.А., Упоровым А.А. было принято решение о создании Товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Фонд", оформленное протоколом собрания учредителей Товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Фонд" от 25.12.2018.
В Инспекцию 26.12.2018 (вх. N74102А) от заявителя Шабалдина В.К. поступил комплект документов, предусмотренный статьей 12 Закона N129-ФЗ, а именно: заявление по форме NР11001; документ об уплате государственной пошлины; протокол собрания учредителей Товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Фонд" от 25.12.2018; устав ТСН "Интеллект-Фонд"; копии паспортов учредителей.
Рассмотрев представленный пакет документов, Инспекция 26.12.2018 приняла решение N74102А об отказе в государственной регистрации на основании подпунктов "х,ч" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, указав, что в представленных для государственной регистрации документах, в частности, протокол собрания учредителей от 25.12.2018, устав ТСН "Интеллект-Фонд" содержатся недостоверные сведения: устав общества не содержит сведения о наличии имущества, находящегося в силу закона в общей собственности или общем пользовании физических лиц, указанных в качестве учредителей создаваемого товарищества собственников недвижимости.
За представление недостоверных сведений ответственность несут заявители, юридические лица и(или) индивидуальные предприниматели (ст. 25 Федерального закона N129-ФЗ).
Поскольку данных, свидетельствующих о незаконности представленных заявителем документов, у регистрирующего органа не имелось, а налоговый орган самостоятельно давать оценку внутренним документам товарищества не вправе, налоговым органом на основании заявления по форме Р14001 отказано в регистрации юридического лица.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что причины отказа, приведенные регистрирующим органом в решении N 74102А об отказе в государственной регистрации, являются формальными, не основанными на законе. Пакет документов соответствовал требованиям статьи 12 Закона N 129-ФЗ. В заявлении о государственной регистрации юридического лица подтверждено, что сведения, содержащиеся в нем достоверны.
Установив, что заявителями представлены необходимые документы, предусмотренные статьей 12 Закона N 129-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у налогового органа установленных статьей 23 названного Закона оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании.
Признав оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Фонд" недействительным, суд восстановил права и законные интересы заявителя путем принятия решение о государственной регистрации товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Фонд" в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Изучив и проанализировав доводы апелляционной жалоба ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, апелляционный суд считает, что обстоятельства, на которых она основана, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов, сделанных судом первой инстанции.
Основания для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При отмеченных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит, апелляционную жалобу, с учетом приведенных в ней доводов, следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2019 года по делу N А60-10195/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.М. Зарифуллина |
Судьи |
И.П. Данилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10195/2019
Истец: Калашников Владимир Александрович, Упоров Александр Витальевич, Шабалдин Владимир Кимович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: Петряев Владимир Михайлович