Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1994 г. N 67
"О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 февраля 1997 г. N 8 настоящий приказ признан недействующим
Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также Положения о предварительном заключении под стражу недостаточно эффективен и не оказывает должного влияния на предупреждение нарушений. Серьезные недостатки и просчеты имеются в деятельности специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях. Прокуроры не в полной мере используют предоставленные им законом полномочия для фактического устранения вскрытых нарушений, повышения ответственности должностных лиц исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов за обеспечение законности и режима содержания.
В местах лишения свободы получили широкую распространенность различные правонарушения, осужденными и заключенными совершается немало преступлений, в том числе тяжких. Не изжиты случаи произвола и грубости со стороны сотрудников ИТУ, следственных изоляторов, вступление их в запрещенные связи с осужденными и заключенными.
Почти повсеместно нарушается закон в части материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных. Условия отбывания наказания и предварительного заключения не соответствуют международным нормам.
Многие освобожденные из мест лишения свободы вовлекают в преступную деятельность других лиц, становятся организаторами уголовных формирований, в том числе в сфере наркобизнеса, рэкета, теневой экономики и других форм организованной преступности.
В целях усиления влияния прокурорского надзора на состояние законности в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний приказываю:
1. Прокурорам субъектов Федерации, городов и районов, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях организовать действенный надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства, Положения о предварительном заключении под стражу и других законов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания, нацелить его на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания под стражей, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы.
2. При проверках состояния законности в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых учреждениях режима и условий содержания осужденных, реализации правовых норм, регулирующих их трудовое использование, проведение воспитательной работы, особое внимание обращать на причины вскрытых нарушений, реальность принятых мер по результатам предыдущих прокурорских проверок.
Тщательно проверять все факты нарушений законности, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения. При наличии признаков преступления возбуждать уголовные дела, своевременно информировать об этом Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Устанавливать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, полнее использовать прокурорские полномочия для повышения ответственности руководителей органов внутренних дел за обеспечение законности в исправительно-трудовых учреждениях.
3. Постоянно анализировать практику прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, материалы расследования уголовных дел о преступлениях в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых учреждениях. Выводы использовать для улучшения организации и повышения результативности прокурорского надзора, при проведении проверок исполнения требований законов службами органов внутренних дел, обеспечивающими исполнение уголовных наказаний, для постановки вопросов об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законности, в необходимых случаях через Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
4. В целях обеспечения законности и обоснованности, а также сроков содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию виновных в нарушении закона.
5. Прокурорам субъектов Федерации, их заместителям регулярно участвовать в проверках соблюдения законности в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах.
6. При осуществлении надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительно-трудовых учреждениях и следственных изоляторах руководствоваться требованиями приказа и.о. Генерального прокурора Российской Федерации N 31 от 29 июня 1994 г. "О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении". Особое внимание уделять законности мероприятий, проводимых по своевременному выявлению и предотвращению преступных проявлений, особенно организованных, раскрытию совершенных преступлений, пресечению недозволенных связей осужденных и заключенных.
Для предупреждения массовых беспорядков, захватов заложников, умышленных убийств и иных преступных проявлений осужденных и заключенных активнее применять уголовно-правовые методы борьбы с нарушениями режима содержания. Делать практические выводы из каждого такого факта.
В случаях возникновения в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур республик, краев, областей незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности
7. Постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией ИТУ, ВТК и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исправительной системы, и незамедлительно опротестовывать в случае несоответствия их закону.
8. Обеспечить квалифицированное поддержание государственного обвинения но уголовным делам, направленным в суд прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИТУ.
Прокурорам, осуществляющим надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, давать заключения в судах по делам об уголовно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания более мягким, а также при разрешении судом других вопросов, связанных с исполнением приговоров.
9. В связи с передачей функций по охране ИТУ и ВТК, а также контроля за лицами, содержащимися в них, в органы, исполняющие наказание, и освобождением от этих обязанностей внутренних войск МВД России, надзор за исполнением законов соответствующими службами возложить на прокуроров, осуществляющих надзор за законностью исполнения уголовных наказаний. На них же возложить надзор за соблюдением законности в деятельности специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.
10. Установить четкое взаимодействие в работе прокуратур по надзору за соблюдением законов в ИТУ и территориальных, особенно в вопросах борьбы с преступностью.
11. Регулярно проверять соблюдение законов при исполнении наказания в виде исправительных работ без лишения свободы, добиваться or соответствующих органов принятия мер к повышению эффективности этого вида наказания.
12. Усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией ИТУ, ВТК, следственных изоляторов, а также органами внутренних дел, в подчинении которых находятся эти учреждения. Работу с поступающими жалобами рассматривать как важнейшую составную часть деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключенных. Добиваться, чтобы по каждой обоснованной жалобе или заявлению были приняты исчерпывающие меры, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты. Наиболее серьезные из них проверять с выездом на место
13. Прокурорам субъектов Федерации повысить спрос с прокуроров по надзору за соблюдением законов в ИТУ, оказывать им необходимую помощь. Запретить отвлечение этих работников для выполнения обязанностей, не связанных с надзором за законностью исполнения уголовных наказаний.
14. В целях обеспечения гласности в работе установить деловые связи с общественными организациями, которые занимаются проблемами исполнения наказаний, оказывать необходимую помощь и содействие в выполнении ими своих обязанностей.
15. Управлению Генеральной прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний укрепить контакты с научными учреждениями и учебными заведениями Генеральной прокуратуры и принять дополнительные меры по совершенствованию организации прокурорского надзора на данном направлении. Систематически анализировать состояние прокурорского надзора и законности в местах лишения свободы, выявлять и распространять положительный опыт работы, принять меры к улучшению организации профессиональной учебы отраслевых кадров. Обеспечить действенный надзор за законностью в деятельности центральных органов управления уголовно-исполнительной системы МВД России, добиваясь фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, военным прокурорам и прокурорам по надзору за соблюдением законов в ИТУ.
Считать недействующим приказ Генерального прокурора СССР N 74 от 30 сентября 1987 г.
И.о. Генерального прокурора |
А.Н. Ильюшенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выявлены недостатки и просчеты в деятельности специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых учреждениях (ВТУ). В местах лишения свободы получили широкую распространенность различные правонарушения, осужденными и заключенными совершается немало преступлений, в том числе тяжких. Наблюдаются случаи произвола и грубости со стороны сотрудников ИТУ, следственных изоляторов, вступление их в запрещенные связи с осужденными и заключенными. Повсеместно нарушается закон в части материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных. Многие освобожденные из мест лишения свободы вовлекают в преступную деятельность других лиц, становятся организаторами уголовных формирований, в том числе в сфере наркобизнеса, рэкета, теневой экономики и других форм организованной преступности.
В целях усиления эффективности прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний и предупреждения правонарушений в указанных учреждениях территориальным органам Генеральной прокуратуры РФ поручено организовать действенный надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства, нацелив его на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания под стражей, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы. При проверках состояния законности в ИТУ и ВТУ, режима и условий содержания осужденных, реализации правовых норм, регулирующих их трудовое использование, проведении воспитательной работы особое внимание следует обращать на причины вскрытых нарушений, реальность принятых мер по результатам предыдущих прокурорских проверок.
Предписано установить жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, полнее использовать прокурорские полномочия для повышения ответственности руководителей органов внутренних дел за обеспечение законности в исправительно-трудовых учреждениях.
В связи с передачей функций по охране ИТУ и ВТК, а также контроля за лицами, содержащимися в них, в органы, исполняющие наказание, и освобождением от этих обязанностей внутренних войск МВД России надзор за исполнением законов соответствующими службами возлагается на прокуроров, осуществляющих надзор за законностью исполнения уголовных наказаний. На них же возлагается надзор за соблюдением законности в деятельности специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1994 г. N 67 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 февраля 1997 г. N 8 настоящий приказ признан недействующим