город Омск |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А46-1591/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7533/2019) муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.05.2019 по делу N А46-1591/2019 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании незаконным и отмене предписания от 02.11.2016 N 02-02-38/36,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бакун Любови Михайловны,
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" - Князева Нина Викторовна по доверенности от 09.01.2019 N 7-ИП/04;
от Бакун Любови Михайловны - лично, предъявлен паспорт,
установил:
муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания" (далее - МП г. Омска
"Тепловая компания", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - ГЖИ Омской области, Инспекция, заинтересованное лицо) об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю от 02.11.2016 N 02-02-38/36.
Определением суда от 15.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор, на стороне заинтересованного лица, привлечена Бакун Любовь Михайловна (собственник квартиры N 140 многоквартирного дома N 21 по проспекту Комарова в г. Омске), (далее - Бакун Л.М.).
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.05.2019 по делу N А46-1591/2019 в удовлетворении требований МП г. Омска "Тепловая компания" отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Предприятие обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что по состоянию на 07.11.2018 спорный многоквартирный дом не оснащен поверенным и опломбированными индивидуальными приборами учета по отоплению, в связи с чем начисление в 2017-2018 году производилось исходя из 1/12 объема потребления за предыдущий год с корректировкой 1 раз в год, что соответствует пунктам 3 (1), 3 (2) Приложения N 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном дом" вступило в силу с 01.01.2019 оснований для перерасчета за период с 10.07.2018 по 30.09.2018 у Предприятия не имеется.
Бакун Л.М. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
ГЖИ Омской области, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель МП г. Омска "Тепловая компания" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Бакун Л.М. возразила на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании распоряжения N 1945 от 8.10.2018 в отношении МП г. Омска "Тепловая компания" Государственной жилищной инспекцией Омской области проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведения проверки установлено, что поставщиком тепловой энергии многоквартирного дома (далее - МКД) N 21 по проспекту Комарова в городе Омске является МП г. Омска "Тепловая компания".
Общество с ограниченной ответственностью "ОЭК" (далее - ООО "ОЭК") в соответствии с агентским договором производило начисление платы за коммунальную услугу по отоплению указанного МКД от имени и по поручению МП г. Омска "Тепловая компания".
По информации МП г. Омска "Тепловая компания" указанный МКД оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии, все жилые помещения МКД оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии, сроки проверочных интервалов некоторых ИПУ тепловой энергии истекли, нежилые помещения МКД подключены к отдельному вводу и объемы потребления тепловой энергии нежилыми помещениями учитываются отдельными приборами учета тепловой энергии.
В ходе проверки установлено, что в 2017 году и в период с января 2018 года по июнь 2018 года ежемесячное начисление платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры N 140 указанного МКД осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по ОДПУ за 2016 год и 2017 год соответственно.
В период с июля 2018 года по сентябрь 2018 года ежемесячное начисление платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры N 140 указанного МКД осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по ОДПУ за 2017 год без учета показаний ИПУ тепловой энергии и составило 1 408 руб. 42 коп., т.е. по квартире N 140 МКД, оборудованного ОДПУ тепловой энергии, и в котором при вводе в эксплуатацию все жилые помещения были оборудованы ИПУ тепловой энергии, в период с июля 2018 года по сентябрь 2018 года производилось начисление платы за коммунальную услугу по отоплению не в соответствии с пунктом 42 (1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354), Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца" (далее - Постановление КС РФ от 10.07.2018 N 30-П).
По результатам контрольных мероприятий 02.11.2018 заинтересованным лицом составлен акт проверки N 02-03-38/263 и Предприятию выдано предписание N 02-02-38/36, в соответствии с которым на Предприятие возложена обязанность в срок до 11.12.2018 произвести расчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам квартиры N 140 указанного МКД в соответствии с требованиями законодательства; произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам квартиры N 140 указанного МКД за период с 10.07.2018 по 30.09.2018 в соответствии с требованиями законодательства.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 10.07.2018 N 30-П, пришел к выводу о том, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в МКД возможно только при наличии обстоятельств, указанных Постановлением КС РФ от 10.07.2018 N 30-П. Установив, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом Постановления КС РФ от 10.07.2018 N 30-П возможно только с 10.07.2018, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ежемесячное начисление платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры N 140 спорного МКД в период с июля 2018 года по сентябрь 2018 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по ОДПУ за 2017 год без учета показаний ИПУ тепловой энергии произведено в нарушение положений пункта 42 (1) Правил N 354 и вышеуказанного Постановления КС РФ N 30-П
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Постановлением правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Также, до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Ввиду того, что до 01.07.2016 на территории города Омска и Омской области, действовал порядок начисления платы за отопление, утвержденный Правилами N 307, следует, что с 01.07.2016, в том числе и в настоящее время, на территории города Омска и Омской области, начисление платы за отопление собственникам помещений в многоквартирных домах должно производится равномерно в течение календарного года (из расчета 1/12), с учетом положений пункта 42 (1) Правил N 354.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий); в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац четвертый).
Постановлением КС РФ от 10.07.2018 N 30-П взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 ЖК РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил N 354, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний ИПУ тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным ОДПУ тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из названного Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен ОДПУ тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил N 354, принимая в расчет для тех помещений, в которых ИПУ отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В рассматриваемом случае МКД дом при вводе в эксплуатацию был оснащен коллективным ОДПУ тепловой энергии и все помещения в нем были оборудованы ИПУ тепловой энергии.
При этом доводы Предприятия о том, что не все собственники жилых помещений провели поверку ИПУ, поэтому расчет платы за отопление производится исходя из показаний ОДПУ, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку такие действия ставят права и законные интересы одних собственников помещений в МКД в зависимость от недобросовестного поведения других собственников помещений в этом доме, необеспечивших своевременную поверку ИПУ тепловой энергии.
Более того, в отношении приборов учета, установленных в квартире N 140 рассматриваемого МКД, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие поверку приборов учета.
Исходя из вышеназванной позиции Конституционного Суда Российской Федерации доводы Предприятия о необходимости определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии) фактически создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в данном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной услуги, не обеспечивших надлежащую эксплуатацию, своевременную замену ИПУ тепловой энергии, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры N 140 указанного МКД в период с июля 2018 года по сентябрь 2018 года производилось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по ОДПУ за 2017 год без учета показаний ИПУ тепловой энергии в соответствии с пунктами 3 (1), 3 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354, и что постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном дом" вступило в силу с 01.01.2019, следовательно, оснований для перерасчета за период с 10.07.2018 по 30.09.2018 у Предприятия не имеется., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьями 6 и 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Постановление КС РФ от 10.07.2018 N 30-П вступило в силу немедленно после провозглашения опубликованона официальном интернет-портале правовой информации
http://www.pravo.gov.ru 12.07.2018, в "Российской газете" 16.07.2018.
Следовательно, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом Постановления КС РФ от 10.07.2018 N 30-П N 30 возможно с 10.07.2018, проведение перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению за период ранее 10.07.2018 указанным Постановлением не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом ГЖИ Омской области, поддержанным судом первой инстанции, о том, что ежемесячное начисление платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры N 140 указанного МКД в период с июля 2018 года по сентябрь 2018 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по ОДПУ за 2017 год без учета показаний ИПУ тепловой энергии произведено в нарушение положений пункта 42 (1) Правил N 354 и Постановления КС РФ от 10.07.2018 N 30-П.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Предприятия удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 22.05.2019 по делу N А46-1591/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1591/2019
Истец: Муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Бакун Любовь Михайловна