Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 29 июня 1994 г. N 31
"О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. N 34 настоящий приказ признан недействующим
Кардинальное улучшение всей работы по предупреждению и пресечению преступных проявлений, обуздание агрессивной, насильственной преступности, защита граждан, общества и государства от преступных посягательств являются важнейшей задачей правоохранительных органов.
Преступность угрожает основным устоям российской государственности и конституционной законности, безопасности граждан.
В последнее время внимание органов прокуратуры к важнейшим проблемам борьбы с преступностью и ее предупреждения было ослаблено. Многие прокуроры утратили правильные ориентиры, нацеленность на достижение конкретных результатов в пресечении преступных посягательств, на неотвратимость наказания. Не используются в должной мере возможности по координации деятельности правоохранительных органов на основных направлениях борьбы с преступностью.
Не достигнуто необходимого единства и взаимодействия всех отраслей надзора. Материалы прокурорских проверок, уголовных дел слабо используются в предупредительных целях. Нет должной системы в надзоре за законностью в деятельности контролирующих органов, налоговых и таможенных служб.
Неудовлетворительно ведется борьба с коррупцией, преступлениями в экономике, особенно в банковско-финансовой сфере и внешнеэкономической деятельности.
Недостает последовательности в надзоре за регистрацией и рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях, требовательности к руководителям оперативно-розыскных служб, следственного аппарата за соблюдение законности в работе по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, принципиальности реагирования на допущенные нарушения при проведении задержаний, арестов граждан, осмотров, обысков и других процессуальных действий.
Следственный аппарат прокуратуры еще не вносит ощутимого вклада в расследование дел об организованной преступности, бандитизме и других тяжких преступлениях.
Участие прокуроров в рассмотрении в судах уголовных дел, поддержание государственного обвинения не всегда активно используется для достижения целей и задач правосудия, индивидуализации наказания, применения всей силы закона к опасным преступникам, опротестования незаконных и необоснованных приговоров.
Требует усиления надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы, где допускается немало грубых нарушений режима содержания осужденных.
В целях решительного повышения действенности прокурорского надзора приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Федерации, городов и районов, военным, транспортным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур нацелить деятельность органов прокуратуры на реализацию постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 апреля 1994 года и Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы.
Исходить из того, что борьба с преступностью и ее предупреждение, координация деятельности правоохранительных органов является важнейшим направлением в работе прокуратуры. На решении этой задачи сконцентрировать внимание всех отраслей прокурорского надзора, в полной мере используя предоставленные законом средства и полномочия.
Основные усилия сосредоточить на мерах по борьбе с организованной, корыстно-насильственной преступностью, коррупцией, бандитизмом, обеспечении общественного порядка и безопасности граждан, закрытии каналов хищнического растаскивания национального достояния, стратегических и сырьевых ресурсов.
2. Глубоко анализировать состояние преступности, изменения в ее характере, структуре и динамике. Вытекающие из анализа проблемы организации борьбы с преступностью, совершенствования прокурорского надзора регулярно обсуждать на коллегиях прокуратур, координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, принимать своевременные и энергичные меры противодействия негативным процессам.
Регионы, где складывается наиболее напряженное положение дел с преступностью, держать под контролем, оказывать практическую помощь в организации работы.
3. Неослабное внимание уделять обеспечению своевременного и полного раскрытия преступлений с тем, чтобы принимались исчерпывающие меры к выявлению и изобличению виновных. Остро реагировать на бездеятельность в установление# и розыске преступников, необоснованные решения о приостановлении и прекращении уголовных дел.
В каждой прокуратуре обеспечить систему действенного надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Добиваться, чтобы каждое заявление было зарегистрировано и проверено в установленном законом порядке.
Законность разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях проверять не реже одного раза в месяц.
4. Осуществляя надзор за полнотой, всесторонностью и объективностью расследования, соблюдением процессуальных требований, прав и законных интересов граждан, особенно жертв преступлений, в необходимых случаях оказывать следователям помощь в организации расследования, взаимодействия с органами дознания, в сборе и оценке доказательств, лично участвовать в производстве наиболее важных следственных действий, давать письменные указания и контролировать их исполнение.
Прокурорам лично выезжать на места происшествий по делам о бандитских налетах, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах. Принимать меры к оперативному и квалифицированному проведению всех необходимых первоначальных следственных действий.
Дела о преступлениях этих категорий, а также о наиболее серьезных преступлениях, совершенных организованными преступными группами, о взяточничестве ответственных должностных лиц держать на особом контроле. Строго соблюдать установленный порядок направления вышестоящим прокурорам спецдонесений о наиболее серьезных преступных проявлениях.
Повысить роль следственного аппарата прокуратуры в борьбе с опасными преступлениями. Наиболее актуальные дела принимать к производству Генеральной прокуратуры, прокуратур субъектов Федерации.
Поощрять следователей, проявивших инициативу, оперативность и профессиональное мастерство при раскрытии и расследовании тяжких преступлений.
5. В организации надзора за законностью в оперативно-розыскной деятельности основной упор делать на то, чтобы она обеспечивала выполнение своей главной задачи - предупреждение, своевременное выявление, пресечение и раскрытие преступлений, чтобы оперативно-розыскные мероприятия находили практическую реализацию и активно проводились в ходе всего следствия, чтобы установленные при проведении оперативно-розыскных мероприятий факты должным образом фиксировались и могли быть использованы в качестве доказательств в соответствии с процессуальным законом.
6. Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте, второму управлению, Главному управлению по надзору за исполнением законов в Вооруженных Силах, прокурорам республик, краев, областей усилить профилактическую направленность надзорных проверок и опротестования незаконных правовых актов. Основное внимание обратить на предупреждение и выявление злоупотреблений в ходе приватизации, в банковской и внешнеэкономической деятельности, при исполнении налогового законодательства.
Совместно с МВД, ФСК, Департаментом налоговой полиции, Государственным таможенным комитетом, а также Контрольным управлением Президента Российской Федерации и другими контролирующими органами разработать порядок передачи в следственные органы и в органы прокуратуры материалов о злоупотреблениях и других правонарушениях, содержащих признаки преступлений. Обеспечивать своевременное и законное разрешение каждого такого материала. По сигналам о наиболее серьезных нарушениях законности проводить совместные проверки.
В целях более глубокого выявления и устранения причин и условий, способствовавших преступной деятельности, активно использовать материалы предварительного следствия, а также рассмотренных в судах уголовных, гражданских и арбитражных дел.
7. Особое внимание обращать на строгое выполнение законов, определяющих особенности предупреждения преступности среди несовершеннолетних, расследования и судебного рассмотрения дел этой категории. Принимать исчерпывающие меры к охране прав подростков, вытекающих из действующего законодательства и международно-правовых норм, выявлению и устранению обстоятельств, способствующих преступлениям.
8. Руководителям прокуратур обеспечивать высокий уровень поддержания государственного обвинения в судах. В обязательном порядке поддерживать государственное обвинение по делам об организованной преступности, бандитизме, умышленных убийствах, взяточничестве, контрабанде и других опасных преступлениях с тем, чтобы лица, их совершившие, несли строгое наказание. В случаях, предусмотренных законом, вносить предложения о назначении дополнительных мер наказания. По наиболее актуальным делам поддерживать обвинение лично.
Обеспечить опротестование каждого незаконного и необоснованного судебного постановления.
Выводы, вытекающие из результатов рассмотрения в судах уголовных дел, использовать для повышения качества следствия, совершенствования прокурорско-следственной практики.
9. При проверках соблюдения законности в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, в местах лишения свободы своевременно и принципиально реагировать на нарушения законности, режима содержания задержанных, арестованных и осужденных, в том числе на послабления опасным преступникам. Особое внимание обращать на соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов и членов преступных группировок.
10. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, учебным заведениям Генеральной прокуратуры решительно повысить уровень научных исследований по вопросам борьбы с преступностью и ее предупреждения, а также работы по переподготовке кадров.
Подчинить научно-исследовательскую и учебную работу решению практических задач, проводить ее в тесной взаимосвязи с управлениями и отделами Генеральной прокуратуры, прокуратурами республик, краев, областей.
11. Заместителям Генерального прокурора, руководителям управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Федерации, военным, транспортным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур обеспечивать конкретность руководства деятельностью подчиненных, добиваться четкой и слаженной работы всего оперативного состава прокуратур, направляя их усилия на решение наиболее острых, злободневных проблем борьбы с преступностью, усилить контроль исполнения, спрос и ответственность за порученное дело.
12. Всем прокурорам установить деловые контакты со средствами массовой информации. Систематически и оперативно информировать общественность через печать, радио, телевидение о мерах, принимаемых прокуратурой по борьбе с преступностью, результатах расследования и судебного рассмотрения дел о бандитизме, коррупции и других преступлениях, представляющих общественный интерес, а также о выявляемых нарушениях законности в ходе прокурорских проверок. Объективно вскрывать причины негативных явлений и показывать реальные меры по их устранению.
13. Прокурорам субъектов Федерации, военным, транспортным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур сообщать в Генеральную прокуратуру о ходе выполнения настоящего приказа в докладных записках по итогам года.
14. Положения ранее изданных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, противоречащие настоящему приказу, не применяются.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. Генерального прокурора |
А.Н. Ильюшенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кардинальное улучшение всей работы по предупреждению и пресечению преступных проявлений, обуздание агрессивной, насильственной преступности, защита граждан, общества и государства от преступных посягательств являются важнейшей задачей правоохранительных органов.
В последнее время внимание органов прокуратуры к важнейшим проблемам борьбы с преступностью и ее предупреждения было ослаблено. Не используются в должной мере возможности по координации деятельности правоохранительных органов на основных направлениях борьбы с преступностью, не достигнуто необходимого единства и взаимодействия всех отраслей надзора, нет должной системы в надзоре за законностью в деятельности контролирующих органов, налоговых и таможенных служб, неудовлетворительно ведется борьба с коррупцией, преступлениями в экономике, особенно в банковско-финансовой сфере и внешнеэкономической деятельности. Участие прокуроров в рассмотрении в судах уголовных дел, поддержание государственного обвинения не всегда активно используется для достижения целей и задач правосудия, индивидуализации наказания, применения всей силы закона к опасным преступникам, опротестования незаконных и необоснованных приговоров.
В связи с этим Генеральная прокуратура РФ поручает территориальным органам провести мероприятия по повышению действенности прокурорского надзора. В частности, основные усилия необходимо сосредоточить на мерах по борьбе с организованной, корыстно-насильственной преступностью, коррупцией, бандитизмом, обеспечении общественного порядка и безопасности граждан, закрытии каналов хищнического растаскивания национального достояния, стратегических и сырьевых ресурсов.
Также следует обеспечить систему действенного надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, надзор за полнотой, всесторонностью и объективностью расследования, соблюдением процессуальных требований, прав и законных интересов граждан, особенно жертв преступлений. Особое внимание должно быть обращено на строгое выполнение законов, определяющих особенности предупреждения преступности среди несовершеннолетних, расследования и судебного рассмотрения дел этой категории.
Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 29 июня 1994 г. N 31 "О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. N 34 настоящий приказ признан недействующим