Письмо Министерства образования и науки РФ 29 мая 2007 г. N 03-1180
Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации подготовил и направляет для практического применения Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования").
Реализация данных Рекомендаций может осуществляться образовательными учреждениями по мере их готовности к переходу на профильное обучение.
Данные Рекомендации действуют наравне с Рекомендациями по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 19.03.2002 N 18-52-857ин/18-28) в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.1998 N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации").
Приложения:
Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования на 7 л.
Рекомендуемое распределение профессий НПО и специальностей СПО по профилям получаемого профессионального образования на 4 л.
Заместитель директора Департамента |
Н.М. Розина |
Проект
Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
Образовательная программа среднего (полного) общего образования реализуется образовательными учреждениями начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО) как самостоятельная, при наличии у них соответствующей лицензии, так и в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150);
приказами Минобразования России от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
Образовательная программа среднего (полного) общего образования является единой для всех форм получения образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.
Распределение обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных предметов в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, согласованное с федеральным компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования, представлено в таблице 1. Для каждого профиля выделены базовые и профильные учебные предметы в соответствии со спецификой профессиональной образовательной программы по профессии НПО.
Таблица 1.
Примерные объемные параметры общеобразовательной подготовки в учреждениях НПО с учетом профилей получаемого профессионального образования
Учебные предметы |
Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля профессионального образования в часах |
|||||
Технический профиль |
Естественнонаучный профиль |
Социально-экономический профиль |
||||
Федеральный компонент | ||||||
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
|
Базовые |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
Литература |
195 |
Литература |
195 |
Литература |
195 |
|
Иностранный язык |
156 |
Иностранный язык |
156 |
Иностранный язык |
156 |
|
История |
117 |
История |
117 |
История |
117 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
156 |
Обществознание (включая экономику и право) |
156 |
Обществознание |
78 |
|
Химия |
78 |
Математика |
273 |
Естествознание |
195 |
|
Биология |
78 |
Информатика и ИКТ |
78 |
География |
39 |
|
Физическая культура |
156 |
Физическая культура |
156 |
Физическая культура |
156 |
|
ОБЖ |
39 |
ОБЖ |
39 |
ОБЖ |
39 |
|
|
Итого |
1053 |
|
1248 |
|
1053 |
Профильные |
Математика |
351-312 |
Физика |
234-173 |
Экономика |
156-117 |
Физика |
273-178 |
Химия |
195-117 |
Право |
156-100 |
|
Информатика и ИКТ |
195-95 |
Биология |
195-100 |
Математика |
312-273 |
|
|
|
|
|
Информатика и ИКТ |
195-95 |
|
|
Итого |
819-585 |
|
624-390 |
|
819-585 |
Итого |
1872-1638 |
|
1872-1638 |
|
1872-1638 |
|
Практическое обучение |
936-1170 |
|
936-1170 |
|
936-1170 |
|
Всего |
2808 |
|
2808 |
|
2808 |
Федеральный компонент среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях НПО реализуется на первом и втором курсах обучения. На первом курсе проводится повторение, систематизация и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися в основной общеобразовательной школе по предметам, значимым для освоения образовательной программы НПО. Общеобразовательные предметы и необходимое количество часов для их повторения образовательные учреждения НПО определяют самостоятельно с учетом подготовленности обучающихся к освоению конкретной профессии.
В образовательных учреждениях НПО знания и умения обучающихся, полученные в ходе общеобразовательной подготовки, углубляются и расширяются при изучении дисциплин общетехнического, общепрофессионального и профессионального циклов профессиональной образовательной программы НПО.
На первом и втором курсах может проводиться производственное обучение по одной из профессий рабочих в рамках профессиональной образовательной программы НПО в объеме 936-1170 часов учебного времени.
Распределение обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных предметов в пределах основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, согласованное с федеральным компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования, представлено в таблице 2.
Таблица 2
Примерные объемные параметры общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО с учетом профилей получаемого профессионального образования
Учебные предметы |
Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля профессионального образования в часах |
|||||||
Технический профиль |
Естественнонаучный профиль |
Социально-экономический профиль |
Гуманитарный профиль |
|||||
Федеральный компонент | ||||||||
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
|
Базовые |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
Иностранный язык |
117 |
Литература |
117 |
Литература |
117 |
Литература |
117 |
Обществознание (включая экономику и право) |
117 |
|
Иностранный язык |
78 |
Иностранный язык |
78 |
Иностранный язык |
78 |
Математика |
117 |
|
История |
117 |
История |
117 |
История |
117 |
Информатика |
117 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
117 |
Обществознание (включая экономику и право) |
117 |
Обществознание |
78 |
Естествознание |
78 |
|
Химия |
78 |
Математика |
156 |
География |
39 |
География |
78 |
|
Биология |
78 |
Информатика и ИКТ |
78 |
Естествознание |
117 |
МХК |
78 |
|
Физическая культура |
78 |
Физическая культура |
78 |
Физическая культура |
78 |
Физическая культура |
78 |
|
ОБЖ |
39 |
ОБЖ |
39 |
ОБЖ |
39 |
ОБЖ |
39 |
|
|
Итого |
780 |
|
858 |
|
741 |
|
819 |
Профильные |
Математика |
312 |
Физика |
156 |
Экономика |
117 |
Русский язык |
117 |
Физика |
195 |
Химия |
195 |
Право |
117 |
Литература |
234 |
|
Информатика и ИКТ |
117 |
Биология |
195 |
Математика |
312 |
История |
234 |
|
|
|
|
|
Информатика и ИКТ |
117 |
|
|
|
|
Итого |
624 |
|
546 |
|
663 |
|
585 |
Всего |
1404 |
|
1404 |
|
1404 |
|
1404 |
Федеральный компонент среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО, как правило, реализуется на первом курсе. Для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей предлагается изучение интегрированного курса "Естествознание".
В первый год обучения студенты получают общеобразовательную подготовку, которая позволяет приступить к освоению профессиональной образовательной программы по специальности. Продолжение общеобразовательной подготовки происходит на последующих курсах обучения за счет изучения разделов и тем учебных дисциплин таких циклов профессиональной образовательной программы по специальности как "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" ("Основы права", "Русский язык и культура речи", "Иностранный язык" и др.), "Математические и общие естественнонаучные дисциплины" ("Математика" и "Информатика"), а также отдельных дисциплин общепрофессионального цикла.
Реализация среднего (полного) общего образования по ряду специальностей группы "Культура и искусство" и "Образование и педагогика" имеет свои особенности, связанные с необходимостью непрерывной профессиональной подготовки будущего специалиста и характером его профессиональной деятельности. С учетом этих особенностей общеобразовательная программа включена в примерные учебные планы (приложение к государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГОС СПО), в соответствии с которыми осуществляется ее реализация.
При реализации профильного обучения в рамках профессиональной образовательной программы по ряду педагогических специальностей (050702 Организация воспитательной деятельности, 050704 Дошкольное образование, 050705 Специальное дошкольное образование, 050709 Преподавание в начальных классах, 050710 Педагогика дополнительного образования, 050711 Социальная педагогика, 050718 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050720 Физическая культура, 050721 Адаптивная физическая культура) образовательное учреждение вправе самостоятельно проектировать содержание профильного обучения в зависимости от особенностей специальности. При реализации программы среднего (полного) общего образования за два года образовательное учреждение самостоятельно определяет объемы часов по базовым и профильным дисциплинам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минобрнауки России подготовлены Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (НПО/СПО).
Рекомендации разработаны в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. N 1312). Реализация Рекомендаций может осуществляться образовательными учреждениями по мере их готовности к переходу на профильное обучение.
Образовательная программа среднего (полного) общего образования реализуется образовательными учреждениями НПО и СПО как самостоятельная, при наличии у них соответствующей лицензии, так и в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования. Образовательная программа среднего (полного) общего образования является единой для всех форм получения образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.
Представлены примерные таблицы, отражающие распределение обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных предметов в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования. Для каждого профиля выделены базовые и профильные учебные предметы в соответствии со спецификой профессиональной образовательной программы по соответствующей профессии.
Приведено примерное распределение профессий НПО и специальностей СПО по профилям получаемого профессионального образования.
Письмо Министерства образования и науки РФ 29 мая 2007 г. N 03-1180
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", октябрь 2007 г., N 19, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 2007 г., N 31