город Ростов-на-Дону |
|
08 августа 2019 г. |
дело N А53-10701/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заинтересованного лица: представитель Лобода К.А. по доверенности от 18.04.2019 N 261, удостоверение ТО 651783;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финсоюз Актив Юг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.05.2019 по делу N А53-10701/2019, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финсоюз Актив Юг"
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области
о признании недействительным решения об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Финсоюз Актив Юг" (далее - ООО "Финсоюз Актив Юг", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - УФССП России по РО) о признании недействительным решения от 15.03.2019 N 61919/19/15914-ДБ об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обществ с ограниченной ответственностью "Финсоюз Актив Юг" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что лица, указанные в решении N 61919/19/15914-ДБ от 15.03.2019 года, не являются работниками, занимающими должности члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа и, соответственно, на них не распространяются требования, предусмотренные пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона. Применение ко всем работником Общества ограничений указанных в Законе не является правомерным. Требования, установленные пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона устанавливают квалификационные ограничения только для работников, занимающих должности члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Финсоюз Актив Юг", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечило. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, В УФССП России по РО 01.03.2019 поступило заявление ООО "Финсоюз Актив Юг" о включении сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр с приложением определенных документов.
14.03.2019 поступил перечень работников ООО "Финсоюз Актив Юг" с указанием даты приема работников.
По результатам проверки предоставленных документов, а также сведений, содержащихся в ПК АИС ФССП России по РО и Банке данных исполнительных производств ФССП России, УФССП России по РО установлено нарушение пункта 11 части 1, пункта 7 части 4, части 6 статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", выразившееся в наличии вступивших в законную силу судебных актов о взыскании задолженности, не исполненных в срок более тридцати рабочих дней, в отношении 66 работников ООО "Финсоюз Актив Юг".
Указанные нарушения послужили основанием для вынесения 15.03.2019 и.о. руководителем УФССП России по РО решения об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности N 61919/19/15914-дБ.
Не согласившись с вынесенным решением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Финсоюз Актив Юг" обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из указанных правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1402 Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации и ее территориальные органы наделены функциями по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также по контролю и надзору за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" Федеральная службы судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее -Федеральный закон N 230-ФЗ) сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным Федеральным законом N 230-ФЗ, вносятся в государственный реестр в течение двадцати рабочих дней со дня предоставления юридическим лицом в уполномоченный орган следующих документов и сведений:
1) заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр, подписанное руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и номеров контактных телефонов;
2) копии учредительных документов;
3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 30 дней до даты представления документов;
4) сведения об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;
5) документы, содержащие сведения о размере чистых активов юридического лица, с приложением бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов;
6) копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности;
7) копии документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом;
8) копии документов, подтверждающих владение сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
9) выписка из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;
10) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Из материалов дела усматривается, что в УФССП России по РО 14.03.2019 от ООО "Финсоюз Актив Юг" поступило письмо с приложением перечня работников общества с указанием даты приема работников.
Приказом ФССП России от 28.12.2016 N 826 "Об утверждении формы отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, перечня документов и сведений, предоставляемых юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также сроков и периодичности их представления" в том числе утверждена форма сведений об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица, включенного в государственный реестр, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в соответствии с которой юридические лица предоставляют такие сведения при подаче заявления о включении сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр (пункт 4 части 2 статьи 12 Федерального закона N 230-ФЗ).
Глава 13 Федерального закона N 230-ФЗ определяет условия осуществления деятельности юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного виды деятельности, включенным в государственный реестр.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 Федерального закона N 230-ФЗ юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр, может являться только лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, в том числе учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган которого соответствуют требованиям, предусмотренным частями 2 - 3 данной статьи, и работники которого соответствуют требованиям, предусмотренным частью 4 данной статьи.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 13 Федерального закона N 230-ФЗ членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, не может быть назначено лицо, которое в течение трех лет, предшествующих назначению, допускало неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности на срок более тридцати рабочих дней.
В силу части 6 статьи 13 Федерального закона N 230-ФЗ работником лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, к функциям которого отнесено непосредственное взаимодействие с должником, не может являться лицо, не соответствующее требованиям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 5 Федерального закона N 230-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 230-ФЗ основанием для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр является несоответствие юридического лица, его органов, учредителей (участников) или работников требованиям данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона N 230-ФЗ решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр должно содержать мотивированное обоснование этого отказа с указанием всех причин, послуживших основанием для отказа. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр сообщается заявителю в письменной форме не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения уполномоченным органом документов и сведений, указанных в части 2 статьи 12 данного Федерального закона.
Таким образом, несоответствие 66 работниками ООО "Финсоюз Актив Юг" пункту 11 части 1, пункту 7 части 4, части 6 статьи 13 Федерального закона N 230-ФЗ является основанием для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр.
Согласно части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведений, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).
В соответствии с частью 3 статьи 6.1 Федерального закона N 229-ФЗ общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:
1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;
3) дата возбуждения исполнительного производства;
4) номер исполнительного производства;
5) наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес);
6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе;
6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;
7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;
8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);
9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 указанного Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 данного Федерального закона.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Финсоюз Актив Юг" имело возможность для установления наличия либо отсутствия в отношении работников вступивших в законную силу судебных актов о взыскании задолженности, не исполненных в срок более тридцати рабочих дней.
Федеральным законом N 230-ФЗ прямо установлена обязанность соблюдения работником юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, положений пункта 11 части 1, пункта 7 части 4 статьи 13 Федерального закона N 230-ФЗ. Между тем, общество, подавая в УФССП России по РО заявление о включении сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр, не могло не знать о необходимости соблюдения требований Федерального закона N 230-ФЗ, а также последствиях его нарушения и не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что лица, указанные в решении N 61919/19/15914-ДБ от 15.03.2019, не являются работниками, занимающими должности члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа и, соответственно, на них не распространяются требования, предусмотренные пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона, апелляционной коллегией не принимаются, поскольку в силу статей 13, 17 Закона N 230-ФЗ это является общим требованием для работников юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 13.03.2019 по делу N А48-4659/2018.
Обществом не указано, какие его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушает оспариваемое решение, равно как и не доказано, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2019 по делу N А53-10701/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10701/2019
Истец: ООО "ФИНСОЮЗ АКТИВ ЮГ", ООО ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ФИНСОЮЗ АКТИВ ЮГ МИЩЕНКО И.В.
Ответчик: УФССП по РО